The 5 Saddest Attempts to Take Over a Country
Мы, в нашем обществе, как правило, защищаем и болеем за более слабых. Когда мы слышим о восстании в Египте или в Ливии или в других местах, мы инстинктивно становимся на сторону задиристых мальчишек, которые идут с кулаками на Большого и Сильного.
Однако бОльшая часть попыток государственного переворота не вызывает таких возвышенных чувств. А некоторые из них иначе как дешевым фарсом и балаганом не назовешь.
- #5. Переворот Уфкира – попытка сбить королевский самолет
- Он промахнулся!
- #4. Девять белых расистов пытаются устроить переворот
- #3. Попытка захватить власть во Франции при помощи фальшивых документов
- #2. Повстанцы на военном корабле берут в заложники премьер-министра … и тут корабль тонет
- #1. Пивной путч Адольфа Гитлера
#5. Переворот Уфкира – попытка сбить королевский самолет
Каждый жестокий диктатор нуждается в злых приспешниках, чтобы придти на помощь в нужный момент. Проблема наличия злых прихвостней состоит в том, что со временем они говорят: «Подождите секундочку. А почему не я самый главный?» Единственная хорошая вещь в таком сценарии – иногда в результате получается смешно.
В нашей истории приспешника звали Мухаммед Уфкир (Mohamed Oufkir), который в 1960-ых годах был советником и правой рукой марокканского короля Хассана II. Он выполнял для своего короля грязную работу, разумеется, речь идет не о садоводстве. Он жестоко подавлял протесты, шпионил за своим собственным народом и было столько исчезновений людей, что французский суд, в конце концов, осудил его за убийство. Мухаммед Уфкир был таким закадычным другом, о котором мечтает всякий суперзлодей. Пока, как вы можете догадаться, его амбиции не возобладали над ним.
В начале 1970-х Уфкиру надоело играть роль второго плана, и он решил использовать старый добрый «недемократический способ смены власти», заручившись поддержкой марокканской армии.
В 1972 году король Хасан отбыл во Францию на конференцию. Почуяв свой шанс, Уфкир приступил к реализации своего хорошо продуманного плана. Когда король возвращался домой, Уфкир выслал не один, не два, – аж три реактивных истребителя, чтобы сбить самолет короля, когда тот будет пролетать над Средиземным морем. Насколько трудной была задача? На их стороне был элемент неожиданности и три истребителя против такой легкой и невооруженной мишени как Боинг 727!
Чего не учел Уфкир, это что его пилоты были не кем иным как Тремя Балбесами (Three Stooges – американское киношное комедийное трио, типа наших Никулина, Вицина и Моргунова). Когда истребители стали стрелять по королевскому самолету, они вдруг обнаружили, что у них на борту только учебные боеприпасы. Такой же ущерб можно нанести пуляясь шариками из игрушечного пистолета. Тут одному из пилотов пришла в голову блестящая идея – пойти на таран.
Он промахнулся!
Тогда король самолично в радиоэфире, своим собственным голосом сказал пилотам прекратить огонь, поскольку «тиран» уже убит. Счастливые тем, что сказал им этот парень (голос которого случайно похож на голос того, кого они пытались убить), пилоты истребителей вернулись домой. Миссия выполнена!
К тому времени, когда заговорщики поняли, что же всё-таки произошло, король уже приземлялся в своей столице – городе Рабат. Король Хассан II немедленно приказал арестовать несколько сотен офицеров-предателей и был готов схватить своего недавнего приятеля Уфкира. Но Уфкир к тому времени «покончил с собой». Король Хасан после этого продолжал править страной вплоть до своей кончины от сердечного приступа в 1999 году.
#4. Девять белых расистов пытаются устроить переворот
Можете себе представить, как выглядела бы попытка сделать в стране переворот в исполнении дошкольников? Мы тоже можем. К счастью, операция «Рыжий пес» (Operation Red Dog) дает возможность представить, как это может быть – только вместо замызганных малышей, штурмующих берег на трехколесных велосипедах, вообразите сторонников превосходства белой расы. Прибавьте характерные прически и шорты из обрезанных джинсов. Но суть останется той же.
Эта история началась в 1979 году, когда политик-расист Дэвид Дьюк (David Duke), который явно был рожден стать свахой, свел американских куклуксклановцев с канадскими неонацистами. То упоение, с которым эти люди предавались совместной ненависти к темнокожим заставило их навеки соединиться вместе и не могло не увенчаться какой-нибудь расовой войной. Но вот беда! Для команды «Ненависть» не нашлось подходящей ниши на рынке.
Разработанный план был до неприличия нелеп, и можно подумать, что он принадлежит какому-нибудь очередному злодею из «бондиады»: вторгнуться в какую-нибудь страну и посадить там дружественное к их деловой активности марионеточное правительство. Ведь вести дела в Канаде или в Соединенных Штатах было бы для них безумием.
Их выбор пал на Доминику (государство на одноимённом острове в Карибском море). Заговорщикам удалось привлечь на свою сторону бывшего премьер министра этой страны. Представители апартеида Южной Африки предложили финансировать авантюру, как будто бы эта разношерстная команда заговорщиков была не достаточно расистской. К началу 1981 года супергруппа вторжения была готова, только вот «готовность» – понятие довольно субъективное. Первой их ошибкой, вероятно, было привлечение людей, ничего не смыслящих в проведении военных спецопераций. Покупка только одного судна – ошибка номер два. Вывесить свастику на их единственном судне, стоявшем у причала в Новом Орлеане, – их третья ошибка.
С этого момента попытка переворота окончательно превратилась в комедию.
Первоначально нанятая команда судна почему-то испугалась и отказалась выходить в море, так что им пришлось нанимать нового капитана и новую команду. Новому капитану понадобилось не более пяти минут, чтобы заподозрить неладное, и он немедленно доложил о странной компании в Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (БАТО). Затем Бюро арестовало бывшего доминиканского премьер-министра, на котором был завязан весь план. И тут произошло самое интересное: ключевая фигура заговора в тюрьме, все их планы раскрыты, но герои решили идти до конца и вторгнуться на Доминику в любом случае.
Через несколько дней, без капитана и премьер-министра, оставшиеся девять заговорщиков начали погрузку на судно в Новом Орлеане. И тут БАТО их всех арестовало. Тогда и выяснилась главная неудача всего предприятия: трое из девяти участников команды вторжения были агентами БАТО, работавшими под прикрытием. Журналисты быстро прозвали это фиаско «Лужей свиней» (Bayou of Pigs), по аналогии с провальным вторжением на Кубу в заливе Свиней (Bay of Pigs) в 1961 году. В итоге, конспираторы получили по три года тюремного заключения за то, чего даже близко не совершали.
#3. Попытка захватить власть во Франции при помощи фальшивых документов
В 1812 году простого французского парня и бывшего мушкетера Клода-Франсуа де Мале (Claude Francois de Malet), посетила отличная идея – он свергнет правительство Наполеона.
И не важно, что у него не было поддержки со стороны военных. Его нисколько не смущал и тот факт, что на момент рождения блестящей мысли он находился в больнице для душевнобольных. Его поддерживали несколько роялистов, которые хотели видеть троне короля, и у него было то, что необходимо любому заговорщику: безумный блеск в глазах.
В то время, когда Наполеон Бонапарт сражался в России, Мале удалось сбежать из лечебницы. Он украл генеральский мундир (который он носил с удовольствием) и сварганил фальшивые бумаги, с помощью которых он рассчитывал осуществить свой дерзкий план. А что за план? Сообщить всем что Наполеон мертв и что теперь он главный.
Итак, первым, к кому обратился «генерал» Мале был полковник Французской Национальной гвардии. Полковник, увидев бумаги, был на 100% уверен, что все сказанное генералом – правда. Полковника не смутило, что он впервые видит этого человека и что в бумагах был приказ об аресте нескольких наполеоновских чиновников. Нужно отдать Мале должное, он умел быть убедительным. Среди бумаг был приказ о производстве именно этого полковника в генералы.
Новоиспеченный генерал дал фальшивому генералу войска, и фальшивый генерал отправился к тюрьме Ла Форс освободить некоторых из своих старых дружков. Никто и глазом не моргнул – может быть потому, что на этой стадии Мале начал стрелять несогласным в лицо. Да, наверное поэтому.
Мале уже находился в двух шагах от того, чтобы взять под свой контроль все войска, находящиеся в Париже, когда допустил огромную ошибку: позволил присмотреться к своим поддельным бумагам. Полковник Жан Дусе (Jean Doucet) не был тем парнем, которого легко можно успокоить новой звездой на погоны – и он знал, что Наполеон писал письма уже после даты смерти, названой Мале. Не говоря уже о том, что он помнил предыдущую деятельность фальшивого генерала и был в курсе, что тот провел некоторое время в сумасшедшем доме.
В принципе, это было так же, как если бы ваш начальник по болезни не пришел на работу – и тут является временный работник, которого когда-то уволили за свисающие джинсы, и заявляет, что теперь он здесь всем командует.
План Мале провалился, после недолгих разбирательств его приговорили к смертной казни.
#2. Повстанцы на военном корабле берут в заложники премьер-министра … и тут корабль тонет
Следующая история стало известна миру как «Восстание на «Манхэттене»». Манхэттен – это корабль, подаренный Соединенными Штатами Таиланду в качестве акта доброй воли. Во время церемонии передачи младшие офицеры Таиландского королевского флота решили, что премьер-министру Плеку Пибунсонграму (Plaek Phibunsongkhram) пора в отставку. Его схватили и заперли на военном корабле Sri Ayutthaya.
Пока что все шло как довольно успешный переворот: премьер-министр взят в заложники и находится в заключении на корабле. К сожалению, у морских офицеров не было плана, как действовать дальше. Они надеялись, что офицеры, не посвященные в их план, сразу же бросятся их поддерживать. Однако этого не произошло. Так же они ожидали, что сторонники премьер-министра захотят вести переговоры, чтобы спасти его жизнь. Но и тут события приняли неожиданный поворот.
Через шесть часов после похищения армия, объединившись с полицией, начали атаковать мятежный корабль, на котором находился Пибунсонграм. Черт возьми! Этого никто не ожидал!
И это не было несколькими предупредительными выстрелами – из корабля выбили все дерьмо. Его расстреливали так яростно, что он затонул. Как ни странно, одним из немногих выживших оказался премьер-министр, он выплыл на берег целым и невредимым. Похоже, его совсем не обеспокоило, что его чуть было не укокошила собственная армия. В этот день армия, по сравнению с флотом, выглядела абсолютно лояльно.
Оказавшись без заложника, без планов и лишившись самоуважения, заговорщики были вынуждены сдаться. После этого флот был полностью распущен – так, на всякий случай, чтоб не воображали о себе слишком многого.
#1. Пивной путч Адольфа Гитлера
Все потенциальные мятежники, обратите внимание: Эта история о том, что все, что вам нужно для достижения успеха – это сила воли. Хотя стойте, нет! Это же история про Гитлера.
До того как стать воплощением зла, Гитлер был всего лишь сердитым парнем с бандой таких же как он сам. 8 ноября 1923 года власти Веймарской республики организовали дебаты в пивной – без пива в Германии важные дела не делаются. Молодой Гитлер решил, что пробил его час.
Кстати, когда вы слышите «пивная» — не рисуйте в своем воображении какой-то захудалый кабак с дешевым пойлом, с баварскими танцульками, катанием на механических быках и так далее. Это было огромное роскошное заведение, где разместились 3 тысячи человек, пришедших на выступление баварского лидера Густава фон Кара (Gustav Ritter von Kahr). Они пили пиво и слушали фон Кара … пока в дверь не ворвался Гитлер и 20 его соратников из Немецкой рабочей партии. В чем состоял их «план»? Взять в заложники троих лидеров, и держать пистолеты у их виска, пока те не присоединятся к заговорщикам.
У Гитлера было два козыря – пулемет и 600 штурмовиков (так что, возможно, это 601 козырь). Пулемет разместили в дверях, а штурмовики окружили здание. Адольф вскочил на стул, выстрелил в воздух и заорал:
«Национальная революция началась! Зал окружен. Никто не имеет права уйти. Баварское правительство и правительство в Берлине низложены. Новое правительство будет сформировано немедленно. Казармы рейхсвера и полиции захвачены, и уже подняли флаги со свастикой!»
Это заявление было бы сильным, будь что-либо из него правдой. Во всяком случае, казармы его люди не захватывали. Практически единственное, что было правдой в словах будущего фюрера, это что никто не мог покинуть пивную – из-за пулемета. Всех трех членов правящего триумвирата увели в отдельную комнату и заставили танцевать в то время как Гитлер стрелял им под ноги. А также просил их присоединиться к его новому правительству. К его полному изумлению все трое отказались.
И это было первым сбоем в планах: путчисты действительно всерьез думали, что власти смирятся и просто передадут им бразды правления. Но все же этого не случилось. Когда этого не случилось, Гитлер вышел к толпе и сделал то, что у него получалось лучше всего – произнес пламенную речь. Как не странно, публика была восхищена. Казалось – все! Начинается эпоха нацистов!
Не совсем так. Решив, что он уже победил, Гитлер уехал, но оказалось, что никто не знает, как поступить дальше. На следующий день кто-то крикнул: «Марш!», и 2 тысячи нацистов просто начали бродить по улицам Мюнхена, смутно надеясь, что к ним присоединятся армия и полиция.
Но вдохновить миллионы в этот раз не удалось. Наоборот, их ждали пули и аресты. Гитлер, к тому моменту вновь присоединившийся к процессу, уехал на поджидавшем его автомобиле, предоставив своих сторонников их собственной судьбе. 16 из них были убиты. Позднее он был арестован и отправлен в тюрьму по обвинению в государственной измене.
Если бы мир был хоть чуточку совершенней, мы бы знали об Адольфе Гитлере только то, что он был шутом, который поднял восстание и с плачем убежал, как только в ход пошло оружие. Но, к сожалению, мы знаем о нем гораздо больше…
Рекомендуем также: