Разве римляне изобрели рождество

Древний мир
Did the Romans Invent Christmas? Это был государственный праздник, отмечаемый примерно 25 декабря в семейном кругу. Время для пиров, доброжелательности, щедрости по отношению к бедным, обмена подарками и украшения деревьев. Но это было не Рождество. Это были Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния. Но было ли Рождество, самый популярный праздник Западного христианства, унаследовано от языческих […]

Did the Romans Invent Christmas?

РождествоЭто был государственный праздник, отмечаемый примерно 25 декабря в семейном кругу. Время для пиров, доброжелательности, щедрости по отношению к бедным, обмена подарками и украшения деревьев. Но это было не Рождество. Это были Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния. Но было ли Рождество, самый популярный праздник Западного христианства, унаследовано от языческих Сатурналий?

Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как «лучшее время«: правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках.

В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей. Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий. У поэта Лукиана из Самосаты (120-180 н.э.) есть бог Кронос (Сатурн), говорящий в его стихотворении Сатурналии:

В течении моей недели серьезное запрещено: никакие дела не допускаются. Пейте и будьте пьяны, шумите и играйте в кости, назначьте царей и устройте пир рабам, пойте голыми, хлопая … — таковы действия, которыми я руковожу.

Сатурналии возникли как крестьянский праздник, когда отмечалось окончание осенней посевной в честь Сатурна (satus означает сеять). Многочисленные места археологических раскопок в прибрежной римской провинции Константина, ныне это в Алжире, показывают, что культ Сатурна существовал там до начала III века нашей эры.

В Римский период Сатурналии увеличились по продолжительности и постепенно передвинулись на более поздние сроки. Во время правления императора Августа (63 г. до н.э. – 14 н.э.), это был двухдневный праздник, начинавшийся 17 декабря. К тому времени, когда Лукиан описал торжества, это было семидневное событие. Изменения в римском календаре переместили кульминацию Сатурналий к 25 декабря, к дате зимнего солнцестояния.

Уже с 217 до н.э. делались общественные пиршества во время Сатурналий. Во время праздника Римское государство отменяло казни и воздерживалось от объявления войны. Языческие Римские власти пытались урезать Сатурналии; император Калигула (12-41 н.э.) стремился ограничить празднества пятью днями, без особого успеха.

Император Домициан (51-96 н.э.), возможно, поменял дату Сатурналий на 25 декабря в попытке утвердить свою власть. Он сдерживал губительные стремления Сатурналий, превратив праздник в общественное мероприятие под своим контролем. Поэт Стаций (45 — 95), в сборнике стихотворений Сильвы, описывает роскошное пиршество и развлечения под председательством Домициана, включающие в себя игры, которые открылись осыпанием толпы сладостями, фруктами и орехами и демонстрацией полетов фламинго, выпущенных над Римом. Впервые ночью, под иллюминацией, происходили представления со сражающимися карликами и женщинами-гладиаторами.

Переход императора Константина в христианство в 312 н.э. закончил римские гонения на христиан и начал императорский патронаж христианских церквей. Но христианство не стало в одночасье официальной религией Римской империи. Д-р Дэвид Гвинн, преподаватель в древней и поздней античной истории в Royal Holloway Лондонского университета, говорит, что, наряду с христианскими и другими языческими праздниками, «Сатурналии продолжали отмечаться еще на протяжении столетия“.

Поэт Амвросий Феодосий Макробий написал другое произведение Сатурналии, описывающее пир языческих литературных знаменитостей в Риме во время праздника. Классики датируют работу между 383 и 430 годами, таким образом, она описывает Сатурналии, живые и здоровые при христианских императорах. Христианский календарь Полемия Сильвия, написанный около 449 н.э., упоминает Сатурналии, говоря, что «он празднуется в честь бога Сатурна”. Это позволяет предположить, что к тому времени он стал просто еще одним популярным праздником.

Рождество, по-видимому, началось отмечаться – как Сатурналии – в Риме, и распространилось на восточное Средиземноморье. Самое раннее из известных упоминаний о праздновании годовщины рождения Христа 25 декабря находится в римском Календаре Филокала, 354 г. Провинциальные схизмы вскоре привели к появлению различных христианских календарей. Православная церковь в Восточной (Византийской) половине Римской империи зафиксировала дату Рождества 6 января, празднуя одновременно рождение Христа, крещение и первое чудо.

У Сатурналий как предшественника Рождества есть конкурирующий соперник: праздник dies natalis solis invicti – ‘день рождения непобедимого солнца’. Календарь Филокала также указывает, что 25-ого декабря был римский гражданский праздник, в честь культа sol invicta. С его происхождением из Сирии и монотеистическим культом бога Митры, sol invicta, безусловно, имеет сходство с поклонением Иисусу. Культ был введен в империи в 274 г. императором Аврелианом (214-275), который фактически сделал его государственной религией, поместив его эмблему на римские монеты.

Культ Sol invicta имел успех из-за его способности ассимилировать черты Юпитера и других божеств в его образ Солнца-Царя, что отражает абсолютную власть «божественного» императора. Но несмотря на усилия более поздних языческих императоров управлять Сатурналиями и превратить фестиваль в официальный культ, sol invicta в конце концов стал очень походить на старые Сатурналии. Константин, первый христианский император, был воспитан в почитании культа sol invicta, а империя к тому времени была уже преимущественно монотеистической: «В связи с этим возможно, — говорит д-р Гвинн, — что Рождество должно было заменить этот фестиваль, а не Сатурналии».

Др-р Гвинн заключает: «Большинство современных ученых отказывается признавать какую-либо тесную связь между Сатурналиями и появлением христианского Рождества«.

Набожные христиане будут успокоены, узнав, что дата Рождества может вытекать из понятий в иудаизме, связывающих время смерти пророков со временем их зачатия или рождения. Из этого ранние церковные счетоводы вывели, что девять месяцев беременности Марии после Благовещения 25 марта дают дату рождения Христа – 25 декабря.

Рекомендуем также:
0 0 голоса
Рейтинг статьи

Info Alecs

Редактор сайта. Пишу интересно и познавательно о самом разном. Люблю современность и историю, увлекаюсь музыкой и жизнью. Готов обсуждать разные темы и жарко дискутировать.

Как это было
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x