Во второй половине 14 века Балканы настигла серия несчастий, которые современники описывали как проявление гнева Бога. В 1348 году примерно половина населения полуострова была убита Черной смертью. Целые районы обезлюдели, города и села опустели, экономика рушилась, а вместе с ней и сопротивление местных правителей.
В разгар хаоса, последовавшего за эпидемией, в 1354 году во Фракии появились первые мародерские османские отряды. Два года спустя они захватили крепость Галлиполи, превратив ее в оплот своих завоеваний и вторжений.
Возвращение Мурада
В 1362 году османы захватили Адрианополь – самую большую крепость во Фракии после Константинополя. Город и его стратегическое положение оценил султан Мурад I, который объявил его своей новой столицей. Хотя османская экспансия была временно заблокирована после кампании Амадея Савойского (1366 г.), десять лет спустя на Балканы вернулся Мурад.
Тем временем его генералы Эвренос-бей и Лала Шахин захватили долину реки Марица, разбили балканские войска у Черномена (1371 г.) и разрушили независимые владения аристократии в горах Родопи.
Возвращение Мурада дало новый импульс османским завоеваниям на Балканах. В 1382 году после тяжелой и продолжительной осады Лала Сахин захватила Софию. Тогда же были завоеваны земли вдоль рек Струма и Места.
Войска Полумесяца вторглись по Диагональной дороге и начали грабить сербские земли вдоль реки Моравы. Тырновское царство Иоанна Шишмана стало их вассалом, а в 1386 году османы захватили Ниш, открыв возможность для дальнейшей экспансии на Западные Балканы.
Пытаясь защитить свои земли, многие местные феодалы решили принять османский суверенитет. Их отряды сражались в рядах Мурада, в том числе во время его походов в Малую Азию, где сербские рыцари прославились в боях против эмиров Карамана и Германа.
Святой князь Лазарь Хребелянович
Однако в этой мрачной ситуации по-прежнему были балканские феодалы и правители, которые не хотели преклонять колени перед османами. Самым сильным среди них был князь Лазарь Хребелянович – правитель земель, расположенных вдоль реки Моравы. Он приобрел известность среди правителей, взявших под свой контроль распавшуюся Душанскую империю, недолговечную сербскую гегемонию над центральными Балканами.
Князю Лазарю удалось остановить османское вторжение на свои земли в 1380/81 г. Он сумел собрать вокруг себя войска из разных частей сербских земель и подготовился к противостоянию османам.
В то же время войска Полумесяца также сгруппировали свои силы для решительных действий. Пока основные османские армии сражались в Малой Азии, на Балканах собралось большое войско из нерегулярных наемников и борцов-авантюристов, называемых акынджи. Их количество было сложно определить, но, вероятно, они составляли от 10 000 до 20 000 человек.
До сих пор ведутся споры личности, которые ними управляла: Лала Шахин (которому на тот момент должно было быть не менее 60 лет) или другой лидер Османских газов Шахин Бей.
Акынджи в Османской империи
В любом случае такая армия вызывала уважение как своими размерами, так и к собравшимся в ней воинам. Акынджи – представители особого пласта воинов. Мало кто из них являлся православными мусульманами. Большинство из них исповедовали различные синкретические верования, смешение ислама, христианства и языческих ритуалов и суеверий.
До недавнего времени некоторые из них были воинами христианских правителей и даже не поменяли своей веры. Их объединяла погоня за добычей и воинской славой – мостом между религиями, этносами и языками.
План Османский империи
Весной 1387 года османские войска двинулись из Фракии в Албанию. Их конечной целью было прийти на помощь местному дворянину в северной Албании, который пообещал сдать свои земли в обмен на военную защиту. План Османский империи состоял в том, чтобы пройти по диагональному маршруту, пересечь Софию в Ниш, затем повернуть на юг по долине реки Топлица и войти в албанские земли через Косово, разграбив богатые сербские территории в районе Монастира.
Зная об их движении, Лазарь Хребелянович собрал силы и двинулся на северо-запад, чтобы встретить османов. Его план – спуститься по реке Топлица и не дать мусульманской армии войти в Монастир, важный культурный центр сербов, а также важный источник серебряной руды. Именно на эти средства Лазар смог финансировать свои войска и не позволить противнику разорить Косово.
Судя по обычным для той эпохи скоростям, в начале лета османские войска вышли в долину реки Топольница. В то же время в этот район прибыли войска Лазаря. Следуя испытанной сербской стратегии наилучшего использования местности, сербский князь спрятал свои войска на лесистых склонах вокруг главной дороги и стал ждать. Под его флагами находилось около 10 000 человек – т.е. примерно две армии.
Однако репутация османов внушала страх, так как они еще не проиграли ни одной крупной битвы против христиан. Хотя Акынджи были вооружены не так хорошо, как сербские рыцари, они являлись воинами-ветеранами, иногда с многолетним опытом. Недооценивать их на поле боя из-за отсутствия тяжелой брони равносильно самоубийству.
Битва при Плочнике
Османский лидер провел разведку местности, но его разведчики не нашли и следа врага. Османы были слишком самоуверенными – часто они быстро одерживали победы над «неверными» на их собственных землях. Шахин разместил свою армию в лагере у села Плочник. Он настолько был уверен, что от его грозной армии противник бежал, как напуганные куры, что позволил большей части Акынджи рассредоточиться в отрядах, чтобы грабить территорию в округе, прежде чем армия двинется на юг.
Князь Лазарь терпеливо ждал этого момента. Как будто время вернулось в 1330 год, когда в Вельбужде болгарский царь Михаил Шишман совершил ту же ошибку. Сербские войска сконцентрировались на атаке – рыцари, окруженные кавалерией и пехотой, заняли место в центре.
Словно гром среди ясного неба, сербские войска Лазаря Хребеляновича атаковали османский лагерь. Шахин отчаянно пытается выстроить свои силы защиты, но таран в рыцарских доспехах смел передние ряды Аканджи.
Любая другая армия развеялась бы, как прах на ветру, но не они. Несмотря на многократное превосходство противника в численности, османским войскам удалось оправиться и остановить натиск врага. Однако, численное превосходство сделало свое дело и армия Полумесяца была полностью разбита, а их командир находится на грани гибели.
Пока все шло хорошо, но князь Лазарь знал, что нельзя терять время, ведь они разгромили только примерно 2000 человек личных войск бея, но осталось еще в 6-7 раз больше, разбросанных по окрестностям. Если позволить им сосредоточиться в одну силу, то это может иметь катастрофические последствия.
Разгром Османской армии
Несмотря на дневную жару, армия сербов помчалась в погоню за волками, чтобы уничтожить их стая за стаей. Отряды Акынджи были окружены и безжалостно убиты – османы никого не щадили и тоже самое получили взамен.
Кровавый день спускался над долиной реки Толица. Лазурное небо было усеяно дымом деревень, сожженных акынджцами, но приближающийся вечер вторил крикам и проклятиям погибающих османских солдат. Армия князя Лазаря Хребеляновича сражалась хорошо. Даже если исторические хроники преувеличили, по крайней мере половина армии Шахина была убита на сербской земле, а ее остатки в панике бежали обратно в османские земли.
Самоуверенность и высокомерие османов обошлись им слишком дорого. Сербские войска одержали первую крупную победу балканского народа над османами. Авторитет Лазаря Хребеляновича достиг апогея. Войска со всех Балкан начали стекаться под его флаги, и в его лице местные жители увидели Спасителя от Полумесяца.
Ощутив горький вкус поражения, Мурад прибыл на Балканы из Малой Азии во главе основных османских войск. Следующей его целью стало Косово.
Рекомендуем также: