Le Droit de Seigneur: Fact or Fiction?
Le droit de seigneur (право господина), или «право первой ночи». Под этим обычно понимают право господина взять девственность невесты или дочери крепостного, работающего на его земле.
Факт или вымысел?
Впервые термин le droit de seigneur (или droit de cuissage, а также droit de prélibation – «право возложения ляжки») появляется в сочинениях юриста позднего средневековья Николя Буайе (1469-1532), в частности сообщающего, что «гасконские помещики имели право класть обнаженную ногу поперек ложа новобрачных».
Я читал, что не было никаких доказательств, подтверждающих мнение, что это – взять девственность невесты или дочери крепостного – было, по сути, обычаем Средневековья, что «право первой ночи» вымысел, который позже создали люди. На самом деле живучий вымысел: Вольтер написал на основе этого комедию в пять актов, как и Бомарше «Женитьбу Фигаро», а еще есть фильм «Храброе сердце», чтобы назвать несколько примеров.
Поэтому был весьма заинтересован (и удивлен), увидев упоминание об этом в Клермонских Ассизах 1665 года (The Clermont Assizes of 1665. Mйmoires sur les Grands jours tennis а Clermont – фр.), мемуарах аббата Флешье (Esprit Fléchier). Флешье был судьей, и его мемуары, среди прочего, содержат информацию о судебных делах.
Рассматриваемый случай относился к иску некой мадам де Montvallat, подавшей на развод со своим мужем. Он обвинялся, среди прочего, в осуществлении «брачного права». Я цитирую:
Существует право, вполне обычно осуществляемое в провинции Овернь, названное брачным правом. <…> Это право первоначально давало господину право присутствовать на всех свадьбах среди своих подданных; присутствовать на ложе невесты …
Этот обычай больше не распространен, либо потому что это было бы неприлично для господ присутствовать на всех деревенских свадьбах и совать свою ногу в кровати всех порядочных людей, вступающих в брак. Или потому что обычай был несколько непристоен, и подвергал господ, у которых было больше власти, чем сдержанности опасным искушениям, когда возможность становилась заманчивой.
Так что для этой позорной церемонии была найдена замена в виде материального вознаграждения. Господа, соглашались получить более существенный залог своих прав [то есть деньги], а крепостные были рады откупиться от исполнения закона, столь опасного для их чести.
Так вот: из этого я предполагаю, что право первой ночи прежде было церемониальным обычаем, который иногда провоцировал злоупотребления, но на момент написания мемуаров — Франция середины XVII столетия — обычаем стало, что серф просто платил господину, чтобы тот держался подальше.
Г-н де Монвалла, однако, был убежден, что старые обычаи, когда симпатичная деревенская девушка выходила замуж, были лучше, и не собирался отказываться от своего права. И поскольку в его случае были серьезные основания опасаться, что он может выйти за пределы простой церемонии, подумали, что это лучше сдаться и дать ему такой существенный подарок, какой они только могут себе позволить. В любом случае он требовал этой дани, которая часто составляла половину приданого невесты.
То, что господин имел право в каком-то качестве на брачную ночь, это ясно — что это было право взять девственность девушки, нет. Где-то в этой серой области и находится истина.
Рекомендуем также: