Что такое Артурианская легенда?
Это совокупность произведений, связанных с королем Артуром и его рыцарями. Артуровская легенда составляет центральную часть «Материи Британии» — совокупности средневековой литературы и легенд, связанных с Великобританией и Бретанью. Истории о короле Артуре и его рыцарях, однако, не ограничиваются литературой Средневековья.
Хотя после средневековья популярность легенда о короле Артуре пошла на спад, она пережила возрождение в викторианскую эпоху. Сегодня артурианская легенда продолжает вызывать интерес публики, о чем свидетельствуют многочисленные произведения, основанные на этих историях.
Вымышленная история Британии
Фигура короля Артура, с которой мы знакомы сегодня, взята из книги Джеффри Монмутского «Historia Regum Britanniae» (что переводится как «История королей Британии»). Это вымышленная история Британии, написанная между 1135 и 1139 годами и считающаяся частью «Материи Британии». В своем произведении Джеффри прослеживает происхождение бриттов вплоть до троянцев.
Писатель утверждает, что остров Британия был впервые заселен Брутом из Трои, якобы внуком или правнуком троянского героя Энея. Джеффри продолжает свою историю с ранних королей Британии и римского периода, то есть от римского завоевания до конца римского правления.
Читайте также
Трон Британии был узурпирован, и на остров прибыли саксы. Романо-британцы оказали сопротивление захватчикам, и в конце концов трон возвратился к законной линии королей.
История короля Артура
Согласно Historia Regum Britanniae, Артур был сыном Утера Пендрагона, который сменил своего брата Аврелия Амброзия на посту короля Британии. Кстати, до истории Аврелия Джеффри рассказывает о легендарном волшебнике Мерлине. После смерти Утера новым королем Британии стал Артур.
Джеффри повествует о деяниях короля Артура, среди которых покорение саксов, завоевание Норвегии, Дакии, Аквитании и Галлии, а также успешная война с римлянами. История Артура заканчивается после того, как он получает смертельное ранение в битве с Мордредом, который, по словам Джеффри, был племянником короля.
После битвы Артур был доставлен «на остров Авалон, чтобы излечиться от ран». Там Артур «уступил корону Британии своему родственнику Константину, сыну Кадора, герцога Корнуолла, в пятьсот сорок втором году воплощения Господа нашего».
Роман о Бруте
Интересно, что в Historia Regum Britanniae не упоминается ряд известных элементов артурианской легенды, самым важным из которых, пожалуй, являются рыцари Круглого стола. Впервые этот знаменитый стол был упомянут нормандским поэтом Уэйсом в его «Романе о Бруте» (что переводится как «Роман о Бруте»). Это произведение, которое также является частью «Материи Британии», было завершено в 1155 году.
Читайте также
Как и Historia Regum Britanniae, Roman de Brut представляет собой псевдоисторию Британии. На самом деле, большая часть материалов Уэйса была взята из работы Джеффри. Тем не менее, Roman de Brut также содержит материалы о короле Артуре, которых нет в Historia Regum Britanniae, и один из них, конечно же, Круглый стол.
Круглый стол артуровской легенды
Сегодня Круглый стол считается символом рыцарства того времени, поскольку его места занимали величайшие рыцари королевства Артура. Однако в то время, когда Уэйс писал свой «Роман де Брют», Круглый стол был простым решением сложной проблемы. Всякий раз, когда Артур устраивал совет или пир, он приглашал своих рыцарей, которые, как предполагалось, садились за стол в главном зале короля.
Рыцарь, сидевший во главе стола, считался старшим по отношению к своим сверстникам. Смирение, похоже, не было добродетелью, которой обладали рыцари Артура, поскольку все они жаждали этого почетного места. Однажды рыцари даже подрались за это место.
Насытившись этим, Артур приказал изготовить круглый стол. Поскольку у стола не было «головы», никто не мог претендовать на первенство над другими, и все рыцари были равны. Кроме того, Уэйс пишет, что «за этим столом сидели бритты, французы, норманны, анжуйцы, фламандцы, бургундцы и лоэринцы», возможно, таким образом демонстрируя многонациональный характер королевства Артура.
Впоследствии история Круглого стола была расширена. Например, Робер де Борон, французский поэт конца XII — начала XIII веков, связал Круглый стол со Святым Граалем. По мнению де Борона, Святой Грааль был использован Иисусом Христом на Тайной вечере, а также Иосифом Аримафейским для улавливания крови Христа во время распятия.
Считается, что стол, использовавшийся на Тайной вечере, и стол Грааля Иосифа Аримафейского послужили источником вдохновения для создания Круглого стола. Эти столы были использованы Мерлином в качестве моделей для Круглого стола. В работе де Борона Круглый стол был создан во время правления отца Артура, Утера.
Когда король умер, Круглый стол унаследовал Леодеген из Камелиды, отец Гвиневры. Круглый стол перешел во владение Артура только после того, как он женился на Гвиневре. Круглый стол вместе со 100 рыцарями был подарен ему Леодегеном в качестве свадебного подарка.
Читайте также
Рыцари короля Артура
История Круглого стола была бы неполной без его рыцарей. Однако количество рыцарей варьируется в зависимости от источника. В версии де Борона за Круглым столом было 13 мест — явная отсылка к Иисусу и его 12 апостолам. Одно из мест, однако, оставалось пустым.
Это место, известное как «Гибельное место», должно было символизировать Иуду, предавшего Иисуса. Это место должно было оставаться незанятым до прихода рыцаря Грааля, то есть рыцаря, который отправится на поиски Святого Грааля. Любой другой, кто сядет на «Гибельное место», будет убит. В одних версиях сказки Гибельное место предназначалось для Персиваля, в других утверждается, что рыцарем Грааля был Галахад.
Поиски Святого Грааля — один из самых известных подвигов, совершенных рыцарем короля Артура. Однако это был не единственный квест, упоминаемый в артурианской легенде. Учитывая, что рыцарей, служивших королю Артуру, было очень много (некоторые источники, например, утверждают, что за Круглым столом могло разместиться до 150 рыцарей), у средневековых писателей было более чем достаточно материала для работы.
Другие средневековые манускрипты об артуровской легенде
Действительно, в Материи Британии есть множество произведений, посвященных отдельным рыцарям Круглого стола. К ним относятся «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха XII века, цикл «Ланселот-Грейл» XIII века и «Гавейн и зеленый рыцарь» XIV века.
Читайте также
Одним из последних произведений средневековой артурианской легенды является «Смерть Артура» (Le Morte Darthur) Томаса Мэлори (на среднефранцузском языке — «Смерть Артура»). Le Morte Darthur был завершен около 1470 года и напечатан Уильямом Кэкстоном в 1485 году. В настоящее время сохранился только один манускрипт, который предшествовал изданию Кэкстона.
Эта рукопись, известная как Винчестерский манускрипт, хранится в Британской библиотеке. Книга Мэлори «Le Morte Darthur» состоит из восьми книг, которые были разделены Кэкстоном на 21. Произведение следует в хронологическом порядке, начиная с рождения и возвышения Артура и заканчивая распадом рыцарей Круглого стола и смертью Артура. В промежутках между ними рассказывается о приключениях различных рыцарей.
По большей части Мэлори переработал существующие легенды об Артуре, в значительной степени опираясь на французские романсы. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на аспекте придворной любви, встречающемся в этих романах, Мэлори сделал акцент на верности и братстве рыцарей. Это имеет смысл, если принять во внимание контекст жизни и времени Мэлори.
Когда Мэлори писал свои произведения, Англия переживала Войну Роз, в ходе которой за трон боролись Йоркский и Ланкастерский дома. Политический оппортунизм широко практиковался тогдашней знатью, а верность была редкой добродетелью, что резко контрастировало с рыцарями Круглого стола. Однако правлению Артура и его рыцарей приходит конец в результате предательства.
Легенда о мече короля Артура
Меч в камне артуровской легенды «Le Morte Darthur» Мэлори — одно из самых известных произведений артуровской легенды, и в этом источнике можно найти несколько самых известных артуровских легенд. Одна из них — история о Мече в Камне, самая ранняя версия которой, кстати, встречается в произведении де Борона.
Версия Мэлори схожа с версией де Борона, которая начинается с появления меча, воткнутого в наковальню и камень на церковном дворе в канун Рождества,
«В церковном дворе, против главного алтаря, был виден большой камень четырехугольной формы, подобный мраморному камню, а посреди него — наковальня из стали высотой в фут, и в ней торчал прекрасный меч, обнаженный за острие».
Вокруг меча золотом были написаны следующие слова: «Кто вытащит этот меч из этого камня и наковальни, тот будет праведным королем, рожденным во всей Англии». Разумеется, именно Артуру удалось вытащить меч из камня.
Мэлори не заканчивает на этом историю, а связывает ее с рассказом о другом мече, знаменитом Экскалибуре. В начале своего правления Артур столкнулся с королем Пеллинором, и эти два человека сразились друг с другом. Во время поединка Пеллинор сломал меч Артура, то есть Меч в Камне. В результате Артур остался без меча и нуждался в новом.
Читайте также
С помощью Мерлина Артур добыл Экскалибур у Владычицы Озера. Экскалибур славился как магическое оружие, его сила заключена в ножнах, о чем Мерлин сообщает Артуру,
«Ибо ножны стоят десяти мечей, ибо, пока ножны при тебе, ты никогда не потеряешь крови, никогда не будешь так тяжело ранен; поэтому держи ножны всегда при себе».
Наконец, после того как Артур был смертельно ранен во время своей последней битвы, он просит одного из своих рыцарей, Бедивера, бросить Экскалибур обратно в воду, чтобы вернуть его Владычице Озера.
Популярность легенды о короле Артуре
По мере того как Средние века подходили к концу, рыцарские идеалы начали терять свою популярность. Это, в свою очередь, привело к снижению интереса к артурианской легенде. Так, в XVII веке интерес к легенде о короле Артуре ограничивался Англией, а в следующем столетии он свелся лишь к антикварному интересу.
Читайте также
Легенда о короле Артуре пережила возрождение в викторианскую эпоху, благодаря растущему интересу к Средневековью (правильнее, наверное, романтизированной версии этого периода) и рыцарству. Поэтов особенно привлекали истории о короле Артуре, и они создали множество произведений, в которых рассматриваются сюжеты и темы артуровской легенды.
Самое известное из них — «Идиллии короля» Альфреда, лорда Теннисона. Это цикл из 12 стихотворений, опубликованных в различных фрагментах и комбинациях в период с 1842 по 1888 год. Стихи представляют собой пересказ артурианской легенды и основаны в основном на романе Мэлори Le Morte Darthur.
Легенда о короле Артуре сохранила свою популярность и после викторианской эпохи. В 20 веке были созданы новые пересказы артурианской легенды. К ним относятся «Король будущего и бывшего» Теренса Хэнбери Уайта (1958), основанный (опять же) на «Le Morte Darthur», и «Arthur Rex» Томаса Бергера (1978). В 20 веке артуровская легенда получила распространение и в других средствах массовой информации, помимо письменности.
Например, роман Уайта послужил основой для мюзикла Алана Лернера и Фредерика Лоуи «Камелот» 1960 года. В 1967 году по этому мюзиклу был снят фильм, также названный «Камелот». Многогранность артурианской легенды проявляется и в том, что она стала предметом сатиры и пародии.
В качестве примера можно привести «Монти Пайтон и Святой Грааль» (1975) и популярный французский комедийный сериал «Каамелот» (2005-2010). Интерес к артурианской легенде не угасает и сегодня. Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола будут продолжать рассказываться, пересказываться, адаптироваться и даже «обновляться» до тех пор, пока люди не перестанут ими увлекаться.
Рекомендуем также: