Генрих Манн является писателем мирового класса, одновременно и повстанцем и пионером, который не может ни интеллектуально, ни по жизни быть предметом какой-либо тиранической политической власти.
Его сильная политическая сатира и моральный долг перед правосудием и правдой прикрепила к нему ярлык, под тенью которого он всегда будет отвергнут и не станет восприниматься достаточно серьезно.
Генрих Манн был старшим братом выдающегося литературного гения Томаса Манна – лауреата Нобелевской премии по литературе (1929 год) за роман «Буденброции» (1901 год).
Генрих родился 150 лет назад и действительно противостоял своему отцу, убеждениям брата, цинизму и жестокости власти по отношению к слабым, тем самым настраивая нацистов против себя. Несмотря на свои успехи в литературе и то, что мы можем сегодня назвать письмом с социальным участием, он умер, смирившись со своей неблагодарной судьбой в личном и политическом аспектах.
Генрих Манн родился в Любеке 27 марта 1871 года в богатой буржуазной семье. Жизнь его брата Томаса Манна исследована, но, к сожалению, в биографических данных о Генрихе есть пробелы. Генрих был старшим ребенком – первенцем богатой семьи Манн.
Отец Томаса, Иоганн Генрих Манн, был крупным трейдером, а затем сенатором по экономике и финансам Любека. Его жена Джулия родила Генриха в 20 лет. Он рос с несколькими нянями, и его мать не была обременена уходом за новорожденным.
Спустя годы в своем романе «Евгения, или Буржуазное время» (1926) Генрих рассказывает историю мальчика, которого мать не любит и не хочет. Позже он идентифицировал этого мальчика как автобиографического персонажа.
Когда ему было четыре года, у Генриха родился младший брат Томас.
В то время как великий писатель Томас Манн описывал свое детство в идиллических, красивых, полных радости и теплоты историях, эти же истории глазами другого писателя в их семье Генриха выглядили моментами предательства, отчуждения и пренебрежения. В семье появилось еще несколько детей: две сестры – Юлия и Карла, а также еще один брат – Виктор.
Томас Иоганн Генрих (отец) умер в 1891 году, оставив довольно тревожное наследие своему старшему сыну.
В завещании отца говорилось, что по мере возможности семья должна препятствовать тому, чтобы Генрих продолжал литературную карьеру, так как ему не хватает глубины мысли для этой деятельности. По словам его отца, Генрих был снисходительным и беспощадным ко всем остальным, а это означало, что ему не хватало мыслей.
Генрих Манн позже рассказывал, что незадолго до смерти отец поддерживал его желание заниматься литературой.
После того, как семейный бизнес Манна обанкротился, семья потеряла свою предыдущую престижную общественную репутацию в Любеке. Поэтому, семья переехала в Мюнхен, и Генрих начал путешествовать не имея постоянного места жительства. Несмотря на его возражения, мать Джулия финансово поддержала своего старшего сына в выпуске его первого романа «В семье» (1894). В этом романе главный герой очень похож на себя, и довольно часто появляются сходства с членами семьи.
Сестра Карла
Генрих очень близок со своей младшей сестрой Карлой, которая поддерживает его желание стать актером. Он часто использует свою жизнь как источник материала для своих книг. В 1903 году он написал роман «В поисках любви», который напоминает его отношения с сестрой Карлой.
В 1906 году Генрих написал рассказ «Актриса», для которого в качестве основы Карла предложила ему использовать свои письма. Писатель цитирует целые отрывки из этих писем. В 1910 году Карла покончила жизнь самоубийством, она отравилась цианистым калием. Генрих Манн был чрезвычайно опечален этой потерей.
Актриса Мария Канова
Через два года писатель отправился в Германию, чтобы посмотреть постановки своих пьес. Путешествуя, он влюбился в пражскую актрису Марию Канову и одновременно начал работу над одним из своих величайших романов – «Лоялист». Роман частично печатался в мюнхенском литературном журнале, но был остановлен из-за начала войны.
Мария и Генрих поженились в августе 1910 года, а их дочь Генриетта Мария Леони родилась в 1916 году.
Нелли Крегер
Он жил с Марией и их дочерью в Мюнхене до 1928 года, а после расставания с женой, переехал в Берлин. Там он познакомился со своей второй супругой – барменом Нелли Крегер. Он часто заходил в бар, где она работала и 27-летняя женщина сблизилась с писателем. Однако Нелли имела скромное пролетарское происхождение и поэтому не очень хорошо воспринималась в претенциозной богатой семье Генриха.
Между двумя мировыми войнами
Годы после Первой мировой войны были для Генриха Манна самыми успешными. Затем последовал его самый успешный роман, в котором он предсказал с пророческой точностью человеческие ужасы, которые ожидают Германию.
Роман «Лоялист»
Его роман «Лоялист», главный герой которого – Дидерих Гесслинг. Послушный, коварный и националистический трус – тиран, который, чтобы преодолеть собственные комплексы, сокрушает более слабых. Произведение представляет собой острый политический роман о Германской империи накануне начала Первой мировой войны.
В романе «Лоялист», Манн первым создал то, что мы теперь знаем как немецкий прототип, с которым никоим образом никто не хочет отождествляться. Речь идет о тиране, который поклоняется тем, кто наверху, но пинает тех, кто внизу. В то время в Германской империи было много существ, таких как Дидерих Гесслинг.
Эта книга дает читателю представление о том, почему немцы с таким энтузиазмом вступили в Первую мировую войну. Его роман показывает, что нужно преодолеть Веймарской республике, чтобы не допустить подобного.
Сатира империи
Генрих Манн выступил с острой сатирой на Германскую империю, тонко проанализировал властные структуры императора Вильгельма II, и в какой-то мере его творчество является частью сегодняшних параметров исторического романа: это больше чем просто интересный сюжет, разворачивающийся на фоне текущих событий. Манн не скрывал своих социалистических предпочтений, которые он вплел в образ старого революционера Бака.
Уже будучи выдающимся и известным писателем, он начал выступать в политических клубах, став активистом социальной справедливости. В своих выступлениях и текстах он выражал свои демократические идеи об обществе и государстве, диктатуре и свободе, угнетении и подчиненных.
В 1930-е годы писатель выступал против национал-социалистов и всю оставшуюся жизнь провел в изгнании.
Но даже в период перед Первой мировой войной он начал упорно заниматься социально-политическими проблемами, к которым он был особенно критичен. В то время как его брат Томас Манн в конце 1914 года написал свое эссе «Размышления о войне», в котором он поддержал и приветствовал присоединение Германии к войне, Генрих, в противовес стал центром буржуазной оппозиции, выступающей против войны.
Томас Манн против Генриха Манна
В своем эссе о Золе, опубликованном в 1915 году, Генрих Манн защищал демократию и полностью отвергал империю. Два брата ссорились не только лично, но и публично.
На это эссе, написанное Генрихом, в котором он играл роль оппозиционного интеллектуала, Томас ответил знаменитыми «Наблюдениями за неполитическим», в которых он исповедовал противоположную позицию.
Только в 1922 году, когда Генрих серьезно заболел, два брата примирились. Томас Манн очень точно выразил кредо своего старшего брата:
«Это благородный и одинокий дух, страстно приверженный демократии, одержимый стремлением к красоте и одержимый возвышенным общественным видением».
Генрих Манн резюмирует свое видение ответственности писателя перед обществом следующим образом:
«Я всегда чувствовал себя писателем, который должен изображать мир. В основе этого чувства лежит потребность в правде и ясности. Вероятно, так обстоит дело с большинством писателей. Но сначала вы просто создаете образы и оживляете их».
Пристрастия публики и мировая литературная критика всегда были на стороне младшего брата Томаса Манна и его литературных произведений, которые, несомненно, были на пике.
Однако причина, по которой Генриха Манна не любили и считали второсортным писателем в тени Великого брата, заключалась в том, что он попадал в категорию политического писателя, что сильно ограничивало восприятие его произведений. То есть в какой-то степени он не считался универсальным представителем литературы, а ограничен некоторыми социально-политическими траекториями, практически не имеющими отношения к вечности.
Как будто социальная острота, яростная критика и неустанная сатира «зафиксировали» за ним эту печать, и это не дало шанса его неоспоримым литературным заслугам в виде почти карикатурных сюжетов и сатирического гротеска. Его персонажи причудливы, скопированы с самой жизни, и в то же время эксцентричны.
Взгляды двух братьев часто расходятся, особенно когда речь заходит о демократии, политике и роли интеллегенции.
Различия между Томасом и Генрихом Манном носят мировоззренческий, а не особо радикальный характер. Эти различия проистекают из их отношений к своему высшему происхождению: Генрих Манн, в отличии от своего брата, никогда не гордился буржуазным происхождением; он считал, что происхождение не является заслугой отдельного человека и поэтому не стоит его подчеркивать.
Полная противоположность Томас Манн, который видит себя представителем высшей буржуазии, о взлетах и падениях которой он размышляет и анализирует как писатель.
Симпатии Генриха в другом – на стороне социально слабых и обездоленных людей, на которых сосредоточен его литературный интерес.
Фильмы по романам Генриха Манна
В 1930 году режиссер Йозеф фон Штернберг снял фильм по роману Генриха Манна «Мастер Унрат» (1905).
Один из великих и вечных фильмов, принесших Марлен Дитрих мировую известность – «Голубой ангел» (1931). В главных ролях кроме Дитрих и актер Эмиль Яннингс. Фильм способствовал всемирной известности Генриха Манна. Однако, также мешал ему, так как у многих создавалось впечатление, что это единственное написанное ним произведение.
Год спустя в разгар своей карьеры Генрих Манн был назначен президентом секции искусств Прусской академии.
С Кейт Колвиц и Альбертом Эйнштейном против национал-социалистов
В начале 1933 года он подписал письмо с призывом к объединению Германской социал-демократической партии и Коммунистической партии против национал-социалистов – вместе со знаменитым скульптором и антифашистом Кейт Колвиц и Альбертом Эйнштейном.
Генрих Манн выступал и писал против антисемитизма и в поддержку демократии. Он был не просто занозой в теле нацистов.
Манн покинул Германию до того, как его исключили из Прусской академии. В 1933 году он отправился во Францию, чтобы написать свой великий роман «Юность и совершенство Генриха IV». На родине его немецкое гражданство было немедленно аннулировано, нацисты уничтожили все его работы в ходе публичного сожжения книг.
Во Франции Генрих Манн участвовал в нескольких антинационал-социалистических организациях, но продолжал верить, что время нацистов быстро пройдет. Однако он ошибался. В 1940 году он бежал в Португалию через Испанию со своей женой Нелли и другими писателями оказался в изгнании. Нацисты пощадили его, а тем временем его брат Томас также покинул Германию и эмигрировал в Америку.
Мрачные годы Генриха Манна
В то время как произведения лауреата Нобелевской премии Томаса Манна постоянно переводились во всем мире, и также он являлся популярным писателем в Соединенных Штатах, Генрих был не так успешен.
Его книги редко переводятся, и как писатель он почти неизвестен. Однако, в Санта-Монике, штат Калифорния, Генрих писал книгу за книгой, ни одной из них для продажи.
Его жене Нелли было трудно справляться с жизнью в изгнании. Она начала работать в больнице, чтобы содержать обоих на своей зарплате.
В то время Генриху Манну было больше 70 лет. Нелли и Томас Манн – единственные, кто помогали ему содержать семью. Нелли стала употреблять все больше алкоголя, стараясь забыть о ностальгии и о том, что в большой буржуазной семье ее считали позором, а не достойной женой. В 1944 году, когда ей было 46 лет, она приняла горсть снотворного и покончила жизнь самоубийством.
В 1949 году только зарождалась Германская Демократическая Республика, и Генрих Манн получил в Берлине новый пост – президент Академии художеств. Восточный Берлин. Однако, прежде чем Генрих смог начать работать на своей новой должности, он умер от кровоизлияния в мозг в США в 1950 году.
Несмотря на явную неприязнь критиков, ограничение его работ политикой и почти обвинения в идеологической неполноценности, Генрих Манн был интеллектуалом, который был радикален только в своей искренности и чувстве справедливости в чрезвычайно бесчеловечное время между мировыми войнами.
Гуманизм – это главная отправная точка, и чтобы быть гуманистом и интеллектуалом, он должен был защищать его и занять позицию не просто пассивного наблюдателя в комфортабельном буржуазном кабинете, но и настоящего оппозиционера, использующего оружие слова и сатиры.
Рекомендуем также: