The Crusaders Capture Jerusalem, 1099
В 637 году войска мусульман во главе с халифом Умаром завоевали город Иерусалим, центр христианского мира и место притяжения для христианских паломников. Мусульманские правители города проявили определенный уровень религиозной терпимости. Никакие новые церкви не должны были быть построены, кресты нельзя было открыто показывать за пределами церковных зданий, но паломникам разрешили продолжать совершать паломничества к самым святым местам поклонения христианского мира (с них требовали пошлину за доступ).
Ситуация оставалась стабильной больше 400 лет. Затем, в последней части XI столетия, на Запад из Средней Азии хлынули турки, опустошая все, что лежало на их пути. Иерусалим достался им в 1076 году. Атмосфера терпимости, бывшая при последователях Умара, сменилась ужасными нападениями на христианских паломников и на их святыни в Святом Городе. Сообщения о грабежах, избиениях, убийствах, упадке священных мест и похищении патриарха города с целью выкупа повлекли за собой соответствующие события в Европе. Для европейцев Святая земля отныне задыхалась под властью неверных, и что-то нужно было делать.
В ответ на это Папа Римский Урбан II в 1095 году созвал собор в городе Клермон, Франция, завершив восемь дней обдумывания одной из самых влиятельных речей в истории. Взобравшись на высокий эшафот, Папа Римский призвал созванное множество людей вырвать Святую землю из рук неверных и уверил в том, что Бог освободит их от любого греха, связанного с этим предприятием. Его слова достигли восприимчивого слуха толпы, поскольку та ответила криками «Этого хочет Бог!», » Этого хочет Бог!» (Deus vult). Крестовые походы начались.
Первый Крестовый поход был самым успешным, он фактически достиг своей цели – завоевания Иерусалима. Но и здесь были свои сложности. Отвечая на вызов Папы Римского, тысячи крестьян сплотились, мотивированные религиозным пылом, а также желанием избегнуть нищенских условий дома. Во главе с Петром Пустынником и Готье Нищим незадачливая чернь прошла по всей Европе в Константинополь лишь для того, чтобы быть убитой турками в Малой Азии вскоре после пересечения Босфора.
Тем временем европейская знать собрала многотысячную армию, которая различными путями и с большим количеством неудач пробилась в Константинополь. К сожалению, многие из этих крестоносцев не смогли дождаться встречи с мусульманами на полях сражений, чтобы продемонстрировать свое религиозное рвение. В то время как они продвигались через Европу, целью их гнева стало множество еврейских общин, и тысячи евреев были зарезаны.
Весной 1097 года воинство из более чем 100 000 крестоносцев соединило свои силы на восточной стороне Босфора. Затем объединенная армия прокладывала себе путь вдоль побережья Средиземноморья, достигнув ворот Иерусалима в июне 1099 года.
Захват христианского «Центра Мира»
Имя автора следующего свидетельства очевидца неизвестно, но оно считается надежным описанием событий, изданным до 1101 года:
«Ликуя от радости, мы достигли города Иерусалима во вторник, 6 июня, и мы осадили его замечательным способом. Роберт Нормандский осадил его с северной стороны, около церкви Святого Стефана, первого мученика, которого был там замурован во имя Христа. Рядом с ним был Роберт II Фландрский. Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский продолжили осаду на западе. Граф Раймунд Сен-Жилльский действовал с юга, на Горе Сион, около храма пресвятой Богородицы, где Господь ужинал со Своими учениками….
Во время осады мы не могли найти никакого хлеба для покупки ближе, чем за десять дней пути, до тех пор, пока с наших кораблей не пришел посланник; также мы были сокрушены большой жаждой, и в страхе и ужасе мы должны были поить своих лошадей и других животных за шесть миль отсюда. Источник Силоам у подножия горы Сион поддержал нас, но вода досталась нам высокой ценой… Мы сшили шкуры волов и буйволов, в которых и пронесли воду шесть миль. Вода, которую мы пили из таких сосудов, была зловонной, и из-за грязной воды и ячменного хлеба мы ежедневно переносили большие несчастья и бедствия. Кроме того, сарацины прятались около всех ручьев и колодцев и заманивали в засаду наших солдат, убивая и калеча их, и загоняя животных в свои логова и пещеры.
Тогда наши лидеры запланировали атаковать город осадными машинами, чтобы войти в него и поклониться могиле нашего Спасителя. Они сделали две деревянных башни и много других машин… Круглые сутки четвертого и пятого дней недели мы энергично атаковали город со всех сторон; но прежде, чем мы напали, епископы и священники убедили всех своим проповедованием и увещеванием, что вокруг Иерусалима должна быть сделана процессия в честь Господа, сопровождаемая искренними молитвами, милостыней и постом.
Ранним утром шестого дня мы напали на город со всех сторон и ничего не смогли сделать против него. Мы все были удивлены и встревожены. Затем в приближении того часа, во время которого Господь наш Иисус Христос соизволил испытать за нас муки на кресте, наши рыцари, среди которых был Готфрид Бульонский и его брат Эсташ III, граф Булони, смело сражались в одной из башен.
Один из наших рыцарей, по имени Летхольд, поднялся на стену города. Когда он достиг вершины, все защитники города быстро спустились вниз по стенам и побежали через город. Наши солдаты гнались за ними, преследовали их, убивая и разрубая их на куски, до самого храма Соломона, и там была такая резня, что наши воины были по самые лодыжки в крови врага….
Эмир, который командовал башней Давида, сдался графу [Сен-Жилльскому], и открыл ворота там, где паломники раньше платили дань. Войдя в город, наши паломники преследовали и убивали сарацинов до самого храма Соломона. Там сарацины собрались и сопротивлялись отчаянно весь день, так, что храм изобиловал их кровью. Наконец язычники были побеждены, и наши солдаты схватили в храме множество мужчин и женщин, убивая их или оставляя в живых, если считали нужным. На крыше храма была великая толпа язычников обоих полов, которым Танкред Тарентский и Гастон де Бирт дали свои знамена [чтобы предоставить им защиту].
Потом крестоносцы рассеялись по всему городу, захватывая золото и серебро, лошадей и мулов и дома, полные всяких товаров. Впоследствии наши солдаты пошли, веселясь и плача от радости, чтобы поклониться могиле Спасителя нашего Иисуса и там уплатили долг Ему….
В восьмой день после захвата города они выбрали Готфрида Бульонского князем города, дабы он боролся с язычниками и защищал христиан. Кроме того, в день поклонения веригам Святого Петра они выбрали Патриархом самого мудрого и благородного человека, по имени Арнульф. Город был захвачен христианами в пятницу, 15 июля».
В 1187 году султан Салах ад-Дин отбил Иерусалим у крестоносцев.
Рекомендуем также: