Блюдо Строганов
Нежная говядина, обмакнутая в густой грибной соус со сметаной, с аппетитной начинкой из риса или макарон. Считается, что этот заманчивый рецепт – дело рук французского повара на службе у известного русского генерала. Впервые он был записан в 1861 году на страницах кулинарной книги Елены Молоковец «Подарок молодым женам». Блюдо приобрело большую популярность в 1891 году, когда французский повар Шарль Бриер принял с ним участие в знаменитом конкурсе, организованном французским журналом «Кулинарное искусство».
Накануне Второй мировой войны (1939-1945 гг.) популярность рецепта распространилась за пределы Европы в Азию и США. Возможно, Бриер и не выиграл кулинарный конкурс в 1891 году, но его блюдо осталось в книгах по истории. Оно носит имя знаменитого русского генерала, вдохновившего его на создание, а именно «Биф Строганов» (Бефстроганов).
Семьи, история которых насчитывает столетия, встречаются нечасто. Семья Строгановых – одно из таких исключений.
Федор Лукич Строганов
Основателем рода считается Федор Лукич Строганов. К нему восходят две основные ветви семьи. Некоторые из его потомков со временем стали крепостными. Их потомки живы и по сей день.
А из ветви младшего сына Федора – Аникея (1488-1570) были заложены основы одного из самых могущественных купеческих и землевладельческих родов в истории России. Его род прервался в 1923 году в результате русской революции. На протяжении веков благодаря их средствам были колонизированы Урал и Сибирь, а в XVIII и XIX веках члены семьи входили в число самых известных российских государственных и военных деятелей.
Аникей Федорович Строганов
Аникей Федорович Строганов родился в 1488 году в Новгороде. Его старшие братья умерли сравнительно рано и не оставили потомков, поэтому все богатство семьи было сосредоточено в его руках. Он продолжил развивать соляной бизнес, начатый его отцом, инвестировав в два новых солеварных завода на Кольском полуострове и в Перми.
Центром его расширяющегося бизнеса стал город Сольвычегодск в Пермском крае – нетронутые места на краю тогдашней России. Именно с этого региона началась русская экспансия на северо-восток, которая в итоге переросла в колонизацию Сибири.
Тот факт, что Аникей сумел остаться в бизнесе в неспокойные первые годы XVI века, когда Великое княжество Московское было охвачено смутой и войной, свидетельствует о его чутье и умении лавировать среди политических и экономических препятствий той эпохи. В 1630-х годах, пока различные группировки в Москве боролись за престолонаследие князя Василия III (1505-1533), Аникий использовал своих сыновей для создания филиалов семейного бизнеса, в том числе на отдаленном Кольском полуострове у Полярного круга.
Верный своей деловой хватке, Аникей инвестировал семейные средства еще в две отрасли.
- С одной стороны, он занялся прибыльной торговлей пушниной, которую покупал у местных племен в районе Уральских гор.
- С другой стороны, используя свои связи при царском дворе, Строганов сумел добиться торговых привилегий с англичанами, которые прибыли в Архангельск в 1555 году и создали постоянный морской путь для экспорта товаров и импорта мануфактуры из Западной Европы. Аникей выделил значительные средства, чтобы обеспечить себе позицию на этом зарождающемся рынке.
Купцы Строгановы при Иване Грозном
В то же время финансовые услуги, которые он оказывал короне, сблизили его с новым правителем России Иваном IV Грозным, который предоставил Строгановым множество привилегий и торговых концессий.
Опередив свое время, Аникей понял, что самые надежные инвестиции для крупных сумм денег должны быть сделаны в землю. С этой целью Аникей начал скупать крупные земельные владения в Пермской области и вдоль реки. Там он основал несколько укрепленных поселений, через которые обеспечил торговлю пушниной с местными финно-угорскими племенами.
В конце своих дней Аниций сделал то, что не удается многим магнатам – он покинул бизнес, пока был еще в активном состоянии, и оставил все своим сыновьям, а затем удалился в монастырь, где и умер, вероятно, в 1570 году.
Братья Строгановы
После смерти Аникея семейное состояние перешло в руки трех его сыновей – Якова, Григория и Семена. Они продолжали успешно развивать экономические начинания семьи, приобретая новые земли в Уральском регионе и все больше вовлекаясь в торговлю пушниной. В 1571 году между братьями вспыхнул спор, приведший к судебному разбирательству, в ходе которого Якоб и Григорий осудили своего младшего брата.
Несмотря на это, семья продолжала получать большие прибыли. В 1577-1578 годах, в связи с частыми набегами татар на семейные владения, братья объединились и действовали сообща, чтобы сохранить бизнес. Благодаря дружбе с Иваном IV, братьям Строгановым было разрешено иметь в Пермском крае частное войско для борьбы с татарами и местными племенами.
В том же 1577 году Яков и Григорий умерли, оставив свои доли сыновьям Максиму Яковлевичу и Никите Григорьевичу. Два двоюродных брата продолжали сотрудничать со своим дядей Семеном и вместе преодолели татарскую угрозу.
Купцы Строгановы и Ермак
В 1581 году семья Строгановых обеспечила финансирование экспедиции казачьего вождя князя Ермака Тимофеевича за Урал. Эта экспедиция фактически заложила основы для проникновения русских в Сибирь, а также положила начало созданию Российской колониальной империи в Азии. Это приключение заставило русского историка Николая Карамзина назвать Семена Строганова «русским Пизаро».
Семен умер в 1586 году, завещав свои доли сыновьям Петру и Андрею, которые продолжали успешно работать вместе со своими двоюродными братьями Никитой и Максимом.
Стабильные семейные связи оказались решающим фактором для выживания семьи. В 1598 году Россию охватило так называемое Смутное время (1598-1613). Возникла череда претендентов на престол, которые боролись за престолонаследие дома Рюрика. В то же время Россия была захвачена армиями Польши и Швеции.
Строгановы и Романовы
В этой сложной ситуации Строгановы держали свои земли подальше от зон боевых действий. Средства семьи были использованы для покупки верности всех фракций, участвующих в войне. Их деньги использовались для выплаты жалования солдатам Лжедмитрия II, Василия Шуйского и, наконец, Михаила Романова, победителя в долгой гражданской войне. Благодаря этим обещаниям, семья Строгановых вышла из конфликта с неповрежденной репутацией, и в 1614 году Михаил I Романов (1613-1645) подтвердил семье все владения, закрепленные в Пермском крае и по реке Кама.
Во время правления следующего царя, Алексея Михайловича Романова (1645-1676), семья Строгановых предоставила в царскую казну в общей сложности 482 000 рублей в виде займов и подарков (сегодня это сумма более 30 000 000 британских фунтов). Помимо этих крупных пожертвований, составлявших небольшую часть семейного состояния, Строгановы финансировали организацию полков для царской армии во время войны с Польшей (1554-1560). Согласно существующим записям примерно 1660 года, семья владела 5 городами, 60 деревнями, сотнями отдельных семейных поместий («дворов») и более 2 000 крепостных (здесь учитываются только мужчины, не считая их жен и детей).
Григорий Дмитриевич Строганов
Новую страницу в истории семьи отмечает прапраправнук Аникея – Григорий Дмитриевич Строганов. В 1880-х годах, после смерти своих дядей и двоюродных братьев, он стал единственным владельцем всего наследства Строгановых, объединив семейный бизнес впервые за более чем 100 лет.
Григорий родился в 1665 году и продолжил семейную традицию поддержки сильных мира сего. Он сделал ставку на семью Нарышкиных и поддержал их кандидата на престол – Петра Алексеевича. Ход оказался чрезвычайно удачным – на деньги Григория к власти пришел будущий Петр Великий (1682-1724). Богатый финансовый магнат продолжал инвестировать в корону. В 1700 году он построил два корабля и подарил их Петру.
В то же время деньги семьи снова потекли в государственную казну для финансирования тяжелой войны со Швецией (Северная война 1700-1721 гг.). В обмен на щедрые пожертвования Петр одарил купца привилегиями и возможностью расширить свой бизнес. Они поддерживали оживленную переписку, и король даже заказал портрет своего доверенного лица.
Материальное выражение дружбы также было значительным — в начале 1810-х годов Григорий Строганов владел 100 000 квадратных километров земли и более 15 000 крепостных. Страстный ценитель книг, Григорий построил для себя резиденцию в Москве, где у него была большая библиотека, содержащая редкие тома.
В конце жизни Григорий Строганов управлял соляной промышленностью России, обеспечивая более 60% потребления соли в стране и владея монополией на поставки для дворца. В то же время, по некоторым данным, число крепостных в его поместьях выросло до более чем 45 000. Строганов вкладывал свои деньги в землю, но не забывал вкладывать и в членов семьи – все его сыновья поступили на государственную службу, получив высокие чины в условиях новой социальной стратификации, созданной Петром I.
Его старший сын, Александр Григорьевич, дослужился до титула барона и чина действительного статского советника (равного генерал-майору в армии). За его карьерным ростом последовали его братья Николай и Сергей. Параллельно все трое продолжали вести семейный бизнес, хотя череда финансовых кризисов и ссор с высшей администрацией нанесла серьезный ущерб семейному состоянию.
Александр Сергеевич Строганов
Сын Сергея, Александр Сергеевич, в 1761 году сумел дослужиться до графского титула. Он получил завидное для своего времени образование в Париже, Женеве и Болонье, окончив университетские курсы во всех трех городах. Верный сподвижник Екатерины Великой, граф Строганов участвовал в создании одних из первых школ для крепостных крестьян. Он также был ученым и педагогом. Александр Строганов стал членом Российской академии наук и председателем Академии художеств.
Павел Александрович Строганов
Его сын, Павел Александрович, начал военную карьеру и участвовал в войнах России против Наполеона, дослужившись до звания генерал-адъютанта. Верный либеральным идеям эпохи, Павел был сподвижником императора Александра I в первые годы его пребывания на троне, наполненные проектами модернизации страны и изменения политической системы.
Последние годы его жизни были отмечены трагедией – его единственный сын, Александр Павлович, погиб в конце Наполеоновских войн, оборвав мужскую линию преемственности Сергея Строганова.
Начиная с Николая Александровича Строганова, семья продолжала развиваться в рамках государственной структуры, при этом бизнес все больше становился средством обеспечения успешной государственной карьеры, отсюда и большие возможности 19 века. Внук Николая – Григорий Александрович (родился в 1770 году) стал известным дипломатом и близким советником Александра I.
Его сыновья: Сергей (родился в 1794 году) и Александр (родился в 1796 году), дослужились до графского титула и стали генералами русской армии и губернаторами некоторых важнейших губерний Российской империи в 1770-х годах. Параллельно с военной карьерой росли и семейные поместья. В распоряжении каждого из членов семьи было более 10 000 крепостных и обширные земли. Торговля все больше уступала место землевладению и государственной службе.
Сыновья Сергея, графы Павел и Григорий, прославились как меценаты и коллекционеры, собрав в своих домах одну из самых важных и дорогих коллекций искусства барокко во всей России. Последнее поколение Строгановых, жившее в начале XX века, поддерживало семейное состояние, продолжая производство соли, а также инвестируя в сталелитейную промышленность, которая принесла им новый, значительный доход накануне Первой мировой войны (1914-1918). Перед войной семья имела более 110 000 квадратных километра земли, фактически владея 98% Пермского края.
Строгановы после революции 1917 года
С началом Октябрьской революции большевики национализировали все промышленные предприятия семьи, и все члены семьи, оставшиеся в России, погибли. Последний оставшийся в живых член семьи, граф Сергей Строганов, сумел бежать во Францию и в 1919 году заключил сделку, по которой он продал права на все свои земли в Пермском крае за 7 000 000 золотых франков (около 84 000 000 евро), которые он использовал для того, чтобы переехать на виллу, принадлежавшую ему в городе Эз недалеко от Ниццы. Он умер 18 апреля 1923 года, не оставив наследников.
Бизнесмены, меценаты, дворяне, генералы, исследователи, ученые – династия купцов Стругановых представляет собой миниатюрную модель общего развития России со времен Василия III до упадка Российской империи в 1918 году. Как и многие другие русские дворяне, Строгановы закончили свой родовой путь либо под пулями большевиков, либо в изгнании в дальних странах.
Рекомендуем также: