Доисторический период человечества

Войны
Первые письменные хроники появились более пяти тысяч лет назад. Но тысячелетия, отделяющие нас от авторов этих записей, – лишь мгновение по сравнению с необъятным доисторическим периодом, временем появления первых представителей рода человеческого – Homo habilis – около 2,5 млн. лет назад в Восточной Африке. Первобытные гоминиды существовали за счет охоты. Примерно 1 млн. лет назад […]

Доисторический период человечестваПервые письменные хроники появились более пяти тысяч лет назад. Но тысячелетия, отделяющие нас от авторов этих записей, – лишь мгновение по сравнению с необъятным доисторическим периодом, временем появления первых представителей рода человеческого – Homo habilis – около 2,5 млн. лет назад в Восточной Африке.

Первобытные гоминиды существовали за счет охоты. Примерно 1 млн. лет назад другой предок человека, Homo erectus, с более развитым мозгом, научился обращаться с огнем, изобрел одежду и оборудовал некое подобие жилища, что позволило ему заселить более холодные регионы. Около 100 000 лет назад появился Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, способный мыслить и выражать свои мысли словами.

Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 тысяч лет назад климат начал смягчаться, а ледники таять. Земля преобразилась, пустынные районы покрылись растительностью, а в общинах первобытных людей начали складываться первые жизненные уклады. И через несколько тысячелетий на Ближнем Востоке, на севере Китая, в Мексике и Перу образовались поселения скотоводов. Их экономический и жизненный уклад распространялся на прилегающие территории. Основой человеческого бытия стало скотоводство. Это был коренной перелом, который повлек за собой радикальные и необратимые последствия: развитие городов и изобретение письменности.

Охотничьи ритуалы

На протяжении 10 тысяч лет, во время последнего ледникового периода, первобытные художники рисовали на стенах своих пещер красочные изображения животных, на которых они охотились. Эти рисунки, очевидно, играли определенную роль в некоем ритуале, способствующем удачной охоте.

Многие фигуры нарисованы порой с использованием разных цветов – черной, желтой и красно-коричневой охры. Часть фигурок высечена на стенах пещер или на камне и кости.

Это (справа) выполненное охрой изображение из пещеры Ласко во Франции датируется 15000г. до н. э.

Животные становятся друзьями человека

Волчата, обученные для охоты, как и сторожевые собаки, были, очевидно, первыми одомашненными животными. Люди поняли, что лучше охотиться лишь на животных-самцов, оставляя самок для вынашивания и выращивания молодняка.

Первобытные селекционеры подметили, что характерные признаки передаются потомству и, следовательно, можно разводить животных с определенными качествами – мясных, высокоудойных или длинношерстных. В таких отдаленных друг от друга местах, как Месопотамия и Китай, животных начали одомашнивать к 6000 г. до н. э.

Жилища первобытных скотоводов

Скотоводство кормило значительное число людей, проживавших в том или ином регионе. Популяции росли, появлялись небольшие города, обнесенные стенами, которые давали приют людям и скоту, защищали от грабежей. Первобытные поселения насчитывали до 2000 жителей. Для прилегающих районов они становились центрами торговли.

К 7000 г. до н. э. Иерихон был обнесен стенами из камня и глиняных кирпичей.

От скотоводства к ремеслу

Строительство городов и селений означало, что люди стали вести оседлый образ жизни, который способствовал появлению новых, более совершенных орудий труда. Производились гончарные изделия, слишком хрупкие, чтобы перевозить их на большие расстояния. Глиняные сосуды совершенно изменили методы приготовления пищи. Люди начали искуснее обрабатывать камень и кость, появились изящные украшения, а сними в жизнь вошли понятия собственности и богатства.

Сбор первых урожаев

Земледелие зародилось тогда, когда вместо сбора диких культур и переезда с места на место люди, обнаружив богатые заросли зерновых, решили осесть на этой территории до следующего урожая. Затем они начали сами сеять, строить жилища для себя и хранилища для урожаев.Они стали земледельцами.

К 5000 г. до н. э. многие зерновые, по сей день считающиеся основным продуктом питания, были окультурены: пшеница и ячмень на Ближнем Востоке, маис в Центральной Америке, рис в Китае, картофель в Южной Америке. Расположенные террасами поля и ирригационные каналы помогали повышать урожаи, обеспечивая пропитанием все больше людей.

Духовный мир

О религиозных верованиях первобытных сообществ известно мало, но скульптурные изображения позволяют предположить, что 10 тысяч лет назад люди верили в существование сверхъестественных существ, или духов. Одни связывались с животными, на которых люди охотились; поклонение другим должно было приносить урожай и умножать стада.

Закон и порядок

Первые человеческие сообщества были невелики и сложной системы правления не требовали.Культура во многих из них была высокой: урегулированию внутренних разногласий и улаживанию споров помогали обычаи и традиции. Власть была в руках старейшин или священнослужителей.

Развитие земледельческих общин, где работы требовали взаимодействия всех членов, потребовало более высокоорганизованного управления. Появились вожди, планировавшие сооружение оросительных систем, хранение и распределение продуктов, оплату труда ремесленников. Со временем власть перешла к тем, кто улаживал конфликты между общинами за право владения земельными и водными пространствами и завоевал личный авторитет.

Возникновение городов

В 1961 г. археологи раскопали древний город Чатал-Хююк на юге Турции. Он был построен 8000 лет назад земледельцами и скотоводами, которые трудились за городскими стенами и возвращались в свой город без улиц, чтобы переночевать в домах, под которыми покоились кости их предков.

Стены домов не имели окон и каких-либо украшений снаружи. Изнутри же жилища были богато украшены. Храм бога-быка или храм богини, дарующей рождение, свидетельствуют о процветавшем культе плодородия. В третьем храме, посвященном божеству смерти, были обнаружены изображения грифов, склонившихся над костями умерших. В Чатал-Хююке жили искусные ремесленники, которые мастерили зеркала и ножи из обсидиана – черного вулканического стекла.

Загробная жизнь

Человек с доисторических времен не желал признавать смерть как конец всего сущего.Даже неандертальцы – боковая ветвь Homo sapiens – вымершие около 35 тысяч лет назад, порой хоронили своих умерших. В одном из таких захоронений были обнаружены цветы; в более поздних встречаются украшения и оружие, предназначенные для загробной жизни.

В некоторых ранних земледельческих общинах Среднего Востока кости мертвых выставлялись на съедение грифам. Добела обглоданные, они закапывались под полом дома, где жил умерший. В додинастическом Египте существовал обычай захоронения в пустыне, где пески предотвращали разложение тела, сохраняя нетленными кожу и волосы. Возможно, что отсюда и пошла практика мумифицирования усопших в более позднее время.

На поле брани

Общины охотников и собирателей не всегда жили в мире, и человеческие останки 10 000-летней давности нередко хранят на себе следы жестоких ранений и насильственной смерти. Люди основывали поселения, заявляли свои притязания на землю и конфликты множились. Ко времени появления первых городов-государств образовались армии и социальный слой солдат, зарабатывавших себе на жизнь участием в военных действиях.

Первые войны вспыхивали, скорее всего, из-за источников воды. С развитием искусства металлообработки совершенствовалось оружие. Победы в войнах делали полководцев владыками над побежденными.

Торговое судоходство

Развитие сельского хозяйства вело к росту торговли, поскольку оседлые земледельческие общины часто закупали лес и камень в соседних регионах. Население городов Месопотамии производило товары, которые обменивали на сырье у жителей гор.

Совершенствовались методы транспортировки, и наконец появились торговые суда. Одни корабли, с небольшой осадкой, но очень маневренные, перевозили домашний скот и продукцию земледелия. Другие, из тростника, использовались для торговли в Персидском заливе до Дильмуна (нынешний Бахрейн), до Джибути и даже до Мохенджо-Даро – в долине Инда (район современного Пакистана). Кроме зерна они везли одежду из Ура, а возвращались со слоновой костью, жемчугом, лазуритом и лесом.

Памятники богам от земных щедрот

Примерно к 3000 г. до н. э. земледельческие общины Месопотамии объединились в города-государства. Они процветали благодаря плодородным землям, искусным ремесленникам и предприимчивым торговцам. Купцы везли сырье – металлы и камень, ремесленники превращали их в орудия труда, оружие, изящные украшения, прекрасные статуи и посуду.

Наиболее известен Ур, тот самый библейский «халдейский Ур», откуда Авраам отправился в свои странствия. Шумерским городам покровительствовали определенные боги или богини, в честь которых возводились зиккураты – ступенчатые пирамиды из кирпича с алтарем на вершине. Со временем эти города захватывались более крупными государствами. Начиная с 2500 г. до н. э. история Ближнего Востока – это история сменявших одна другую империй.

VI в. до н. э. – период расцвета Персидской империи: от Эгейского моря до Индии и от Индийского океана до Аральского моря.

Рекомендуем также:
0 0 голоса
Рейтинг статьи

Info Alecs

Редактор сайта. Пишу интересно и познавательно о самом разном. Люблю современность и историю, увлекаюсь музыкой и жизнью. Готов обсуждать разные темы и жарко дискутировать.

Как это было
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x