The World of the American Indian
Конфедерация племен Ирокезов
Конфедерация (Лига) племен Ирокезов была известна в истории и под другими названиями: Союз Пяти Племен, включающих Кайюга, Могавк, Онайдо, Онондага и Сенека. Их самоназвание как политического органа было: Ходеношони – люди длинного дома. В племенах Ирокезов родство передавалось по женской линии, в первую очередь, родство подразумевало быть членом семьи, что, в свою очередь, обеспечивало «гражданство» в племени, дающее определенные социальные, политические и религиозные привилегии, обязанности и права, в которых отказывали людям чужой крови; но, согласно закону племени, чужая кровь в ряде случаев могла считаться смесью с кровью Ирокезов и, таким образом, человек чужой крови мог быть принят в племя. В племени Ирокезов законодательная, исполнительная и судебная функции обычно выполнялись одной и той же группой людей, именуемые вождями и организованными в советы.
Существовали вожди трех уровней. Функции вождей каждого уровня были определены избирательной системой, состоящей из избирателей – замужних женщин племени. Руководство племенем передавалось по наследству. Когда пять племен были организованы в конфедерацию, то управление конфедерацией было разработано с учетом систем управления этих племен, точно так же, как управление племенами основывалось на правлении кланов, входящих в состав племени.
Руководили кланами члены полных семей, потомки только по женской линии; следовательно, клан может быть определен как нечто цельное, состоящее из родственников, социально и политически организованное, в котором родство передавалось только по женской линии. Мелкие единицы подчинялись более крупным таким образом, что клан был единым, целым и независимым.
Появление высших единиц порождало новые права, привилегии и обязанности. Таковыми были принципы организации конфедерации пяти племен Ирокезов. Что касается даты образования конфедерации, то несколько племен были объединены в цельную организацию не ранее 1570 года.
Северные и западные Алгонкины прозвали их Надова, то есть «гадюки». Для Поухатанов они были Massawomekes. Англичанам конфедерация была известна как Конфедерация Пяти Племен, а после присоединения в 1722 году племени Тускарора, как Конфедерация Шести Племен. Лига Ирокезов, когда они впервые стали известны европейцам, состояла из пяти племен и занимала территорию от южного побережья озера Шамплейн до западного берега реки Джинези и от южногосклона хребта Адирондак до территории Конестога.
Дата образования лиги не определена, но очевидно, что это произошло примерно в 1570 году, вследствие войны с Алгонкинами и Гуронами. Власть объединенных племен Ирокезов стала ощущаться немедленно. После прихода голландцев, у которых Ирокезы раздобыли огнестрельное оружие, они начали нападать на все соседние племена, пока их власть не была признана от реки Оттава до Теннесси и от реки Кеннебек до рек Иллинойса и озера Мичиган. Их продвижение на запад было остановлено племенем Чиппева; на юге барьером для дальнейшего продвижения Лиги Ирокезов являлись Чероки и Катавба, в то время, как на севере им препятствовали операции французов. Шамплен во время одной из своих ранних экспедиций вместе с канадскими индейцами воевал против Ирокезов.
Это сделало ирокезов ярыми противниками французов, против которых они позже выступали на каждом шагу, поскольку они являлись верными союзниками Британии вплоть до окончания французского режима в Канаде в 1763 году. Французы предприняли несколько попыток завоевать Ирокезов через своих миссионеров, и были настолько успешны, что значительное число индейцев, преимущественно из племен Могавк и Онондага, образовали католические поселения в Каугнавага, Сент-Реджис и Ока на реке Св. Лаврентия. Племена Лиги неоднократно пытались вернуть их обратно, но безуспешно и, в конце концов, в 1684 году, объявили этих индейцев предателями. В последующих войнах католики-ирокезы воевали на стороне французов против своих бывших собратьев.
Когда вспыхнула Американская Революция Лига Ирокезов решила не принимать участие в конфликте, но у каждого племени было право самим решить, какие действия предпринять. Все племена, за исключением племени Онейда и половины Тускарора, присоединились к англичанам. После революции Могавки и Каюга вкупе с другими племенами, которые были на стороне англичан, были определены канадским правительством в резервации на реке Гранд, Онтарио, где они по сей день и обитают, хотя некоторые и переселились в Гибсон, Бухта Квинти и в Сент-Томас, Онтарио.
Все Ирокезы США, за исключением Онейда, находятся в резервациях в штате Нью-Йорк. Онейда осели неподалеку от Грин-Бей, штат Висконсин. Так называемые Оклахомские Сенека состоят из остатков многих племен, среди которых можно отметить Конестога и Гуронов, а также эмигрантов из всех племен ирокезской конфедерации. Вполне возможно, что ядро Оклахомских Сенека составляют остатки древнего племени Эри. Католические Ирокезы, хотя и не имели связи с конфедерацией, привлекли много новых членов к торговле мехом и многие их них оказались в составе северо-западных племен США и Канады.
Алгонкины
Индейцы-алгонкины жили на северо-востоке, на территории современных штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью Джерси и Дэлавэр. На этих землях был и океан, и пляжи, также как и болота, леса, реки, долины и горы. Племена Великих Озер жили вблизи Великих озер. Некоторые местные племена включали Саук, Шони и Виннебаго.
Алгонкины и племена Великих Озер жили в деревнях по 800-900 человек. В деревне они строили куполообразные вигвамы, которые изготовлялись из черенков березы, каштана, дуба или вяза. Индейцы крыли крышу вигвамов корой и шкурами животных. В качестве дверей использовались шкуры лося. К низу шкуры привязывали шест для того, чтобы держать дверь закрытой.
Пол выстилали циновками из кедровых веток и тростника. Кровати были сделаны из еловых ветвей и покрыты шкурами. Сидели Алгонкины на свернутых шкурах. Также строились и большие дома, которые могли вместить более одной семьи. Вигвамы по своей форме напоминали раскрытую книгу, корешком вверх. Во многих деревнях были ограды вокруг так называемых палисадников. Когда индейцы уходили из деревень на охоту, они разбивали вигвамы из жердей и коры конусообразной формы.
Алконгины немного занимались сельским хозяйством, но преимущественно были охотниками. Они удобряли кукурузные поля рыбой, измельчали кленовые деревья, чтобы получить сахар. Алгонгины, живущие на побережье, устраивали так называемые пикники, когда они ели моллюсков, устрицы, омаров, мидии и других ракообразных. Во время таких пикников индейцы заворачивали рыбу в морские водоросли и пекли ее на костре.
Племена Великих озер были превосходными охотниками, фермерами и преуспели в собирательстве, ели диких птиц и дичь. Индейцы охотились на оленей, карибу, бобров, выдр и других мелких животных. Женщины собирали орехи и ягоды, выращивали кукурузу, бобы и кабачки. Чуть ли не основной пищей индейцев был дикий рис, который они собирали на болотах вокруг Великих Озер. Индейцы сбивали зерна палкой таким образом, что рис падал в каноэ.
Первой группой Алгонкинов, которых обнаружили французы, были Kitcisìpiriniwak , чьи деревни находились на острове реки Оттава; французы прозвали их Люди Острова. Первая зарегистрированнаявстреча европейцев с Алгонкинами произошла в Тадуссаке летом 1603, когда Самуэль де Шамплен натолкнулся на Алгонкинов.
Они, Монтане и Эчемины праздновали недавнюю победу над Ирокезами Пяти Наций. Шамплен не понял их сложную тотемно-клановую систему, которая объединяла Алгонкинов лучше, чем европейский политический принцип государственности. Существовало несколько групп Алгонкинов, каждая со своим вождем, нуждающимся в политическом признании всеми другими вождями кланов. В 1603 некоторые Алгонкины вступили в союз с французами Самьюэля де Шамплейна.
Шамплен исследовал реку Оттава в мае 1613 года и достиг укрепленной деревни Кичисипирини на острове Моррисон. В отличие от других племен, эти не меняли места обитания со сменой времен года. Они заняли стратегическую точку на торговом пути между Великими озерами и рекой Св. Лаврентия и процветали за счет сбора бобровых шкур с торговцев, проходящих через их территорию. Они с гордостью показывали свои кукурузные поля, обрабатывать которые они научились, кажется, как раз перед появлением французов. Поначалу, термин «Алгонкины» использовался только для второй группы индейцев, Wàwàckeciriniwak. Но к 1615 году этот термин применялся уже ко всем племенам, живущим вдоль реки Оттава.
Племена Kitcisìpiriniwak и Wàwàckeciriniwak из-за контроля за устьем реки Оттава начали враждовать. Они примирились под влиянием Чарльза Парчарини, получив равные территории. В 1632 году, после того, как Сэр Дэвид Кирк завоевал Новую Францию, французы начали продавать Алгонгинам и их союзникам оружие. Французские иезуиты стали активно проповедовать обращать алгонкинов в католицизм, открыв горький разрыв между приверженцами традиционных верований и неофитами.
Никогда ранее Ирокезы не осмеливались напасть на крепость Kitcisìpirinik, но зимой 1642 года произошло неожиданное нападение, то время когда большинство воинов отсутствовали, алгонкины понесли тяжелые потери.
6 марта 1647 года большая группа воинов племени Могавк напала на Кичисипириник и практически истребила их. В 1680 году Кичисипиринивак, еще проживали на озере Моррисон, и внушали уважение с их 400 воинами.
Когда французы отступали с территории Гуронов, объявили, что предводитель Алгонкинов запретил Иезуитскую миссию, поскольку те отказались давать ему обычные дары за право приходить по территории Алгонкинов. Некоторые присоединились к миссии, но умерли от эпидемии в 1676 году. Другие, по призыву французов, остались в Труа-Ривер и их поселение просуществовало до 1830 года, когда последние 14 семей, состоящие из 50 человек, переселились на территорию Оклахомы.
Рекомендуем также:
А вы знали, что на языке индейцев алгонкинов слово скунс или «вонючее место» значит Чикаго? В нужном месте построили этот город)))