«В последнее время я делаю пуговицы. Разного типа – пуговицы, пережившие серьезные кризисы, счастливые пуговицы и потерянные пуговицы, пуговицы с душой», – рассказала Николета Иванова. Она не швея, и больше похожа на Железную леди, но не потому, что без ума от хэви-метала, а потому, что любит металл во всех его формах.
Металл, как призвание
Ее состоящая из трех частей композиция «Нити жизни» – одна из работ, номинированных на Пятом национальном конкурсе живописи, скульптуры и графики Allianz.
Выставка открылась 7 апреля и продлится до конца месяца в Союзе болгарских художников в Софии. Ее работы находятся в одном ряду с работами великих скульпторов Ангела Станева, Эмиля Попова и других.
«Тогда я просто обратила на это внимание. Я их делаю потому, что сейчас всем нужно прикрутить, кому-то пришить, повесить. Мы все больше отдаляемся друг от друга, и я думаю, что нам нужно больше держаться друг за друга. В последнее время мы редко слышим «добрый день», все мрачны, хмуры, недовольны миром, и я думаю, что каждому нужно найти нить, петлю или пуговицу.»
Металл, как призвание
Николете Ивановой 26 лет, и большую часть времени из-за спецодежды она похожа на сварщика. Она гнет, отливает и сваивает металл во имя искусства. На уроки рисования она пошла случайно – мама в очереди на автобусной остановке узнала о хорошем учителе и решила ее записать. Так Николет приняли в прикладное училище, а затем в Академию художеств.
«Изначально я думала поступить на текстиль, экзамены по скульптуре и живописи были отменены. Произошло это в 2004 году. Меня приняли на Металл. Так и случилось – я полюбила металл с первого раза – как материал, как чувство, как аромат… Каждый металл пахнет по-своему, мне он очень нравится. Обычно он плохо пахнет, но мне нравится этот запах, даже если он отвратителен для других».
Так ее сварочные работы и любовь к железу стала призванием. Она все еще вспоминает свое первое задание: «Подсвечник чугунный, изготовленный без нагрева материала и без сварки, только гибка и заклепки».
Награды и премии
Участвуя в болгарских выставках, в 2011 году она стала членом Международной ассоциации медальерного искусства, а в 2014 году – членом Союза болгарских художников. В том же году она была награждена Премией молодых художников Союза болгарских художников и выиграла главный приз в номинации «Лучший приглашенный скульптор» на медальном конкурсе искусств в Великобритании.
Помимо пуговиц, Николета Иванова изготавливает гламурные статуэтки, которые получали победы на различных конкурсах и наградах. Первую такую награду она получила в 11 классе, когда ее проект занял первое место.
«Я работаю с железом, потому что оно самое дешевое и доступное. Наши станки, которые есть в студии, позволяют легко работать с металлом, у нас есть сварочные аппараты и все, что нужно для этого вида работ».
Николетта не может определить свой любимый металл, потому что у всех разные возможности и своя красота, и нужно решить, какой материал использовать.
«Из металла можно сделать все что угодно. Это искусство сварки и гибки. Но помимо необходимого оборудования нужно еще и большое упорство», — считает молодой скульптор, нашедшая общий язык с неодушевленным материалом. «Если вам удастся вдохнуть в железо жизнь, значит, у вас есть с ним связь. Но добиться этого непросто».
Последние 8 лет она участвовала в выставках как в Болгарии, так и за рубежом. Несколько месяцев назад выиграла стипендию для Cité des Arts – Международного центра искусств. Николетта подала заявку с портфолио и в мае была выбрана для поездки в Париж, где ее представили иностранным скульпторам.
Коллектив единомышленников
В свободное время Железная леди надевает комбинезон и направляется в ателье, где работает с тремя другими коллегами. В шутку они называют свою группу «3 + 1», потому что еще не выбрали другое название.
«Мы – группа людей, с которыми случаются странные вещи. И наименее важное становится великой историей, великим чудом. Все воспринимается как приключение… », — говорит Николета о командной работе. «Соседи возле студии смотрели на нас как-то странно – одеваешь комбинезон, как сварщик, надеваешь шлем и каску и начинаешь», – смеется она.
Там четверо составляют некоторые из наград. В данный момент руки Николеты работают над призом, который будет вручен на стоматологической премии «Улыбка года». Также, все вместе участвуют в создании премии Golden Rhyton Award, которую вручат винодельне в Пловдиве.
Она говорит, что легко может сделать Оскар, но важно знать того, кого им наградят. «Это легко сделать – нужно только знать, для чего это нужно. Чтобы увидеть, что от вас хотят клиенты, и убедить их в том, что будет хорошо».
Художественные медали
После Парижа в сентябре она отправилась в Бельгию, где приняла участие в ежегодном конгрессе художественной медали. Она снова издила туда за стипендией. Ее слабое место на протяжении 6 лет – изготовление художественных медалей.
«Этот жанр у нас развивается 40 лет. Художественная медаль, это не совсем обычная медаль, как мы привыкли видеть. Возможно, она еще имеет юбилейное значение и что-то еще. Она может быть разной формы: может не быть круглой, может быть выполнена из разных материалов, в более абстрактных или альтернативных формах», – рассказывала Николета Иванова.
Она является членом Всемирной федерации медальных искусств FIDEM, которая собирается раз в два года. Два года назад Конгресс принимала Болгария, и Николета активно участвовала в его организации.
«Могу с большой честью и гордостью сказать, что это произошло впервые и, надеюсь, не в последний раз. Наш профессор Богомил Николов – один из основоположников этого жанра в Болгарии. Он всемирно известный медалист, и мы многим обязаны конгрессу».
«Люди ничего не знали о медалях», – размышляла Николетта и объяснила: «Художественная медаль – это скульптура для рук. Ее нужно подержать, почувствовать, она должна удобно лежать в руке. Не должна быть очень маленькой и очень острой. В этом маленьком предмете должно быть столько же душ, как и в любом другом памятнике. Не стоит пренебрегать скульптурной формой из-за ее размеров».
У нее есть любимые медали, которые она сделала для мастер-класса «Война и мир». С одной стороны улыбающееся лицо, а с другой страшное и зубастое. Николетта назвала их Существо Войны и Монстр Мира. Они родились как чистый эксперимент, и теперь скульптор всегда выставляет их на выставки. Смысл в том, что улыбка также может быть инициатором войны, такое, безусловно, случилось в истории.
Рекомендуем также: