В начале IX века Балканский полуостров стал полем боя между поднимающимся Первым болгарским государством и старой Римской империей, которую сейчас часто называют Византией. За этим конфликтом стояли амбиции, стремления и усилия двух правителей, каждый из которых хотел заложить основы новой династии в своих землях.
Крум получил трон в Плиске около 803 года и предпринял серьезные усилия, чтобы упрочить свое положение. Это произошло после успешной войны с Аварским каганом, ослабленным войнами с франками, остатки которых были покорены болгарами около 804-805 годов.
Император Никифор Геник
По другую сторону границы, во главе Римской империи, стоял полководец Никифор Геник, положивший конец сирийской династии. В источниках Никифор описывается как жестокий и беспринципный человек, которому удалось настроить против себя многих вельмож империи.
Чтобы закрепить свою власть, Никифор расправился со многими своими политическими противниками и напал на церковь, возобновив политику иконоборчества. Хотя Никифор укрепил свои позиции, ему еще предстояло доказать свое мастерство на поле боя против двух главных противников империи — Арабского халифата на востоке и булгар на западе.
После 806 года Римская империя оказалась втянута в ожесточенную войну с мусульманами на востоке. Это позволило Круму начать серию грабительских походов на римскую территорию, кульминацией которых стало взятие Софии в 809 году. После этого успеха болгар Никифор был вынужден поспешно прекратить войну на востоке, подписав непростой мир с арабами. В 810 году римляне начали собирать грозную армию, чтобы вторгнуться в Болгарию и разрушить ее.
Целью Никифора было добиться успеха там, где несколько десятилетий назад потерпела неудачу сирийская династия, и в частности Константин V. Около 25 000-30 000 римских солдат вторглись в болгарские земли в июле 811 года, дошли до столицы, Плиски, и, разгромив основные силы Крума, сожгли и разграбили город.
Читайте также
Болгария против римлян
Посеяв на некоторое время хаос в Мизии, римляне вернулись на юг. В Балканских горах, пересекая один из восточных перевалов, скорее всего Врбицкий, римские войска попали в хорошо спланированную болгарскую засаду и были полностью разбиты, а большая часть их пехоты убита или продана в рабство.
В следующем году, воспользовавшись ослаблением Византии, Крум перенес боевые действия на юг Балканских гор. Его главной задачей было захватить причерноморские крепости Месемвирию, Анхиалос и Аполлонию, чтобы римские войска больше не могли так легко продвигаться к перевалам Старой горы и угрожать его столице.
Болгары действовали осторожно. Большая часть их армии была перебита в предыдущем году, и Круму пришлось полагаться на ополчение, наемников и дополнительных рекрутов, чтобы собрать хоть какое-то подобие действующей армии.
Эти силы не годились для решительной битвы, и правитель булгар знал это. На самом деле самой эффективной частью его армии был инженерный корпус, сформированный годом ранее из греческих и арабских ренегатов, которые бежали со службы при Никифоре и присоединились к войскам Крама. Инженерный корпус делал свою работу по правилам, и крепости Бургасского залива были поставлены на колени в течение нескольких месяцев. Нерешительные действия римлян в этот период также связаны с дворцовой борьбой в Константинополе.
Читайте также
Михаил Рангаве
Ставракис, сын Никифора, тяжело раненный во время бегства из Болгарии, умер, по некоторым данным, от ран, но, вероятно, не без помощи своего зятя Михаила Рангаве, чья жена Прокопия была дочерью Никифора. Жаждущий власти Рангав, вероятно, узурпировал трон и принялся налаживать отношения с бывшими врагами своего тестя Никифора.
Он примирился с церковью и восстановил некоторых свергнутых генералов на их прежних постах, надеясь, что завоевал их расположение. Михаил понимал, что только победа над Крумом может закрепить его власть. Проблема заключалась в том, что Никифор растратил большую часть опытных балканских войск в 811 году, и империя была вынуждена искать альтернативу.
Читайте также
Михаил задействовал все ресурсы и административный потенциал своего государства. Новобранцы были призваны в качестве стратегов в войска подданного, а для этого государство должно было обеспечить новобранцев новыми землями. Были созваны контингенты наемников, а в деревнях некоторых стратиотов были объявлены дополнительные наборы.
В то же время император решился на довольно непопулярную практику — вывести войска из Малой Азии для борьбы на Балканах. Для этого были собраны стратиоты из тем Ликаонии, Каппадокии, Киликии и Галатии, а также войска из тем Анатолии и Фракии. В результате в конце весны 813 года в Константинополе собралась армия, насчитывавшая, вероятно, около 20 000 человек.
Читайте также
Армия Крума
Хотя она была не столь многочисленной, как армия Никифора, империя все же продемонстрировала свой значительный потенциал. Против этой новой угрозы Круму пришлось мобилизовать все имеющиеся силы. После сожжения Плиски и бесчинств римлян в Мизии булгары сильно пострадали, и их войска оказались в значительном меньшинстве.
Помимо остатков болгарской конницы, Крум был вынужден призвать славянских и аварских наемников, чтобы пополнить свои силы. В любом случае, численность его армии вряд ли превышала 7-8 тысяч человек. Главным ударным подразделением в этих войсках была протоболгарская конница, но ее численность была ограничена, и Крум намеревался охранять свои силы до последнего момента.
Читайте также
Римские войска покинули Константинополь в конце мая 813 года и двинулись на северо-восток, намереваясь вызвать болгар на открытый бой где-нибудь в Верхнефракийской низменности, где силы Крума не смогли бы устроить засады, а численное превосходство имперских войск решило бы исход кампании без особых проблем.
Крум осознавал свое невыгодное положение, но у него не было выбора — вражеская армия была слишком велика и не могла быть оставлена без противодействия. В противном случае Рангаве мог провести свои войска через Балканы и завершить начатое Никифором.
Сражение у Версиникии
В середине июня две армии оказались рядом друг с другом у крепости Версиникия, расположенной недалеко от нынешней болгаро-турецкой границы у деревни Маламирово. Согласно источникам, оба правителя в течение двух недель вели свои войска в тактическом строю.
Армии стояли друг напротив друга на тактически удобных позициях, причем римляне имели преимущество в том, что занимали более высокие холмы и следили за окружающей местностью. Однако пересеченная местность создавала опасность засад, которых боялись и болгары, и римляне. Не стоит недооценивать и тот страх, который пробудила в сердцах имперских войск резня римских войск на перевале Врбица.
Читайте также
Источники однозначно свидетельствуют, что стратеги различных подвластных армий Малой Азии вовсе не горели терпением вступать в контакт с врагом. В то же время Крум сумел расположить свои войска таким образом, чтобы перекрыть римлянам возможность продвигаться на север, но при этом беспрепятственно отходить на юг, не открывая свой тыл для вражеской атаки.
Многое решает снабжение
Ситуация была патовой, и жара конца июня начала донимать римские войска, которые страдали от жажды и отсутствия достаточного снабжения. Достаточно указать, что в день армия потребляла около 20 тонн питьевой воды и еще столько же продовольствия, не считая рациона для животных.
Читайте также
В общей сложности за эти 15 дней без боя, да еще и в приграничной местности, расположенной вдали от надежных баз снабжения, за исключением, возможно, Адрианополя, необходимо было обеспечить более 400 тонн припасов. Превосходящие по численности болгарские войска было легче снабжать, особенно учитывая близость к их собственным опорным пунктам в районе современных Сливена и Стара-Загоры.
Удрученные бездействием, римские войска начали бунтовать и проявлять нетерпение, а критика в адрес нерешительного Рангаве сыпалась со всех сторон. В конце концов, 22 июня македонский стратег и командующий основным балканским контингентом Аппаций прямо заявил вассальному царю, что намерен возглавить свои войска в атаке против «болгар, в десять раз превосходящих нас по численности», и что он ожидает, что остальные войска последуют за ним. Затем, не теряя времени, стратег погнал своего жеребца в атаку с правым флангом римлян против болгар, расположившихся перед ними.
Крум решил перевести врага в наступление своим левым флангом, и посреди холмов развернулось кровопролитное сражение, в котором римляне начали одерживать верх. Не решаясь ввести в бой свою превосходящую по численности армию, Крум начал готовиться к отступлению. Однако в этот решающий момент атака Аппациуса томилась в небытии. Предположительно, генерал поворачивается в седле, чтобы посмотреть, следуют ли за ним остальные войска из малоазийской темы.
Он с ужасом увидел их силуэты, застывшие на хребтах к юго-востоку. На левом фланге римлян анатолийцы повернули коней и ушли за горизонт.
Смерть Апплация
В этот решающий момент Крум остался верен своему командирскому чутью и бросил все свои силы против македонцев и фракийцев с четкой целью разгромить их до того, как остальная часть римской армии сможет закрепиться. Болгарская тяжелая кавалерия вклинилась в незащищенный фланг войск Апплация и смела их. Отважный стратег пал вместе со своими людьми.
Читайте также
Тем временем римская армия бросила своего вассала и начала паническое отступление к Константинополю. Согласно источникам, их сердца сжимались от страха повторить судьбу армии Никифора, но это была едва ли не единственная причина. Смерть Апплация, одного из немногих стратегов, верных Рангаве, развязала руки остальным, чтобы выступить против императора, которому они еще недавно лицемерно заявляли о своей верности.
Последствия битвы при Версиникии
События, произошедшие в римской столице, подтвердили этот сценарий — Михаил Рангав был свергнут в результате стремительного заговора, организованного другим стратегом, Львом Армянским. Патриарх и крупная придворная знать ополчились против еще недавно вассала, который вынужден отречься от престола и уйти в монастырь, отказавшись от всех своих мирских амбиций, богатств и титулов.
Читайте также
Тем временем Крум повел свои войска в вихревое наступление во Фракию, завершившееся взятием Адрианополя (Адрианополя) и разграблением всех римских владений вплоть до стен Константинополя, которого Крум достиг в августе 813 года. Не пощадили и императорские резиденции в окрестностях столицы, богатства которых были разграблены. Тысячи пленников были сосланы к северу от реки Дунай, чтобы заменить изгнанных оттуда болгар и заново заселить земли, опустошенные и обезлюдевшие при Никифоре в 811 году.
В результате новых завоеваний Крум занялся реорганизацией своих земель во Фракии, создав первые военно-административные округа в болгарском государстве, которые в конечном итоге послужили образцом для его сына Омуртага при реорганизации остальной части Болгарии, разделив ее на 10 внешних и 10 внутренних комитатов.
Рекомендуем также: