Архитектура и градостроительство эпохи республики древнего Рима развивались в три этапа. За пять столетий до н.э. (1-й этап) город беспорядочно застраивался примитивными жилищами из дерева и сырца. Местами возводились столь же примитивной формы храмы: Юпитера Капитолийского – прямоугольный, и храм Весты — круглый. В IV–III веках до н.э. начинается этап благоустройства (2-й), мостятся улицы, появляются водопровод и канализация.
Возникают и стратегические сооружения: оборонительная стена, дорога, акведуки и сточные каналы. В храмовых постройках под влиянием этрусской культуры появляются своды и арки. Ими представлена наиболее поздняя Архитектура Древнего Рима. За одну-две сотни лет до н.э. (3-й этап) уже становятся заметны элементы планирования градостроительства: элементы городского планирования: город делится на кварталы, оформляется его центр, на окраинах возникают парковые зоны. Строят уже из нового материала, прочного и водостойкого – смеси вулканического песка, щебня и известкового раствора.
Изобретение бетона делает возможным сооружать сводчатые потолки в больших помещениях, появляются новые архитектурные решения. Архитекторы Рима заимствуют опыт греков, дорийцев, ионийцев и коринфян. Появляется композитный вид ордера и ордерные аркады. Начинают появляться псевдопериптеры – храмы нового типа с высоким основанием-подиумом, глухие их стены украшены полуколоннами, фасад выполнен в виде углубленного портика. Под влиянием греков строятся театры в Риме и Помпеях, но не вырубленные в скале, а как самостоятельные сооружения, в которых вокруг арены эллипсом располагаются зрительские ряды. Жилые дома нового типа тоже внешне приобретают вид греческого жилища – комнаты прилегают к внутреннему дворику, окруженному колоннадой.
Но в отличии от греков при расположении комнат у римлян соблюдается строгая симметрия (в Помпеях это Дом Фавна и Дом Пансы). Римская знать для отдыха отстраивает загородные поместья, непременными атрибутами которых становится большой водоем, сад, гроты, беседки, фонтаны и статуи. Для торговли и правосудия Римская архитектурная традиция представляет прямоугольные здания с нефами (базилика Порциева или Эмилиева); гробницы имеют монументальный вид, как например гробница для Цецилии Метеллы; на площадях и дорогах возникают триумфальные арки, имеющие один или три пролета; примечательны банные и спортивные комплексы – так называемые термы.
Рекомендуем также: