Легенда об Уильяме Уоллесе
«Они могут забрать наши жизни, но не нашу свободу!» — этот знаменитый клич Уильяма Уоллеса, произнесенный Мелом Гибсоном в фильме «Храброе сердце», вероятно, является самой распространенной ассоциацией, которую человек представляет себе, когда слышит фразу «средневековая Шотландия».
Легенда об Уильяме Уоллесе, переосмысленная в голливудском фильме, представляет собой наиболее близкое прикосновение поколений людей во всем мире к истории Шотландии. При всей своей эпичности, пафосности и хорошей игре актеров, «Храброе сердце» крайне неправдоподобен с исторической точки зрения. Однако Мелу Гибсону удалось создать романтический образ одного из самых славных героев Шотландии, сэра Уильяма Уоллеса.
Конечно, исторический Уоллес имеет мало общего с Уоллесом из фильма. Прежде всего, он не носил юбки. Этот популярный миф, навязанный фильмом «Храброе сердце», на самом деле отделяет кино от реальности примерно на 200 лет. Килт стал элементом шотландской моды только в 15 веке. До этого времени смелые кельты одевались как все в Европе — в брюки. Это, конечно, портит весь эффект от того культового момента, когда шотландцы щеголяют голым задом перед лицом своих английских врагов.
Но, иногда история оказывается более прямолинейной, чем нам хотелось бы. Герой легенды, однако, вполне реален, и на пути к бессмертию Уоллесу удалось нанести англичанам одно из самых унизительных поражений в средневековой истории. Вот как это происходило.
Шотландия в средние века
Средневековая Шотландия была туманным и гадким местом, наполненным горными кланами гордых воинов, управляемых земельной аристократией, живущей в замках. Несмотря на свои родовые особенности, унаследованные от древних кельтов, шотландцы вполне нормально вписывались в европейское средневековое общество, будучи похожими и гораздо более цивилизованными, чем многие другие горные народы той эпохи. Как независимое государство.
Шотландия появилась на политической сцене в 843 году, когда Малком Макалпин объединил пиктские кланы. Его внук Константин окончательно укрепил королевскую власть и ввел христианство в качестве официальной религии. С этого момента Шотландия начала свое существование как единое королевство, втянутое в хронические военные и политические споры со своим южным соседом — Англией, которая формировалась в то же время.
Проблемы между двумя королевствами продолжались на протяжении веков. Обычно англичане — более богатые и многочисленные — брали верх. Однако граница между двумя королевствами, установленная в X веке, остается в целом неизменной и по сей день, показывая, насколько упрямо и твердо горцы защищают свои земли.
История Уильяма Уоллеса и его славной (ну, не славной, если спросить англичан) победы, вписывается в другой кризисный момент в отношениях двух народов.
Трон Шотландии
В 1286 году король Александр III (1249-1286) внезапно умер после несчастного случая во время верховой езды. Его единственной наследницей была внучка Маргарет, которая выросла в семье своего отца, короля Норвегии. Вернувшись, чтобы занять трон Шотландии, семилетняя девочка умерла от внезапной болезни, находясь на Оркнейских островах.
Таким образом, шотландский трон остался вакантным, и среди знати началась ожесточенная борьба за то, кто должен его занять.
В этой обстановке английский король Эдуард I (1272-1307) решил вмешаться и установить контроль над шотландскими землями. Используя армию, взятки и обещания власти, он сумел убедить шотландских магнатов избрать его протектором Шотландии и назначить посредником и гарантом при выборах нового короля. Эдуард успешно саботировал выборы, а в 1296 году послал армию, которая разбила шотландских лордов в битве при замке Данбар.
Эта победа развязала руки Эдуарду, и он смог послать своих людей и войска, чтобы занять ключевые опорные пункты на юге Шотландии. Англичане ввели дополнительные налоги, которые, конечно же, должны были поступать из карманов простолюдинов — лорды остались при своих привилегиях.
Восстание Уильяма Уоллеса
Именно здесь взошла звезда Уоллеса. Сын Малькольма Уоллеса, мелкого аристократа и вассала клана Стюардов, Уильям приобрел боевой опыт в юности, служа под знаменами короля Александра III.
В мае 1297 года Уоллес во главе отряда из 30 человек напал на английский гарнизон замка Ланарк и расправился с ним вместе с их предводителем, шерифом Уильямом Хессельрингом. Действия Уоллеса принесли ему популярность в народе, и он быстро набрал еще больший отряд, с которым начал атаковать английские позиции на юге Шотландии.
Летом к войскам Уоллеса присоединился влиятельный аристократ лорд Уильям Дуглас, известный как «Харди» (Храбрый). Они взяли штурмом замок Скоун и расправились с английским гарнизоном, а также с несколькими другими отрядами войск Эдуарда I.
Действия повстанцев привлекли внимание английского короля, и Эдуард I послал своему наместнику в Шотландии графу Джону де Уоррену приказ разобраться с Уоллесом и Дугласом. Уоррен не терял времени и организовал значительную по численности армию – 2 000 рыцарей и конных сержантов и около 8 000 других бойцов, с которой он планировал полностью разгромить шотландцев.
Преимущество было бесспорно на стороне англичан. Помимо тяжелых рыцарей и опытных лучников, у англичан была хорошо оснащенная пехота. Их войска имели боевой опыт и уже разгромили основные силы шотландцев при Данбаре.
У Варенна не имелось причин беспокоиться о банде разбойников и мятежников, среди которых отсутствуют самые знатные и богатые воины шотландской аристократии. Более того, 7 июня 1297 года возле города Ирвин графу Суррею удалось запугать сходящиеся армии нескольких кланов, которые предпочли не вступать в открытый бой с англичанами. В результате шотландцы подписали так называемую «Ирвинскую капитуляцию», согласно которой они согласились соблюдать мир с Эдуардом I.
В августе 1297 года Уильям Уоллес привел часть своих сил к замку Стирлинг, где его ждал другой мятежный шотландский дворянин, Эндрю Мюррей. Эти двое во главе примерно 6 000 человек, из которых только 300 были конными, осадили замок, когда узнали о прибытии английских войск под командованием графа Суррея Джона де Уоррена.
Осторожные действия англичан дали Уоллесу и Мюррею время занять удобную для обороны позицию к северу от реки. Форт, разбив лагерь на стратегически важном холме Карриг, где расположено одноименное аббатство.
Сражение у моста Стергинг
Не будучи уверенным в численности шотландцев, граф Суррей перевел свои войска на южный берег реки Форт и послал отряды на разведку местности. Это задержало продвижение английских войск, которые достигли ключевого моста через реку Форт у Стерлинга 10 сентября 1297 года.
Джон де Уоррен пытался вступить в переговоры с Уоллесом, но гордый шотландец ответил: «Мы пришли сюда не для заключения мира, а для защиты наших земель, для освобождения нашего королевства — пусть англичане придут и, лицом к лицу, проверят нашу решимость».
Один из шотландских дворян, подписавших капитуляцию Ирвина и сопровождавших войска Суррея, предложил возглавить своих людей и поискать другой брод через реку Форт, учитывая узкий мост у Стирлинга, который мог бы задержать продвижение войск.
Англичане решили не доверять своему шотландскому союзнику. Джон де Уоррен приказал своим войскам перейти через мост утром 11 сентября 1297 года.
Мост был достаточно широк только для двух рыцарей, но Суррей надеется, что шотландцы не успеют организоваться до того, как достаточное количество английских солдат окажется на северном берегу реки Форт. Кроме того, граф был убежден, что против него стоит лишь мятежный сброд, а не настоящая армия, которой стоит опасаться.
К полудню около 2000 англичан во главе с сэром Мармадьюком Твенгом переправились через реку. Именно в этот момент Мюррей и Уоллес предприняли вихревую атаку всеми имеющимися силами. Шотландские войска бросились в яростную атаку, используя преимущество своей позиции.
Их уланам удалось отбить атаку английской кавалерии, затем, используя свое численное преимущество, шотландцы вклинились между войсками Твенга и мостом Стирлинга, прервав связь между английским авангардом и основными силами. Попытка графа Суррея послать подкрепление была пресечена, и окруженные английские войска на северном берегу были выбиты почти до конца.
В этой ситуации у Уоррена все еще было достаточно войск, чтобы удержать мост Стирлинг и защитить форт — его силы все еще превосходили шотландцев примерно на 2000 человек. Здесь, однако, проявился недостаток уверенности и чутья графа Суррея. Он приказал своей армии оставить замок Стирлинг и отступить на юг.
В этот решающий момент шотландский контингент лордов, который к тому времени входил в состав войск де Уоррена, покинул его ряды и впоследствии устроил засаду на отступающие английские войска. Вся кампания закончилась полным фиаско для верных войск Эдуарда I. Победа Уоллеса заставила шотландских лордов пересмотреть свои позиции, а поле битвы под Стерлингом осталось усеянным трупами злополучных английских войск.
События после битвы при Стирлинге
К несчастью для шотландцев, битва при Стирлинге оказалась хорошим тактическим, но не стратегическим успехом. Несколько месяцев спустя новая английская армия, возглавляемая лично королем Эдуардом I, разгромила Уоллеса при Фалкирке после того, как шотландские лорды вновь перешли на сторону тех, кого они поддерживали.
Однако победа при Стирлинге остается одним из самых запоминающихся и любимых эпизодов шотландской истории. Боевая слава Уоллеса и голливудская магия Гибсона сделали битву при Стирлинге вечной легендой истории Британских островов.
Рекомендуем также: