Александра Михайловна Домонтович родилась в Санкт-Петербурге в 1872 году и выросла в относительной роскоши. Ее отец был генералом царской армии, а мать, дочь богатого финского бизнесмена, сбежавшая от брака по расчету, чтобы быть с отцом Александры, хотя позже она обещала сестру Александры состоятельному мужчине на пятьдесят лет старше.
Юной Александре не нравилась идея быть проданной с аукциона тому, кто предложит самую высокую цену. Вопреки воле родителей, в 21 год она вышла замуж за бедного двоюродного брата Владимира Коллонтая и родила ему сына. Но семейной жизни ей никогда не было достаточно.
Освободительная реформа 1861 года освободила крепостных в России от их феодальных господ и совпала с подъемом промышленного капитализма, бросив вызов самодержавному правлению царя Александра II. Освобожденные крестьяне стекались в городские районы, а такие города, как Санкт-Петербург, кишели бывшими крепостными, которым нечего было продавать, кроме своего труда.
- Женское движение в царской России
- Место женщины в семье
- Социалистическое движение
- Эмиграция
- Октябрьская революция
- Законы Коллантай о советской семье
- Роль женщины в социалистическом обществе
- Новая сексуальная мораль
- Борьба за равенство мужчин и женщин
- Последние годы жизни Александры Коллонтай
- Отмена запрета абортов и космос
- Негативная сторона Декрета Коллонтай
Женское движение в царской России
Социальные потрясения конца 19 века и растущее влияние марксизма в Европе вдохновили многих противников царя, чья тайная полиция отправила бесчисленное количество потенциальных революционеров в замерзшие земли Сибири.
Коллонтай возмутилась отвратительным положением крестьян и начала агитацию с женщинами-текстильщицами в Санкт-Петербурге, распространяя литературу и собирая деньги для поддержки забастовок, возглавляемых женщинами. Она вела вечерние занятия для рабочих и присоединилась к подпольным сетям, которые помогали политзаключенным и социалистам, преследуемым царским режимом.
Историк Рошель Рутшильд много писала о мощном феминистском движении в царской России, но Александра Коллонтай считала, что эти «буржуазные феминистки» не вытащат женщин рабочего класса из их нищеты. По ее мнению, все бедняки должны были работать вместе, чтобы свергнуть царский режим и взять под свой контроль средства производства.
Место женщины в семье
В конце концов Коллонтай оставила мужа и маленького сына, чтобы изучать экономику в Цюрихском университете.
Коллонтай считала, что женщины должны участвовать в рабочей силе, чтобы стать экономически независимыми от мужчин, но она также думала, что угнетение женщин уходит своими корнями в семью.
В своей брошюре 1909 года «Социальная основа женского вопроса» Коллонтай деконструировала эту динамику. «В современной семье, структура которой подтверждена обычаями и законом, женщина угнетена не только как личность, но и как жена и мать», — заметила она, добавив, что в большинстве стран «муж [имеет] не только право распоряжаться своим имуществом, но и право морального и физического господства над ней».
Имея это в виду, она начала представлять себе новую сексуальную мораль, которая могла бы освободить женщин от капитализма и патриархата.
По мнению Коллонтай, сексуальные отношения между мужчинами и женщинами были отравлены экономическими соображениями, лежащими в основе как брака, так и проституции. Не имея средств к существованию, у женщин не было другого выбора, кроме как продать себя мужчинам. В идеальном коммунистическом обществе, утверждала Коллонтай, мужчины и женщины будут вступать в сексуальные отношения только из-за истинной страсти и взаимной привязанности.
Социалистическое движение
Вернувшись в Россию, Коллонтай начала работать с Социал-демократической рабочей партией по организации работниц. Разочарованная шовинизмом, с которым она столкнулась среди мужчин-социалистов в ее окружении, Коллонтай утверждала, что оставаться в официальной партийной структуре было лучшим способом «концентрировать внимание партии на конкретных потребностях и требованиях работающих женщин».
Также рекомендуем
В этом она изначально присоединилась к более умеренной меньшевистской фракции социалистического движения, которая выступала за парламентскую реформу, а не за прямую революцию. Она также поняла по опыту, что пролетарские мужчины на самом деле не понимали места «женского вопроса» в более широком социалистическом деле, и настаивала на том, что женщины-социалисты обязаны их воспитывать.
Позиция Коллонтай во многом совпадала с позицией других женщин-социалисток, таких как Клара Цеткин в Германии, которая настаивала на том, чтобы женщины продолжали работать вместе с мужчинами. Социалистки не доверяли сепаратизму феминисток, потому что боялись, что независимые женские движения разделят рабочий класс и, таким образом, ослабят его общую власть. Это настойчивое стремление работать в формальных структурах власти в конечном итоге сделало Коллонтай самой влиятельной женщиной в правительстве.
Эмиграция
Коллонтай привлекла внимание царской полиции своей политической деятельностью, и в 1908 году перспектива длительного тюремного заключения в Сибири вынудила ее эмигрировать. До 1917 года она гастролировала по Европе, где писала, агитировала, читала лекции и сидела в различных тюрьмах за свою антивоенную активность.
Также рекомендуем
В 1915 году она провела пять месяцев, читая лекции о социализме, правах женщин и пацифизме на 4 разных языках в 81 городе США. с большевиками, которые оставались стойкими противниками «империалистической войны».
Октябрьская революция
Коллонтай вернулась в Россию в 1917 году и полностью поддержала Октябрьскую революцию, за что в середине ноября была назначена комиссаром социального обеспечения. Она занимала этот министерский пост в течение пяти месяцев, затем подала в отставку в знак протеста против ужасающих условий Брест-Литовского договора, положившего конец участию России в Первой мировой войне.
Законы Коллантай о советской семье
Однако за время своего краткого пребывания в должности Коллонтай заложила основу для ее достижение подписи. С помощью группы прогрессивных советских юристов она организовала принятие двух указов:
- одного о замене церковного брака гражданским браком,
- а другого о либерализации развода.
В октябре 1918 года высший законодательный орган Советского Союза включил эти декреты в новый семейный закон, отметавший многовековую патриархальную и церковную власть над жизнью женщин. Он устранил церковный контроль над браком и разводом, и отменил все законы, которые делали женщин собственностью и иждивенцами своих отцов или мужей, делая их равными мужчинам перед законом.
Супружеские пары больше не могли предъявлять претензии на имущество друг друга, а замужние женщины сохраняли полный контроль над своей заработной платой. Новый закон также отменил категорию «незаконнорожденных» детей и включил положения об алиментах для нетрудоспособных.
После принятия этого закона количество разводов резко возросло, поскольку русские женщины наконец-то получили право разорвать оскорбительные или несчастливые отношения.
Роль женщины в социалистическом обществе
Хотя Ленина мало заботила сексуальная политика Коллонтай, он соглашался с тем, что женская работа по дому непродуктивна для общества в целом, и понимал, что для выживания революции женщины должны официально быть частью рабочей силы. Это было просто вопросом максимизации экономической производительности: при существующей системе, если женщины были официально трудоустроены, их заработная плата была ниже, чем у мужчин, и они по-прежнему несли ответственность за неоплачиваемую работу по дому.
Россия потеряла много мужчин в Первой мировой войне, а поскольку гражданская война угрожала унести гораздо больше, большевистским лидерам нужно было мобилизовать российских женщин. По мнению Коллонтай, лучший способ сделать это — полное обобществление домашнего труда.
Коллонтай представляла себе обширную сеть общественных государственных прачечных, столовых, кооперативов по ремонту одежды и детских центров. Освободившись от домашних обязанностей, женщины получат возможность войти в общественную сферу на равных условиях с мужчинами.
Во времена русской революции подавляющее большинство женщин были неграмотными, погрязшими в многовековом невежестве. По мере того, как женщины будут развивать навыки и таланты, они смогут зарабатывать себе на жизнь в профессиях, которые сейчас открыты для всех. Финансово независимые женщины смогут выбирать своих романтических партнеров из любви и взаимной привязанности, а не из экономических соображений, типичных для буржуазных браков.
С точки зрения партии, обещание социализировать работу по дому помогло бы заручиться поддержкой женщин в целях Революции.
«В большинстве случаев работа по дому является самой непродуктивной, самая варварская и самая тяжелая работа, которую может выполнять женщина», — провозгласил Ленин в своем выступлении 23 сентября 1919 года на IV Московской городской конференции беспартийных работниц. «Это исключительно мелочно и не включает в себя ничего, что каким-либо образом способствовало бы развитию женщины».
Социализация приготовления пищи, уборки и воспитания детей также освободила бы женский труд, чтобы они могли работать вместе с мужчинами в наращивании промышленного потенциала Советского Союза.
К 1919 году VIII съезд Коммунистической партии обязался увеличить количество общественных прачечных, столовых и детских домов, а Коллонтай помогла основать Женотдел, особая женская секция в ЦК КПСС. В следующем году Советский Союз стал первой страной в Европе, легализовавшей аборты в первые 12 недель беременности.
Новая сексуальная мораль
В первые годы революции имя Александры Коллонтай было нарицательным, оно вызывало как восторженные похвалы, так и яростные насмешки. Ее идеи и рассказы о новой сексуальной морали были крайне нечувствительны к традиционным нравам консервативного русского крестьянства, ненавидевшего ее и все, за что она ратовала.
Но видение Коллонтай было воспринято некоторыми советскими молодыми людьми в 1920-х годах. Например, исследователи провели опрос студентов Московского коммунистического университета в Свердлове в 1922 году. Всего через пять лет после декретов об отмене церковного брака и либерализации развода, Исследователи обнаружили, что только 21 процент молодых мужчин и 14 процентов молодых женщин считают брак лучшим способом организовать свою сексуальную жизнь. Вместо этого половина мужчин и целых две трети женщин предпочли длительные отношения, основанные на любви и взаимной привязанности.
Изменения советского законодательства были беспрецедентными не только в России, но и в Европе и Северной Америке. На Западе женщинам потребовалось бы более шести десятилетий, чтобы добиться таких же прав.
Конечно, идеи Коллонтай были утопическими, и, как засвидетельствовали историки Элизабет Вуд и Венди Голдман, ей так и не удалось полностью преодолеть препятствия на пути переустройства российского общества.
- Во-первых, Коллонтай никогда не пользовалась полной поддержкой товарищей-мужчин, которые беспокоились, что ее настойчивость в женских проблемах подорвет солидарность рабочего класса.
- Во-вторых, многие лидеры большевиков, особенно Ленин, были ханжескими и консервативными, когда дело доходило до сексуальных вопросов, и не одобряли более радикальные теории Коллонтай.
- В-третьих, после многолетней войны и наступления страшного голода, общественные прачечные, столовые, а детские учреждения оказались слишком дорогими для искалеченной советской экономики. Наконец, что наиболее важно, законы, призванные освободить русских женщин, на самом деле усложнили их жизнь.
Заработная плата женщин была недостаточно высока, чтобы они могли содержать свои семьи без мужа. Либерализация законов о разводе означала, что мужчины бросали женщин при первых признаках беременности, а соблюдение законов об алиментах оказалось почти невозможным.
Также рекомендуем
Либерализация сексуальной морали породила армии нежеланных детей, которых государство не могло себе позволить содержать. Осиротевшие и брошенные дети заполонили улицы крупных городов. Легализация абортов позволила женщинам контролировать свою фертильность, но привела к резкому падению рождаемости.
К 1926 году многие женщины, особенно в сельской местности, требовали возвращения к старому образу жизни. Положения семейного закона 1918 года постепенно отменялись, а в 1936 году Сталин отменил большинство из них вообще.
Борьба за равенство мужчин и женщин
После того, как Коллонтай присоединилась к Рабочей оппозиции и бросила вызов все более централизованной бюрократии большевистского государства, она впала в немилость Ленина. Она была отправлена в ссылку в качестве посла СССР в Норвегии, но Коллонтай никогда не отказывалась от своего дела.
В своих мемуарах 1926 года «Автобиография сексуально раскрепощенной женщины-коммунистки» Коллонтай уверяла читателей: «Какие бы дальнейшие задачи я ни выполняла, для меня совершенно ясно, что полное освобождение работающей женщины и создание основы новая сексуальная мораль всегда останется высшей целью моей деятельности и моей жизни».
Сталин действительно поддерживал юридическое равенство мужчин и женщин, и идеал женской эмансипации никогда полностью не рассеивался, хотя женщины продолжали нести огромное бремя как официальной занятости, так и домашней работы. Сталин нуждался в женском труде как дома, так и вне дома, чтобы выполнить свои пятилетние планы. Но он также, возможно, чувствовал себя обязанным отстаивать некоторые основополагающие принципы марксизма.
В 1930-е годы советские женщины медленно интегрировались в вооруженные силы, и они служили на передовой на протяжении всей Второй мировой войны, наиболее известной из которых была служба в 588-м полку ночных бомбардировщиков советских ВВС. Эти «ночные ведьмы» терроризировали немцев, совершив в период с 1941 по 1945 год более 30 000 вылетов в режиме скрытности.
В Западной Европе голландцы разрешили женщинам выполнять боевые функции в 1979 году, но немцы не разрешали этого до 2001 года. Американские женщины не получали права сражаться на боевых позициях до 2013 года.
В период с 1917 по конец 1960-х годов, когда американские университеты оставались разделенными по половому признаку, советское правительство поощряло девушек получать более высокие степени в учреждениях совместного обучения во всех областях, включая области науки, технологий и математики, в которых обычно доминируют мужчины.
Например, к 1970 году в Румынии в инженерных ВУЗах обучались 43% женщин, в СССР — 39% и 27% — в Болгарии. Напротив, в 1976 году женщины получили только 3,4% степеней бакалавра инженерных наук в США.
После Второй мировой войны страны социалистического государства в Центральной и Восточной Европе последовали примеру Советского Союза и ввели множество новых семейных законов, вдохновленных первоначальным Советским кодексом 1918 года. Поскольку многие левые женщины сражались вместе с мужчинами в качестве партизан во время Второй мировой войны, новые восточноевропейские коммунистические лидеры были привержены программе женской эмансипации.
Столкнувшись с острой нехваткой рабочей силы, им также требовался женский труд вне дома. Женщины сразу же обрели юридическое равенство с мужчинами, а социалистические государства вложили ресурсы в образование и профессиональное развитие женщин.
Например, в 1945 году подавляющее большинство женщин в Албании не умели ни читать, ни писать, но через десять лет после прихода к власти коммунистов все население в возрасте до сорока лет достигло полной грамотности. В годы, предшествовавшие закату коммунизма, целая половина всех албанских студентов университетов составляли женщины.
Таким образом, несмотря на авторитарный характер режимов, в Советском Союзе и странах Восточной Европы были самые высокие в мире показатели участия женщин в рабочей силе, и женщины медленно пробивались в самые разные профессии. В 2018 году, когда Financial Times опубликовала статью о преобладании болгарских женщин в сфере технологий, в ней открыто приписывалось этому «советскому наследию».
Последние годы жизни Александры Коллонтай
Александра Коллонтай провела большую часть оставшейся жизни на посольских должностях в Норвегии, Мексике и Швеции, прежде чем окончательно вернуться в СССР после Второй мировой войны. Она сделала долгую и знаменитую дипломатическую карьеру и была номинирована на Нобелевскую премию мира в 1946 и 1947 годах.
Также рекомендуем
Она умерла в возрасте 79 лет в 1952 году, всего за неделю до своего 80-летия и более чем за десять лет до взрыва женского движения. во всем мире.
В последние годы своей жизни Коллонтай, должно быть, отчаивалась из-за своей неспособности создать мир, который она когда-то представляла. Советский Союз был опустошен после Второй мировой войны, потеряв более 25 миллионов человек. Большинство ее старых большевистских коллег и по крайней мере двое ее любовников были убиты во время сталинских чисток.
Отмена запрета абортов и космос
Но после смерти Сталина, Постановлением от 23 ноября 1955 г. Советское правительство отменило общий запрет на производство абортов, содержавшийся в Постановлении 1936 г. Два года спустя успешный запуск спутника положил начало космической гонке с Соединенными Штатами.
Опасаясь, что они отстают от Советов, американцы приняли в 1958 году Закон об образовании в области национальной обороны, который прямо поощрял образование девочек и женщин в области математики и естественных наук.
В 1963 году — в том же году, когда Бетти Фридан опубликовала The Feminine Mystique и американские женщины начали пробуждаться от послевоенного загородного оцепенения, понимая, насколько маленькой и ограниченной стала их жизнь — Советский Союз отправил первую женщину в космос. Валентина Терешкова провела на орбите планеты больше времени, чем совокупное время всех американских астронавтов.
Несмотря на сохранение двойного бремени официальной работы и работы по дому, а также сохраняющийся в России сексизм, советские женщины продолжали проникать во все сферы профессиональной жизни и при поддержке государства добились относительной экономической независимости от мужчин. По крайней мере по сравнению с их аналогами в западных капиталистических странах.
Негативная сторона Декрета Коллонтай
В конце концов, схемы Коллонтай потерпели неудачу в краткосрочной перспективе, но, возможно, хотя бы частично увенчались успехом в долгосрочной перспективе. Хотя, конечно, невозможно стереть века сексизма с помощью нескольких административных указов, правовые реформы, пожалуй, лучший способ начать процесс изменения непримиримых убеждений и взглядов.
Например, либерализация закона о разводе в 1918 году, безусловно, вызвала множество немедленных потрясений, но само количество советских женщин, стремящихся разорвать несчастливые браки, показало, до какой степени женщины попали в ловушку института брака. В обществе, где брак был нерушимым, санкционированным церковью религиозным договором, у мужей не было стимула улучшать свое поведение по отношению к своим женам.
Но когда государство не только разрешило развод, но также дало женщинам образование и возможность заработать собственные средства к существованию и контроля своей фертильности, у мужчин стало гораздо больше стимулов для улучшения своего поведения. А если они этого не делали, женщины страдали от меньших социальных или экономических последствий разрыва неудовлетворительных отношений и ухода из жизни в одиночку.
Возможно, ошибка Коллонтай заключалась в том, что она просчиталась с негативной реакцией на ее Декреты не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин, которые боялись потрясений радикальных социальных изменений. Люди не могли быть эмансипированы, если не осознавали, что они порабощены. Слишком мало женщин во времена Коллонтай разделяли ее мнение о том, что брак был устаревшим институтом, низводившим женщин до статуса товара, который можно было покупать и продавать.
Коллонтай, как и многие ее коллеги-большевики, не смогла понять, что устойчивый социальный прогресс требует равных культурных изменений снизу вверх и правовой реформы сверху вниз. Причем и то, и другое противодействует друг другу в продолжающихся диалектических отношениях.
Но, возможно, Коллонтай была права в том, что определенные социальные преобразования, такие как ликвидация укоренившегося сексизма и полная эмансипация женщин, не могут быть оставлены на усмотрение широких масс. Им нужно начать с небольшой юридической шоковой терапии сверху.
Рекомендуем также: