Неудачи в кампании Кремля заставляют региональных
сторонников дважды подумать о Евразийском военном союзе. Россия продолжает терять влияние во всем мире, прежде всего на постсоветском пространстве.
Есть ли будущее у ОДКБ?
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой доминирует Россия, кажется последним инструментом, доступным Кремлю для сохранения по крайней мере некоторых союзников на геополитической орбите Москвы. Но есть ли будущее у ОДКБ?
Читайте также
Беларусь — единственный член ОДКБ, открыто поддержавший так называемую специальную военную операцию России на Украине. Другие номинальные союзники Москвы – Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – либо заняли нейтральную позицию в отношении российского вторжения, либо начали дистанцироваться от Кремля. Ни одна из них не признала аннексию Москвой Донбасса и южно-украинских Херсонской и Запорожской областей, что является явным сигналом того, что Россия не может рассчитывать даже на политическую поддержку своих партнеров.
Будет ли Армения в Организации коллективной безопасности?
В военном отношении такие страны, как Казахстан и Кыргызстан, стремятся к расширению сотрудничества с Турцией, а Армения — единственный союзник Москвы на Южном Кавказе — теперь считает Индию , а не Россию, своим основным поставщиком оружия. В то же время Ереван стремится укреплять двусторонние связи с Ираном, прекрасно осознавая, что для Тегерана суверенитет не имеющей выхода к морю Армении является «красной линией» в отношениях с соседним Азербайджаном.
Что еще более важно, Армения отказалась принимать военные учения ОДКБ 10 января, что является прямым результатом двойственной позиции России в отношении кризиса в Лачинском коридоре, который затруднил доступ к маршруту, соединяющему Армению и Нагорный Карабах через территорию Азербайджана.
Учитывая, что российские миротворцы в Нагорном Карабахе оказались не в состоянии обеспечить безопасность единственной дороги, соединяющей горный район Азербайджана, где этнические армяне составляют большинство населения, с Арменией, Ереван теперь стремится заменить российские войска войсками миротворческой миссии ООН.
Кроме того, решение Кремля не помогать Еревану после пограничных столкновений между Арменией и Азербайджаном в сентябре 2022 года заставило нацию отвернуться от России.
Конфликте между Таджикистаном и Кыргызстаном
Похоже, что союзники Москвы в Центральной Азии придерживаются такого же подхода в отношении Российской Федерации. В октябре, после пограничного конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном, Бишкек отменил запланированные учения ОДКБ, а президент Кыргызстана Садыр Жапаров, как сообщается, пропустил саммит Содружества Независимых Государств (СНГ) в Санкт-Петербурге, который включал празднование 70-летия его российского коллеги Владимира Путина, тем самым символически оскорбляя российского лидера.
Читайте также
Несмотря на то, что в конце концов он побывал на «неофициальном» заседании СНГ в декабре, такие шаги можно интерпретировать как его ответ на решение Путина наградить президента Таджикистана Эмомали Рахмона орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Поскольку Кремль предпочел остаться в стороне в конфликте между Таджикистаном и Кыргызстаном, неудивительно, что обе страны, несмотря на сильную экономическую зависимость от России, начали искать военную поддержку в другом месте. Анкара уже продала Кыргызстану беспилотники Bayraktar, а некоторые сообщения предполагают, что Душанбе также закупил беспилотные летательные аппараты турецкого производства.
В экономическом отношении Таджикистан установил тесные связи с Китаем. В настоящее время основным иностранным инвестором в таджикскую экономику является Народная Республика, а не Россия, хотя Российская Федерация по-прежнему остается основным торговым партнером Душанбе .
В октябре 2022 года, несмотря на то, что центральноазиатская страна сильно зависит от российской военной поддержки, особенно в случае потенциальных боевых действий с соседним Афганистаном, контролируемым талибами, президент Таджикистана Рахмон открыто потребовал «большего уважения от России».
Читайте также
Отношения Кремля и Казахстана
Ранее, в июне, лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал Путину в лицо, что Астана не намерена признавать самопровозглашенные поддерживаемые Россией республики Донбасса. А в мае казахстанские власти четко заявили, что их страна «не будет инструментом для обхода санкций, которые Евросоюз ввел в отношении России».
Несмотря на институциональные связи с Москвой через ОДКБ, в мае казахстанские и турецкие официальные лица подписали соглашение о начале совместного производства турецких беспилотников Anka в Казахстане. Крупнейшая центральноазиатская страна стремится укрепить свои политические, военные и экономические связи с Турцией, хотя официально Казахстан не планирует выходить из ОДКБ и возглавляемого Россией Евразийского экономического союза. Тем не менее, российское вторжение в Украину серьезно повлияло на ее отношения с Кремлем.
Читайте также
После того, как Казахстан открыл «Юрту непобедимости» в Буче — городе к северу от украинской столицы Киева — для оказания помощи нуждающимся местным жителям, поскольку страна боролась с отключениями электроэнергии, вызванными ударами российской авиации по энергетической инфраструктуре, Москва потребовала объяснений от казахского правительства.
«Там поставили юрту. Так в чем проблема?», — ответил официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров.
Другими словами, бывшая советская республика, похоже, не боится возмездия со стороны России, прекрасно понимая, что Кремль, изолированный от Запада и увязший в Украине, не в состоянии ставить под угрозу отношения со своим номинальным союзником.
Читайте также
Если Москва действительно намерена изменить свой геополитический курс и совершить стратегический разворот на Восток, ей придется уделять больше внимания как Южному Кавказу, так и Центральной Азии. Но с каждым поражением, которое Россия терпит на Украине, причины тяги народов к ОДКБ постепенно уменьшаются.
Рекомендуем также: