День «Д» был первым днем операции «Оверлорд» — наступления союзников на оккупированную немцами Западную Европу, которое началось 6 июня 1944 года на пляжах Нормандии, Франция. Войска США, Великобритании и Канады при поддержке ВМС и авиации атаковали пять пляжей, высадив около 135 000 человек за день, который, как принято считать, изменил историю.
Где атаковать?
Операция «Оверлорд», целью которой было нападение на оккупированную Европу, начавшееся с высадки морского десанта на северо-западе Франции, Бельгии или Нидерландов, планировалась с января 1943 года, когда лидеры союзников согласились на наращивание британских и американских войск в Великобритании. Союзники не были уверены, где именно высадиться, но требования были простыми: как можно более короткий морской переход и в пределах досягаемости истребителей союзников.
Читайте также:
Третьим требованием было наличие поблизости крупного порта, который можно было бы захватить и использовать для высадки дополнительных войск и оборудования. Лучшим вариантом, казалось, была Нормандия с ее ровными пляжами и портом Шербур.
Атлантический вал
Лидер нацистской Германии Адольф Гитлер (1889-1945) называл свою западную линию обороны Атлантическим валом. Он имел бреши, но представлял собой впечатляющую цепь укреплений вдоль побережья от Испании до Нидерландов. Строительство артиллерийских батарей, сетей бункеров и наблюдательных пунктов началось еще в 1942 году.
Немецкое высшее командование знало, что нападение произойдет, но не знало, где именно. Союзники потратили много усилий на отвлекающую разведку, чтобы заставить противника думать, что вторжение произойдет где угодно, кроме Нормандии.
Излюбленным, который оказался совершенно неверным, был обман, что Кале будет местом высадки. Многие немецкие командиры считали Па-де-Кале самым очевидным выбором, поскольку он был ближе всего к Британии. Соответственно, эта область была лучше всего защищена.
Союзники воспользовались еще одним убеждением противника, на этот раз, что американский генерал Джордж Паттон (1885-1945), известный своей агрессивной тактикой, будет командовать наступлением в день Д. Союзники использовали Паттона и полностью вымышленную группу армий в качестве отвлекающего маневра.
Читайте также:
Даже когда начался день Д, немецкие командиры не были уверены, что Нормандия не подвергается отвлекающей атаке, в то время как настоящее вторжение происходило в другом месте. Чтобы сохранить в тайне план и наращивание войск, никому не разрешалось покидать Британию без разрешения, включая дипломатов.
Фельдмаршал Герд фон Рундштедт (1875-1953), главнокомандующий немецкой армией на Западе, считал, что остановить вторжение на побережье будет невозможно, и поэтому было бы лучше держать большую часть оборонительных сил в качестве мобильного резерва для контратаки на вражеские плацдармы. Фельдмаршал Эрвин Роммель (1891-1944), командующий группой армий B, не соглашался и считал необходимым остановить любое вторжение на самих пляжах.
Кроме того, Роммель считал, что превосходство союзников в воздухе означало, что передвижение резервов будет серьезно затруднено. Гитлер согласился с Роммелем, и поэтому защитники были растянуты там, где укрепления были наиболее слабыми. Роммель улучшил статическую оборону и добавил стальные противотанковые сооружения на все крупные пляжи.
Читайте также:
В конце концов, Рундштедту был предоставлен мобильный резерв, но компромисс ослабил оба плана обороны. Немецким вооруженным силам не помогла и их запутанная структура командования, что означало, что Рундштедт не мог призвать никакую бронетехнику (но Роммель, который подчинялся напрямую Гитлеру, мог), и ни один из командующих не имел никакого контроля над имеющимися военно-морскими и военно-воздушными силами или отдельно контролируемыми береговыми батареями.
Тем не менее, оборона была сосредоточена вокруг более слабой обороны Нормандии до впечатляющих 31 пехотной дивизии плюс 10 бронетанковых дивизий и 7 резервных пехотных дивизий. Немецкая армия имела еще 13 дивизий в других районах Франции. Стандартная немецкая дивизия имела полную численность в 15 000 человек.
Многие из немецких дивизий не были отборными войсками, а неопытными солдатами, которые тратили больше времени на строительство обороны, чем на жизненно важную военную подготовку. Для мечты Гитлера об Атлантическом вале, действительно чем-то вроде швейцарского сыра, с некоторыми сильными участками, но множеством дыр, катастрофически не хватало материалов.
Читайте также:
Немецкая армия не была обеспечена достаточным количеством мин, взрывчатых веществ, бетона или рабочих, чтобы лучше защитить береговую линию. По крайней мере треть огневых позиций все еще не имела защиты створками. Многие сооружения не были защищены от бомб.
Еще одной серьезной слабостью была военно-морская и воздушная поддержка. Военно-морской флот имел всего 4 эсминца и 39 E-boat, в то время как вклад Люфтваффе (германских военно-воздушных сил) был столь же ничтожным: всего 319 самолетов действовали в небе, когда произошло вторжение (увеличившись до 1000 на второй неделе).
Нептун в Нормандию
Подготовка к Overlord происходила в течение всего апреля и мая 1944 года, когда Королевские военно-воздушные силы (RAF) и Военно-воздушные силы США (USAAF) беспрестанно бомбили коммуникации и транспортные системы во Франции, а также береговую оборону, аэродромы, промышленные объекты и военные сооружения.
- Верховным главнокомандующим силами вторжения союзников был генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр (1890-1969), который руководил операциями союзников в Средиземном море.
- Главнокомандующим сухопутными войсками Нормандии, всего 39 дивизий, был опытный генерал Бернард Монтгомери (1887-1976).
- Командовал авиацией главный маршал авиации Траффорд Ли Мэллори (1892-1944),
- а военно-морской частью командовал адмирал Бертрам Рэмси (1883-1945).
В общей сложности было проведено более 200 000 миссий, чтобы максимально ослабить нацистскую оборону, готовую к пехотным войскам, которые должны были быть вовлечены в крупнейшее в истории перемещение войск. Французское Сопротивление также сыграло свою роль в подготовке пути, взорвав железнодорожные пути и системы связи, которые гарантировали бы, что защитники не смогут эффективно отреагировать на вторжение.
Флот союзников из 7000 судов всех видов вышел из английских портов южного побережья, таких как Фалмут, Плимут, Пул, Портсмут, Ньюхейвен и Харвич. В ходе операции под кодовым названием «Нептун» корабли собрались у Портсмута в зоне под названием «Площадь Пикадилли» после оживленного перекрестка дорог в Лондоне, а затем направились в Нормандию и районы высадки.
В то же время планеры и самолеты вылетели на полуостров Шербур на западе и в Уистреам на восточной окраине запланированной высадки. Парашютисты 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий США атаковали на западе, чтобы попытаться отрезать Шербур. На восточной оконечности операции парашютисты 6-й британской воздушно-десантной дивизии стремились захватить мост Пегас через канал Кан.
Читайте также:
Другими задачами парашютно-десантных и планерных подразделений были уничтожение мостов, чтобы помешать противнику, удержание других, необходимых для продвижения вторжения, уничтожение огневых точек, обеспечение безопасности выходов на пляж и защита флангов вторжения.
Пляжи
Высадка десанта была назначена на рассвет 5 июня, поскольку дневной свет был необходим для необходимой поддержки с воздуха и с моря. Плохая погода привела к отсрочке на 24 часа. Вскоре после полуночи первые волны из 23 000 британских и американских парашютистов высадились во Франции.
Американские парашютисты, высадившиеся около Сент-Мер-Эглиз, обеспечили освобождение этого первого французского города. С 3:00 утра началась воздушная и морская бомбардировка побережья Нормандии, которая прекратилась всего за 15 минут до того, как первые пехотные войска высадились на пляжах в 6:30 утра.
Читайте также:
Пляжи, выбранные для высадки, были разделены на зоны, каждой из которых было присвоено кодовое название. Войска США атаковали два, британская армия — еще два, а канадские силы — пятый. Эти пляжи и войска, назначенные на них, были следующими (с запада на восток):
- Юта -Бич — 4-я пехотная дивизия США, 7-й корпус США (1-я армия США под командованием генерал-лейтенанта Омара Н. Брэдли)
- Пляж Омаха — 1-я пехотная дивизия США, 5-й корпус США (1-я армия США)
- Голд-Бич — 50-я британская пехотная дивизия, 30-й британский корпус (2-я британская армия под командованием генерал-лейтенанта Майлза К. Демпси)
- Джуно-Бич — 3-я канадская пехотная дивизия (2-я британская армия)
- Пляж Сорд — 3-я британская пехотная дивизия, 1-й британский корпус (2-я британская армия)
Кроме того, 2-й полк рейнджеров США должен был атаковать хорошо защищенный Пуэнт-дю-Ок между Ютой и Омахой (хотя оказалось, что орудия там никогда не устанавливались), в то время как подразделения Королевской морской пехоты атаковали цели на островах Голд, Джуно и Суорд.
Читайте также:
Королевские ВВС и ВВС США продолжали защищать флот вторжения и обеспечивать, чтобы любая вражеская наземная контратака встречала удар с воздуха. Поскольку на этом этапе союзники могли поднять в воздух 12 000 самолетов, воздушная отпорная сила Люфтваффе была плачевно неадекватной.
Только в день «Д» воздушные силы союзников совершили 15 000 вылетов по сравнению со 100 самолетами Люфтваффе. Ни один самолет союзников не был потерян из-за огня противника в день «Д».
Юта
Мелководные LSI (десантные корабли, пехота) высаживали войска на пляж, людям приходилось выживать под минами и огнем противника. Чтобы скрыть пляж, были выпущены дымовые шашки, и люди пробирались последние 300 ярдов, чтобы добраться до берега.
LSI высадились на милю южнее, чем предполагалось, но это означало, что большую часть обороны удалось обойти, и к полудню пляж был очищен, и только шесть человек были убиты; около 200 человек были потеряны в тот день. 23 250 солдат были высажены здесь в день Д.
Юта была легкой, но по соседству, в Омахе, разворачивалась совершенно другая драма.
Омаха
Создание плацдарма в Омахе было сложной задачей, поставленной перед опытной в боях 1-й пехотной дивизией США, прозванной Большой Красной из-за их нарукавной нашивки такого цвета. Оборона здесь была прочной, и у них было два преимущества: высокий утес и целая дополнительная дивизия, размещенная там для учений.
Читайте также:
С самого начала американские войска страдали от сильного волнения, что делало высадку еще более сложной. На 200 штурмовых судах люди, если их не укачало, были вынуждены использовать свои каски, чтобы отчаянно вычерпывать воду.
- 27 из 96 танков были немедленно потеряны, когда их сбросили слишком далеко от берега.
- Почти все артиллерийские орудия первой волны были потеряны таким же образом.
- 13 из 16 бульдозеров, предназначенных для сноса вражеских препятствий, были потеряны.
Защитники смогли использовать свои доты и огневые точки, чтобы открыть уничтожающий перекрестный огонь по нападающим. Дела у американских войск пошли на лад, когда береговая оборона подверглась морской и воздушной бомбардировке.
Люди и техника продолжали прибывать, но они находились под сильным огнем артиллерийских батарей, пулеметов и минометов обороняющихся. Несколько десантных судов были выброшены из воды, включая одно с офицерами роты.
Люди на пляже были прижаты и не могли двигаться вперед или назад, защищенные только дымом, установленным для прикрытия, и теми препятствиями на пляже или обломками, до которых они могли добраться. Командир штурма принял неправильное решение не брать больше танков, как британские и канадские войска в других местах.
Спустя три часа маршрут с пляжа все еще не был завоеван. Высадка дополнительной техники и людей была остановлена.
Читайте также:
Инженеры собрали все возможное оборудование и начали прокладывать пути от обломков людей и машин, которые теперь были пляжем Омаха. У защитников не было резервов (и их нельзя было ввести, поскольку они были заняты парашютистами, сеявшими хаос за основными линиями).
Превосходящая численность и решимость привели к тому, что американские войска наконец-то взяли под контроль пляж к ночи. В день «Д» в Омахе высадилось почти 34 000 солдат с потерями в 2200 человек.
Золото
На пляжах, выделенных британским и канадским войскам, танки Sherman с хорошо обученными экипажами атаковали доты, в то время как танки Crab flail разминировали, чтобы создать безопасные проходы на пляже. Они все еще сталкивались с артиллерией в Gold, поскольку морская и воздушная бомбардировка не уничтожила все эти позиции.
Читайте также:
Мины на пляже также уничтожили многие танки, прежде чем чистая численность расчистила путь. Подбитые танки и бронетехника затем стали ценными точками облегчения для пехотных подразделений, роящихся на пляже. На западе орудия в Le Hamel сеяли хаос, пока окончательно не были выведены из строя к середине дня.
В день D 24 970 солдат были высажены в Gold с 400 потерями.
Юнона
Канадские войска, атаковавшие Джуно, также столкнулись с сильным волнением и убийственным огнем со стороны защитников. Прилив и скалистая береговая линия сделали необходимым правильный расчет времени и подвергли лодки огню противника.
За одну волну 20 из 24 судов были выброшены из воды. Бульдозеры смогли высадиться и очистить пляж от препятствий. Сочетание танков и инженеров со взрывчаткой неуклонно выводило из строя оборонительные орудия. К полудню войска продвигались вглубь страны.
В день «Д» в Джуно высадилось 21 400 солдат с потерями в 1 200 человек.
Меч
Здесь, на восточном конце вторжения, флот находился в зоне действия мощных орудий Гавра. У военных кораблей союзников были свои собственные большие орудия, и они использовались для бомбардировки обороны и орудий Гавра.
Читайте также:
Под прикрытием дыма танки первыми вошли в заранее назначенные точки выхода и атаковали огневые точки. Пехота следовала за ними под обычным градом пулеметного огня и минометов. К 11:00 утра войска союзников продвигались за пределы плацдарма.
В день «Д» в Суорде высадилось 28 845 солдат с потерями 630 человек.
Упаковка Нормандии
К концу дня «Д» было высажено 135 000 человек, и было понесено относительно немного потерь — около 5 000 человек. Было несколько серьезных промахов, в частности, безнадежное рассеивание парашютистов.
Только 4% 101-й воздушной дивизии США были высажены в намеченной зоне цели. Но это вызвало еще большее замешательство среди немецких командиров на земле, поскольку казалось, что союзники атакуют повсюду.
Защитники, преодолев первоначальное препятствие, заключающееся в том, что многие командующие областями находились на стратегической конференции в Ренне, в конечном итоге организовались для контратаки, развернув свои резервы и подтянув войска из других частей Франции.
Именно тогда французское сопротивление и воздушные бомбардировки стали решающими, серьезно затруднив усилия немецкой армии по укреплению прибрежных районов Нормандии. Немецкие полевые командиры хотели отступить, перегруппироваться и атаковать силами, но 11 июня Гитлер приказал не отступать.
Все первоначальные пляжи вторжения были связаны, когда союзники продвигались вглубь страны. Чтобы помочь тысячам дополнительных солдат после первоначальной атаки, были построены две искусственные плавучие гавани. Под кодовым названием Mulberries, они были расположены у пляжей Omaha и Gold и были построены из 200 сборных блоков.
20 июня разразился шторм, уничтоживший гавань Mulberry у Omaha, но гавань Gold все еще была работоспособна, позволяя выгружать около 11 000 тонн материалов каждые 24 часа. Другой проблемой для союзников было то, как снабжать тысячи транспортных средств необходимым им топливом. Краткосрочное решение под кодовым названием Tombola заключалось в том, чтобы танкеры перекачивали топливо в резервуары для хранения на берегу с помощью буйковых трубопроводов.
Читайте также:
Долгосрочное решение имело кодовое название Pluto (трубопровод под океаном), трубопровод под Ла-Маншем в Шербур, по которому можно было перекачивать топливо. Шербур был взят 27 июня и использовался для переброски дополнительных войск и припасов, хотя защитники потопили корабли, чтобы заблокировать гавань, и на ее полную зачистку ушло около шести недель.
Операция «Нептун» официально завершилась 30 июня. Около 850 000 человек, 148 800 транспортных средств и 570 000 тонн грузов и оборудования были высажены с момента высадки в Нормандии.
Следующим этапом «Оверлорда» было вытеснение оккупантов из Нормандии. У защитников были не только проблемы с логистикой, но и проблемы с командованием, поскольку Гитлер заменил Рундштедта фельдмаршалом Гюнтером фон Клюге (1882-1944) и официально предупредил Роммеля не быть пораженцем.
Последствия Нормандской кампании
К началу июля союзники, не продвинувшись на юг более чем на 20 миль (32 км) от побережья, отставали от графика. Плохая погода ограничивала роль авиации в наступлении.
Немецкие войска хорошо использовали сельскую местность, чтобы замедлить наступление союзников — бесчисленные небольшие поля, окруженные деревьями и живыми изгородями, которые ограничивали видимость и делали танки уязвимыми для засад. Кан был стойко защищен и потребовал от союзных бомбардировщиков уничтожить город 7 июля.
Немецкие войска отступили, но все еще удерживали половину города. Союзники потеряли около 500 танков, пытаясь взять Кан, жизненно важный для любого продвижения дальше на юг. Наступление на Авранш было столь же мучительным, и за две недели тяжелых боев было потеряно 40 000 человек.
К концу июля союзники взяли Кан, Авранш и жизненно важный мост в Понтобо. С 1 августа Паттон и Третья армия США наносили удары на юг на западном фланге наступления, в результате чего были взяты порты Бретани Сен-Мало, Брест и Лорьян.
Немецкие войска контратаковали, чтобы попытаться вернуть Авранш, но решающую роль сыграла авиация союзников. В течение августа 1944 года союзники продвигались на юг к реке Луара от Сен-Назера до Орлеана.
Читайте также:
15 августа состоялась крупная высадка на юго-западном побережье Франции (высадка на Французской Ривьере), а 28 августа был захвачен Марсель. На севере Франции союзники захватили достаточно территории, портов и аэродромов для значительного увеличения материальной поддержки. 25 августа был освобожден Париж.
К середине сентября союзные войска на севере и юге Франции соединились, и фронт кампании расширился на восток, продвигаясь к границам Германии. Будут и неудачи, такие как операция «Маркет Гарден» в сентябре и кратковременное сопротивление в битве при Арденнах в декабре 1944 года, но направление войны и окончательная победа союзников теперь были вопросом не «если», а «когда».
Рекомендуем также: