The Mongol invasions of Japan. The first invasion
Японская история с гордостью рассказывает о двух монгольских вторжениях в свою страну. Первое вторжение произошло в 1274 году, второе вторжение в 1281. Оба этих вторжения были отражены благодаря непревзойденной храбрости самураев и воображаемому вмешательству богов. Монгольские вторжения в Японию это первые попытки иностранной державы, до Западной колониальной эпохи, завоевать и покорить Японию. Планы покорения Японии были самыми грандиозными из планов вторжения Хубилая. Неожиданно самая большая конница в мире превратилась в армию неопытных морских пехотинцев.
Первое вторжение
Монгольский император, недавно основавший в Китае династию Юань, Хубилай-хан посылал своих посланников в Японию с требованиями дани в 1261, 1271 и 1274 годах. Японский императорский двор считал Китай большой и сильной страной достойной уважения, но страной в этот период практически управляло новое честолюбивое правительство сегунатов. Их мнение о монгольской армии в значительной степени основывалось на рассказах китайских монахов, сбежавших из страны и тепло принятых режимом сегуната Камакура. Эти монахи стали в Японии довольно влиятельными, многие из них, очевидно, были противниками монгольского режима.
Императорский двор в Киото рассмотрел требования об уплате дани, но молодой регент Ходзё Токимунэ принял решение отказаться. Он обратился к самураям с просьбой забыть свои разногласия и объединиться для того чтобы защитить Японию от грозящей с моря угрозы. Возможно, если бы правительство Японии имело на тот момент информацию о реальной мощи монгольской армии, их решение было бы другим.
Первое нападение монголов на Японию в 1274 году было в большей степени разведывательной операцией, а не полномасштабным вторжением, хотя численность войска была невероятно высока для простого набега. Освоению монголами морских ресурсов явно помогло порабощение Кореи и Китая. По приказу хана Хубилая для этой операции было построено 900 кораблей. Они должны были доставить к берегам Японии 5000 монгольских и 8000 корейских воинов для окончательного прорыва обороны, а так же 15 000 солдат основного войска состоящих из монголов, китайцев и корейцев. Команда на кораблях составляла еще 15000 человек, так, что в общей сложности монгольское войско для кампании по захвату Японии составляло около 43000 воинов.
Монгольское войско отправилось в плавание из Пусана в октябре 1274. Монголы разорили острова Цусиму и Ики, в память об их зверствах были возведены мемориалы Нитирен и Хаката.
Высадившись в заливе Хаката в северном Кюсю, монголы были встречены лишь горсткой самураев. Молодой японский воин выехал навстречу противнику и, прокричав что-то, пустил стрелу в сторону противника. Он погиб на месте под градом монгольских стрел. Этот самурай был парламентером и по древнему обычаю он должен был пустить стрелу в сторону противника для того чтобы предупредить о начале сражения. Но обычай этот у монголов был давно забыт, несмотря на, то, что это, возможно, именно древняя монгольская традиция. Монгольские соединения прибыли на берег с разных частей залива.
Разница в боевых стилях ведения боя между двумя армиями поначалу напугала самураев. Боевые действия самураев из Камакура в тот период тоже были довольно жестко регламентированы, но на этот раз самураям пришлось столкнуться с еще более жестоким и дисциплинированным врагом, который воевал массово и использовал разработанную тактику.
Монголы привезли с собой много оружия, которое ужасало самураев. В дополнение к тучам стрел, к которым японцы не привыкли, монголы принесли с собой фугасные бомбы. Бомбы выпускались из специального оружия. Отрывок из воспоминаний очевидцев из журнала Hachiman Gudokun: «Главнокомандующий стоял на высоком месте и давал сигналы, направляя действия отрядов при помощи барабана. Всякий раз, когда монгольская армия отступала, они выпускали в нашу сторону бомбы, которые сеяли в наших рядах страх и панику. Наши солдаты были испуганы грохотом взрывов, их глаза были ослеплены, их уши оглушены, так что они едва ли могли отличить восток от запада». Эти «мощные чугунные шары» взлетали и «скатываясь вниз по холмам, как телеги, звучали подобно грому», а когда они взрывались то «выглядели как удар молнии». Использование этих бомб изображено в разделе Moko Shurai Ekotoba (Хроники монгольского нашествия). Монгольские воины делали вид, что отступают, чтобы только воины и лошади японской армии страдали от взрывов. Такая тактика монголов дала прекрасный результат в сражении между двумя армиями.
Претерпев тяжелые потери, самураи Кюсю отступили к внутреннему Дазайфу древних укреплений, где они планировали сделать последнюю попытку устоять и дождаться прибытия подкрепления. Однако монголы приняли решение пока удерживать только береговую линию и вернулись на ночь на свои корабли. Несмотря на их явное преимущество в бою, монголы, казалось, были потрясены мужеством отдельных атак самураев. Еще одним фактором для принятия этого решения послужило разложение дисциплины в корейских войсках. Корейские воины устроили саботаж на своих кораблях. Это обстоятельство, соединенное с угрозой ночного нападения со стороны японцев на незнакомой земле заставило монголов укрыться на своих кораблях.
В ту ночь обрушился свирепый шторм, сильно повредил монгольский флот. Монгольские солдаты, оставшиеся на японском берегу на следующий день были взяты в плен или убиты. Пленники были доставлены к императорскому двору в Киото. Монголы отплыли обратно в Корею, и чтобы достигнуть материка им потребовался целый месяц. Первое монгольское нашествие на Японию длилось всего один день и привело к потере 13 000 воинов, в том числе высокопоставленного корейского генерала и 200 кораблей.
По ряду причин у историков есть сомнения в справедливости утверждения, что именно шторм заставил отступить монгольскую армию. Во-первых, это произошло в ноябре, что не совпадает с периодом тайфунов на побережье Японии и тем более штормов, во вторых многие японские источники вообще не упоминают ни о какой буре, ну а в третьих монгольские исторические записи (Лю Фу-Энь) утверждают, что это был специальный тактический ход и у монголов просто закончились стрелы. Третья причина самая маловероятная, хотя Лю также упоминает, что им противостояла японская армия численностью 100 000 человек, но эти данные, по-видимому, сильно преувеличены. Японские войска потеряли треть своих сил в первый же день, тогда интересно поразмышлять, какое же количество самураев было убито в бою. Если не принимать в расчет теорию бури, то их должно быть очень много.
Но чтобы на самом деле не случилось именно храбрость и боевое искусство самураев положило конец успешным завоеваниям монгольской армии.
Рекомендуем также: