Готфрид Бульонский – биография, крестовый поход

Личности

В 1071 году войска Византийской империи потерпели катастрофическое поражение в битве при Манцикерте. Примерно за год победоносным силам сельджуков удалось завоевать всю Малую Азию и оттеснить византийцев к стенам их собственной столицы, Константинополя. Турки захватили весь Ближний Восток и поставили его под свой контроль. Также в их руки попал священный Иерусалим – город, в котором находились символы трех авраамических религий – христианства, ислама и иудаизма.

Столкнувшись с полным крахом, римляне стали отчаянно искать помощи у Запада. Отношения между Римом и Константинополем достигли критической точки – в 1054 году два патриарха объявили о расколе, который навсегда разделил две христианские церкви. Однако, когда в 1081 году Алексий Комнин взошел на престол в Константинополе, отчаявшимся Васильевым ничего не оставалось, кроме как унизить его и попросить поддержки у Папы Римского.

Крестовые походы в истории

Помощь пришла с задержкой на 14 лет – только в 1095 году папа Урбан II призвал христиан Западной Европы начать священную кампанию по освобождению Святой Земли от мусульманского владычества и спасению Восточной Римской империи. Поскольку эта кампания считалась долгом ревностных и своего рода несением Креста во имя веры, он и его последователи остались в истории как крестовые походы.

Готфрид Бульонский

Для такого грандиозного начинания нужны великие лидеры. Под крестный знак стекались самые выдающиеся рыцари и аристократы той эпохи – могущественные магнаты из Франции, немецких земель и Италии. Среди них были королевские кузены, имперские ублюдки и нормандские вожди. Но одно имя прирожденного лидера и самого уважаемого воина выделялось среди них – Годфри де Буйон, известный также как Готфрид Бульонский.

Биография герцога Готфрида Бульонского

Годфри родился ок. 1060 г., где-то на землях его отца Жосташа II в графстве Булонь (ныне Северная Франция и часть Бельгии). Он был вторым сыном и поэтому не унаследовал Булонь, но получил в наследство ключевое герцогство Нижняя Лотарингия (ныне Нидерланды, Восточная Бельгия и Люксембург).

Годфри должен был получить герцогство в 1076 году, когда умер его дядя Годфри IV Горбун. Но поскольку на тот момент он был очень молод, король Германии Генрих IV передал Лотарингию своему сыну Конраду, и лишь небольшая доля была выделена Годфри – графство Буйон. Генрих пообещал Годфри передать ему все герцогство, если молодой дворянин окажется достойным такой важной территории.

В течение следующего десятилетия Годфри Бульонский доказал свое мастерство с мечом в руке. Он сражался бок о бок с Генрихом во время гражданских войн на немецких землях, а также во время кампаний короля в Италии. Годфри также удалось победить широкую коалицию могущественных аристократов, которые пытались отобрать у него контроль над Бульоном. Среди них выделялись имена тосканского маркграфа Матильды – дяди Годфри и героини ее собственной средневековой саги.

Граф Бульонский сумел победить своих врагов и укрепить свою власть. Впечатленный его качествами воина, генерала и человека чести, в 1087 году Генрих IV выполнил свое обещание и провозгласил Годфри герцогом Нижней Лотарингии.

Годфри Бульонский присоединился к крестовому походу

Когда папа Урбан II объявил о созыве крестовых походов в Клермоне в 1095 году, Годфри Бульонский решил присоединиться ко всем имеющимся у него силам. Он заложил или продал большую часть своего личного имущества и собрал сильную армию, включая многих дворян из Верхней и Нижней Лотарингии и остальной части современной Бельгии. Армия прошла через Рейнскую область, прошла через Баварию и Венгрию, достигнув в ноябре 1096 года Константинополя.

Вскоре под стенами византийской столицы собрались для марша армии других великих аристократов – Раймона де Сен-Жиля, графа Тулузского, Роберта II Фландрии, Южного Вермандуа и знаменитого норманнского завоевателя Бемунда из Таранто – давнего врага византийцев.

Готфрид Бульонский

Византийский император Алексий I Комнин начал переговоры с крестоносцами. Они продолжались всю зиму и в конечном итоге представляли собой компромисс между римлянами и крестоносцами. Годфри и другие лидеры согласились, что Эксий будет их сюзереном для недавно завоеванных земель и вернет ему все земли, утраченные Византией после 1071 года, которые им удалось завоевать. В то же время Васильев обязался принять участие в походе со своим войском и обеспечить крестоносцев едой, транспортом и деньгами.

Крестоносцы двинулись на восток весной 1097 года. Под стенами Никеи рыцари нанесли сокрушительное поражение турецким войскам под командованием Килидж Аслана I. В этой битве участвовал Годфри Бульонский.

В последовавшей за этой второй битве с турками при Дорилеуме Годфри победил османский авангард и спас своих собратьев от поражения. Он лично возглавил атаку, которая отбила турецкие части, давившие рыцарей на фланге, после чего мужественно контратаковал и сумел овладеть лагерем противника.

В последующие недели источники сообщили, что в то время как армии двигались по Анатолийским горам, Годфри подвергся нападению медведя. Хотя рыцарь был тяжело ранен, ему удалось победить дикого зверя, что только усилило его славу.

Готфрид Бульонский

В конце 1097 года войска Креста достигли северной Сирии. Часть армии, возглавляемая младшим братом Годфри – Болдуином из Булони, захватила город Эдесса и основала там графство. Остальная часть армии стояла под стенами могучей крепости Антиохия. Осада длилась почти год – город пал летом 1098 года.

Во время осады император Алексий так и не послал рыцарям обещанную помощь. Когда Бемунд Таранто лично взял на себя ворота города, он заявил, что рыцари больше не верны Васильевым, и объявил Антиохию своей столицей. Годфри Бульонский отверг идею прекращения кампании и заявил, что погоня за небольшими местными титулами является отходом от единственной праведной цели – Иерусалима. Его слова и легкость, с которой он отвергал соблазны Востока, еще больше возвысили его в глазах обычных солдат, участвующих в кампании.

Осада Иерусалима

В 1098 году войска, наконец, двинулись на юг и в июне 1099 года стали под стенами Иерусалима. Годфри Бульонский вел осаду – кровавую, жестокую и мучительную. Рыцарям удалось построить осадную башню, собранную из разбитых кораблей итальянских купцов, следовавших за маршем по морю. Годфри возглавил последний штурм и одним из первых преодолел крепостные стены.

Иерусалим

Последующие эпизоды насилия не имели ничего общего с христианством или светлыми идеалами рыцарства. За три кровавых дня на улицах города было убито более 30 000 человек – крестоносцы заявили, что в Священном городе могут находиться только христиане.

Правитель Иерусалима

После установления своей власти над городом, крестоносцы собрались на совет, чтобы решить, какой будет структура нового владения и кто им будет руководить. Годфри Бульонский был единогласно избран правителем после того, как единственный другой подобный лидер, Раймон де Сен-Жиль, отказался от короны. Сам Годфри заявил, что он не может принять титул царя, «потому что он не может носить золотую корону в городе, где Иисус носил терновый венец». Согласно более поздним источникам, он принял титул «Защитника Воскресения Христова», но наотрез отказался от царской короны.

Правление Годфри длилось всего несколько месяцев. Ему удалось победить арабские войска, пришедшие вернуть Иерусалим в августе 1099 года, после чего он заставил основные прибрежные порты Палестины признать верховенство Иерусалима.

Смерть Годфри Бульонского

Во время этих походов Годфри заразился одной из болезней, присущих Востоку, но неизвестной европейцам. После тяжелой болезни Годфри Бульонский скончался 18 июля 1100 года в Иерусалиме. По воле аристократии титул получил его брат Болдуин, который прибыл из Эдессы и 25 декабря 1100 года был коронован первым королем Иерусалимского королевства.

После смерти Годфри стал легендарной фигурой и покровителем всех будущих крестоносцев. Легенды о нем воспеты в десятках средневековых баллад и былин. На Святой Земле его образ стал идеальным образцом для подражания для будущих поколений рыцарей и крестоносцев.

Его нежелание носить королевский титул сделало его высоким символом скромности и доблести. Самым большим признанием памяти Годфри является его добавление к так называемым Девяти достойным – Гектору Трои, Александру Великому, Юлию Цезарю, Джошуа, Давиду, Иуде Маккавей, королю Артуру и Карлу Великому.

Рекомендуем также:
5 1 голос
Рейтинг статьи

Алиса Палевская

Люблю путешествовать по миру: реально и виртуально, и рассказывать об этом другим. Копирайтер. Основные темы: путешествия, красота и мода, правильный образ жизни и много чего еще

Как это было
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x