Штурмовые Отряды Германии
Жестокость «коричневорубашечников» и их военизированного крыла, Штурмовых Отрядов (SA), достигла своего пика в конце июня 1933 года, когда «рубашки» арестовали 500 человек в Берлине после того, как трое из них застрелили социал-демократа. По меньшей мере 23 из арестованных были замучены до смерти.
Деятельность Штурмовых Отрядов была в полном разгаре, и Гитлер опасался возможности иностранного вмешательства еще до того, как начнется его программа перевооружения Германии.
Однако, главой штурмовиков SA был Эрнст Рём, который возглавлял организацию численностью около 3 миллионов человек, многие из которых были закоренелыми фашистами и опытными бойцами. И что еще хуже, они разочаровались в гитлеровской Германии.
Конфликт Гитлера и Рёма
Ситуация мало чем отличалась от предыдущего режима, и Рём начал открыто говорить о второй революции.
«Революция — это не постоянное состояние», — отвечает Гитлер нацистам 6 июля. «Поток революции не подвержен влиянию, но он должен быть направлен в безопасное пространство эволюции… Ибо вторая революция может быть направлена только против первой».
Эти слова еще больше разделили ранее близких Гитлера и Рёма. И хотя Гитлер избегал прямой критики Штурмовых Отрядов, он давал понять, что только «идиоты» считают, что революция не достигла своих целей. Рём, со своей стороны, сомневался в приверженности Гитлера «национальному восстанию».
Ослабило ли революционный дух фюрера его вхождение в правительство?
Постепенно Рём начал продвигать себя как истинного лидера нацистской Германии, вытесняя Гитлера со страниц Der SA-Mann, газеты коричневорубашечников.
Читайте также
Этот конфликт достиг своего зенита в феврале 1934 года. В первый день месяца Рём издал меморандум, в котором потребовал, чтобы рейхсвер (немецкая армия, которую позже объединили в все еще планируемый вермахт) был поглощен Штурмовыми Отрядами.
«Никогда», — ответил министр обороны генерал Вернер фон Бломберг, который немедленно связался с Гитлером. На конференции 28 февраля Гитлер отклонил просьбу Рёма и одобрил предложение Бломберга о том, чтобы SA были развернуты в качестве сил обороны границ и предвоенного учебного подразделения.
Это было унизительно для Рёма, который раскрыл свои истинные чувства, когда пара покинула министерство обороны.
«То, что объявил этот смешной рядовой, к нам не относится», — сказал он, имея в виду звание Гитлера в Первой мировой войне. «Гитлер не лоялен и должен быть, по крайней мере, отправлен в отпуск. Если не с, то мы можем обойтись без Гитлера».
Эти слова Гитлеру передал Виктор Лютце, информатор из высшего командования Штурмовых Отрядов.
«Придется дать всему созреть», — пробормотал фюрер.
Франц фон Папен
Но Рём был не единственной занозой в его боку в 1934 году. У вице-канцлера Франца фон Папена были свои амбиции — он претендовал на пост президента, который занимал все более слабеющий Пауль фон Гинденбург, а среди его преданных сторонников было много высококлассных консервативных армейских офицеров.
Читайте также
В своей речи в Марбургском университете 17 июня фон Папен предупредил, что Германия не может «жить в состоянии непрерывного беспорядка, которому никто не видит конца».
Разъяренный Гитлер быстро выступил с собственным предупреждением фон Папену:
«Кулак нации сжат и сокрушит любого, кто осмелится предпринять малейшую попытку саботажа».
Со своей больничной койки в Восточной Пруссии 86-летний Гинденбург следил за событиями с нарастающим страхом. Отец нации умирал, но у него еще хватило духу сказать Гитлеру, что он объявит военное положение, если что-то не будет сделано для прекращения агрессии в стране.
Читайте также
Конференция в Бад-Висзее
Решение, запланированное Гитлером, было простым. Он должен был созвать 30 июня конференцию руководства Штурмовых Отрядов в Бад-Висзее и арестовать их.
Когда он уезжал в Эссен на свадьбу, начальнику его охраны СС было отправлено сообщение, чтобы тот готовился к «секретному и очень важному делу для фюрера». Тем временем Рейнхард Гейдрих, глава службы безопасности СС, составил список для ареста лиц, считавшихся «политически неблагонадежными».
Когда вечером 29 июня штурмовики SA в Мюнхене вышли на улицы, чтобы высказать свое недовольство, их лидеры, собравшиеся в отеле «Ханзельбауэр» в Бад-Висзее, похоже, посчитали, что непосредственная угроза со стороны Гитлера им не грозит. Они провели этот вечер, опьяненные властью так же, как и пивом.
После возвращения в Мюнхен из Бад-Висзее Гитлер в ярости выступил перед ведущими нацистами в штаб-квартире партии, известной как Коричневый дом, в полдень. Со слюной, стекающей по подбородку, фюрер рассказал о том, как Рём получил 12 миллионов марок от Франции, чтобы убить его, что Гитлер назвал «худшим предательством в мировой истории».
Читайте также
Не было никаких доказательств такого утверждения, а письменный приказ о перевороте, найденный среди вещей Рёма, почти наверняка являлся подделкой. Тем не менее, его использовали в качестве оправдания для ареста и казни командиров SA.
Кодовое слово: «Колибри»
Если в Мюнхене мишенью стали Штурмовые Отряды, то в Берлине — видные консерваторы. По возвращении из Бад-Висзее Йозеф Геббельс, шеф гитлеровской пропаганды, позвонил Герману Герингу и сообщил ему кодовое слово: «Колибри», которое служило сигналом для министра внутренних дел Пруссии о начале ликвидацию людей из списка «политически неблагонадежных».
Среди убитых были Герберт фон Боссе, пресс-секретарь фон Папена, и Эдгар Юнг, ведущий интеллектуал консервативных правых, автор некоторых речей Папена. Также были убиты высокопоставленные представители армии, включая генерал-майора Фердинанда фон Бредова и генерала Курта фон Шлейхера, последнего канцлера Германии времен Веймарской республики, застреленного в своем доме вместе с женой.
Фон Папен выжил только потому, что Гитлер опасался негативной реакции внутри страны и за рубежом в случае убийства государственного деятеля его ранга.
Читайте также
Престиж Рёма, однако, не обеспечивал ему такой защиты. 1 июля Гитлер, под давлением Геринга и других ведущих нацистов, решил, что не может больше оставлять в живых своего бывшего товарища. Он дал шанс покончить с собой, но Рём отказался воспользоваться пистолетом, который ему вручили два офицера СС в тюремной камере.
«Рёму была предоставлена возможность справиться с последствиями своего предательского поведения», — заявил Гитлер в коммюнике. «Он не сделал этого и был расстрелян».
Результаты чисток «Ночи длинных ножей» в Германии
На следующий день Гитлер объявил об окончании «акции чистки», а 13 июля сообщил рейхстагу, что было убито 74 человека. По другим оценкам, это число достигает 200 человек. Какой бы ни была цифра, «Ночь длинных ножей» утвердила Гитлера как самого могущественного человека в Германии.
Рекомендуем также: