5 декабря 1791 года в Вене умер один из 35 величайших композиторов всех времен – Вольфганг Амадей Моцарт. За свою недолгую жизнь он создал колоссальное количество непревзойденных шедевров – более 600 произведений во всех жанрах классической музыки: оперы, инструментальные концерты, камерные сольные и симфонические произведения, хоровую и религиозную музыку.
Отравитель Моцарта
Величие Моцарта как-то естественно сочетается с именем другого композитора и художника, его современника – Антонио Сальери, с которым связан ряд художественных произведений об «убийце Моцарта». Так ли это на самом деле, и кто обвинил Сальери , несправедливо превратив его имя в метафору зависти?
Ответ кроется в способности художественных образов из литературы и кино прививать любую идеологию посредством сильного графического внушения, которое часто не соответствует историческим фактам, но навсегда остается в сознании широкой публики.
Наиболее сильное предположение исходит из стихов Пушкина, а совсем недавно из фильма Милоша Формана «Амадей». Таким образом, Сальери продолжает оставаться в тени Моцарта как его «отравитель» и «убийца». Но была ли у Сальери причина отравить своего ученика?
Кто такой Антонио Сальери?
Итальянский композитор, педагог, дирижер и капельмейстер Антонио Сальери был среди самых известных деятелей музыкальной культуры Европы в XVIII-XIX веках и крупной фигурой в развитии оперного искусства конца XVIII века. Он оказал огромное влияние на формирование композиторов, в том числе и на Моцарта. Сальери был учителем музыки не только для него, но и для Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Ференца Листа, Карла Черни, Джакомо Мейербера, Иоганна Хуммеля, Йозефа Вайгля и других известных композиторов начала девятнадцатого века.
Он учил своих учеников бесплатно. В знак благодарности Шуберт посвятил ему кантату. Сальери заботился о детях своего учителя Флориана Леопольда Гасмана после его смерти. Современники Сальери описывают его как чрезвычайно дружелюбного человека с чувством юмора и добрым сердцем.
Неужели он тогда имел такую черную зависть, что убил Моцарта ?! И самое главное, были ли у него причины завидовать Моцарту?
Чего достиг Сальери?
Антонио Сальери был очень знаменит, дожив до 75 лет в ореоле одного из центральных деятелей венской музыкальной культуры. Близкими к нему людьми были Глюк и Гайдн. Он был высоко оценен императором Иосифом II и удостоен должности придворного композитора и дирижера Итальянской оперы в Вене, а позже – придворного дирижера. Свой последний пост он занимал у трех габсбургских императоров почти до конца своей жизни.
Сальери в 1817 году был одним из инициаторов основания Венской консерватории и ее первым директором. Первым спектаклем, открывающим знаменитую «Ла Скала», стала опера Сальери «Europa riconosciuta». Его оперы ставились на самых престижных сценах Вены, Парижа, Рима, Венеции, Санкт-Петербурга и других. Популярность и влияние Сальери в то время были больше, чем у многих других музыкальных знаменитостей.
Моцарт и Сальери
Какова история Сальери? После 1800 года он ушел с оперной сцены из-за новой социально-политической ситуации в Австрии и по всей Европе, а также из-за изменения музыкальных вкусов. Он продолжал писать духовную музыку, дирижировать и обучать. И как раз тогда распространился слух о его зловещей роли в смерти Моцарта. А каковы факты?
Моцарт и Сальери не только небыли врагами, но и Антонио, будучи капельмейстером в 1788 году, возродил оперу Моцарта «Женитьба Фигаро», которая двумя годами ранее была довольно прохладно встречена венской публикой. Фактически, именно Сальери решил повторно предложить оперу Моцарта требовательным критикам, чтобы заставить их «пересмотреть» свою оценку.
Моцарт и Сальери вместе сочинили кантату для голоса и фортепиано «Per la ricuperata salute di Ofelia» по случаю возвращения на сцену певицы Нэнси Стораче, первой исполнительницы Сюзанны в «Свадьбе Фигаро». По предложению Сальери были исполнены премьеры многих кантат Моцарта: «Davide penitente», Концерт для фортепиано № 22 KV 482, Квинтет для кларнета, 40-я симфония и другие.
Возможные разногласия
Историк по имени Александр Уиллок Тайер считает, что, вероятно, в то время, когда Моцарт баллотировался на должность учителя музыки принцессы Елизаветы Вюртембергской, между ними было какое-то соперничество, но был выбран Сальери. Однако, это казалось слишком незначительным, чтобы спровоцировать смертельную вражду между двумя музыкантами. Более того, это совершенно неубедительно на фоне остального, что связывало друзей.
Говорят, что отец Моцарта обвинял итальянцев в том, что они недостаточно ценили его сына. Сам Моцарт часто более эмоционально выражал свое разочарование в письмах к отцу, но, скорее всего, это были, как выразился один критик, «необузданные юношеские разговоры».
По словам итальянского психиатра Чезаре Ломброзо, автора книги «Гений и безумие», Моцарт страдал манией преследования и часто яростно изливал свой гнев, после чего жалел о сказанном. Со временем его подозрения и гнев росли, и, по мнению некоторых медиков, весьма вероятно, что Моцарт страдал синдромом Туретта, характеризующимся гримасами, тиками и использованием нецензурной лексики.
Сохранилось письмо Моцарта, написанное в Вене в 1776 году и адресованное его отцу, в котором он писал:
«Как я был бы счастлив дать здесь публичный концерт! Каждый музыкант здесь получает благосклонность Императора и большей части публики! Но мне отказали. О, как я желаю смерти тем, кто мешает мне добиться этого…»
Откуда берутся слухи?
Фактически Сальери получил «благосклонность императора». Он написал ораторию о Венском музыкальном обществе и с большим успехом поставил ее на сцене. Моцарт об этом мечтал, и в начале своей карьеры он довольно ревновал к Антонио. Этот факт, заслуживает объективного взгляда на версии взаимоотношений двух композиторов. Образ их настолько искажен, что многие считают Сальери завистливым стариком, ненавидящим «молодого» Моцарта. На самом деле они были почти одного возраста: Сальери всего на 6 лет старше Моцарта.
Существует несколько различных версий причин, по которым возник слух об «убийстве» Моцарта Сальери.
- Во-первых, на границе между восемнадцатым и девятнадцатым веками существовало серьезное соперничество между немецкими и итальянскими музыкальными школами. Ранние биографы Моцарта определенно подчеркивали его верность австро-германской традиции, противопоставляя ее итальянскому влиянию, воплощенному Сальери. Он жил в Вене с 16 лет, и будучи итальянцем, продолжал учиться в «итальянской школе».
- Вторая версия косвенно помещала Сальери в «список подозреваемых», потому что была связана с тем, что Моцарт принадлежал к масонской ложе, и когда Леопольд II вступил на австрийский престол, непременно начались преследования «масонов». В год смерти Моцарта от отравления ртутью умер еще один масон – сам хозяин ложи Игнак фон Борн, либреттист «Волшебной флейты».
Как клевета стала легендой
Но, некоторые могут спросить, при чем тут ко всем этим косвенным и бездоказательным обвинениям Сальери?! Единственное, что его может связывать, это то, что он был фаворитом австрийского престола. Великие музыканты, такие как Бетховен и Россини, защищали Сальери от обвинений в слухах об отравлении. Россини прямо заявил: «Это гнусное обвинение!»
Но теперь клевета стала легендой, существующей публично более двух столетий. Пушкин, написавший пьесу «Моцарт и Сальери», внес наибольший вклад в злостную историю и тем самым осудил образ «завистливого Сальери». По слухам, Сальери отвернулся от многих влиятельных людей, в том числе от своих преданных поклонников, таких как Карл Мария фон Вебер и Альберт Лорцинг. Это показывало, насколько сильным было общественное мнение о том, что учитель убил своего ученика.
Оправдание Сальери
Лишь в 1960-х годах в Зальцбурге, на одной из сессий Zentralinstitut für Mozart-Forschung, впервые прошли жаркие дебаты о восстановлении памяти Сальери. И пресса и музыкальные СМИ начали писать, что там не было отравления, а Моцарт умер от неизлечимой болезни. Оперный театр в родном городе Сальери – Лениаго, был назван его именем. Музыка Сальери также привлекла внимание Голливуда. Его тройной концерт был введен в саундтрек к «The Last Castle» (совместно с Робертом Редфордом и Джеймсом Гандольфини), Сальери также присутствовал в сюжете «Copying Beethoven».
Реабилитация Антонио Сальери даже дошла до первого судебного разбирательства в Милане в мае 1997 года. Там, в Большом зале Дворца правосудия, слушалось дело 200-летней давности по обвинению Сальери в отравлении Моцарта. Антонио Сальери был официально оправдан! «Наверное, сам Моцарт наконец-то сможет лечь в могилу!» – воскликнул тогда один из музыкальных критиков.
Пушкин и Сальери
Но очевидно, что всем легендам нужен пикантный «сиквел». Так появился новый слух, что Моцарт мог быть отравлен любовником своей жены?
Однако, игнорируя вышесказанное, остался другой любопытный вопрос: почему Пушкин очернил Сальери?
Этому имеется логическое объяснение: по мнению известных музыковедов, Антонио Сальери написал оперу, в которой высмеивал русского царя Петра I. Пушкин поклонялся царю, потому что его дед Ибрагим Петрович Ганнибал был освобожден из рабства как раз царем Петром I, который стал его крестным отцом и возвел в чин генерала.
Наверное, Пушкин хотел «отблагодарить» Петра I, тем самым, защитив его честь. И сделал он это, напав на автора высмеивающей его оперы, Сальери.
Именно пушкинская драма «Моцарт и Сальери» «породила» образ злого, завистливого и бездарного «отравителя» гения Моцарта. «Пушкин убил Сальери своим пером», — писал один литературный критик. Римский-Корсаков в 1897 году написал свою единственную камерную психологическую оперу «Моцарт и Сальери».
Фильм Милоша Формана «Амадей»
В 1984 году на экраны вышел знаменитый фильм Милоша Формана «Амадей», в котором сильное впечатление произвел актер Ф. Мюррей Абрахам в образе Антонио Сальери. Фильм получил десятки наград, восемь «Оскаров» и четыре «Золотых глобуса». Он был включен в число сотни лучших фильмов в списке «100 лет Американского института кино» и в рейтинг журнала «Империя» – «500 величайших фильмов всех времен». И этот фильм определенно «подтвердил» вымышленную историю рокового соперничества двух композиторов.
Мало кто знает, что фильм представляет собой экранизацию одноименной пьесы Питера Шаффера, премьера которой состоялась в 1979 году на Бродвее, и с тех пор эта постановка демонстрируется. Таким образом, легенда о Моцарте и Сальери вполне «художественно» продолжает трактовать неправду в различных художественных формах.
Рекомендуем также: