Министр Орландо Летельер
Холодная война была сложным периодом для Латинской Америки. В то время, когда люди не наслаждались успехом Пеле, Марадоны или любого другого футбольного светила, они в основном ненавидели друг друга на политической почве, а весь регион метался между коммунистическими режимами и авторитарными военными диктатурами.
Также рекомендуем
Один из классических примеров — Чили, где военная хунта генерала Аугусто Пиночета захватила власть в результате переворота в 1973 году, навязав свое правление твердой рукой и жестоко расправившись с оппозицией.
В этом убедился бывший министр Орландо Летельер, который пытался пробраться в США, но в итоге его настигла длинная рука чилийской разведки.
В то время, Летельер был популярным лицом в своей стране, несмотря на то, что за границей ему пришлось вести диссидентскую жизнь. Он был откровенным критиком режима Пиночета, и на это, безусловно, есть причины.
Жизнь Орландо Летельера
С юности он был увлечен марксистско-социалистическими идеями, и вся его жизнь была напрямую связана с социализмом. Он работал в медной промышленности в качестве аналитика до конца 1950-х годов, когда был вынужден уйти в отставку, поскольку поддержал неудачную президентскую кампанию лидера Чилийской социалистической партии Сальвадора Альенде.
Так Летельер и его семья оказались в изгнании в Венесуэле, а затем поселились в Вашингтоне, где он работал в Межамериканском банке развития. За десять лет, ему удалось наладить хорошие международные контакты и стать лицом Чили в американской столице.
Рост карьеры Орландо Летельера
В 1970 году Сальвадору Альенде, после нескольких неудачных попыток, наконец-то, удалось стать президентом Чили, что стало толчком и для карьеры Летельер. Новый президент считал, что опыт и связи Летельер в международной банковской сфере будут очень полезны для улучшения дипломатических отношений между США и Чили в этот период.
Поэтому банкир был назначен послом в южноамериканскую страну, а через два года, его отправили на родину, где он последовательно занял посты министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра обороны.
Он стал одним из самых сильных сторонников Альенде в реализации масштабных планов национализации и перераспределения богатств в стране. Однако, это оказалось непростой задачей на фоне растущего числа внутренних и внешних противников — в первую очередь, администрации президента Ричарда Никсона.
Причина — попытка национализации ключевых секторов чилийской промышленности, включая добычу меди, которая в значительной степени находилась в руках американских концернов.
Также рекомендуем
Политика Альенде, также предусматривала экспроприацию банков и проведение аграрной реформы, предусматривающей наказание крупных землевладельцев.
Все это привело к тяжелому экономическому кризису, гиперинфляции и международной изоляции.
Обычно, в условиях Южной Америки, такая ситуация приводила к переворотам и насилию. Именно это и произошло, и генерал Пиночет взял Чили под свой контроль при поддержке американцев.
Арест Летельера
Летельер был первым арестованным во время переворота в длинной волне репрессий.
По оценкам, в последующие годы до 1990 года, более 3 000 человек погибли из-за своей политической ориентации, а еще десятки тысяч, оказались в тюрьмах.
Сам Летельер, в течение года, подвергался допросам и пыткам в различных тюрьмах, включая печально известную колонию для политических заключенных на острове Доусон.
Находясь там, Летельер и другие видные политики, такие как Луис Корвалан, Клодомиро Альмейда и Хосе Тоха, «подвергались всем мыслимым унизительным видам обращения», согласно отчету Госдепартамента, рассекреченному спустя десятилетия. В какой-то момент, Летельер был в «шокирующем состоянии, со значительной потерей веса и с признаками сильного эмоционального расстройства».
Освобождение Летельер
Затем, бывшего министра перевели в другой лагерь, и благодаря дипломатическому давлению Венесуэлы, его освободили, но при условии, что он навсегда покинет свою родину.
Так Летельер оказался сначала в Венесуэле, а затем в Вашингтоне, где начал работать в левом Институте политических исследований.
Ведущий голос чилийского сопротивления Пиночету в Вашингтоне
Оттуда, он стал ведущим голосом чилийского сопротивления Пиночету, лоббируя влиятельных политиков в Конгрессе США и европейских странах, чтобы прекратить контакты с хунтой генерала.
После смерти Пиночета, Летельер стал наиболее авторитетной фигурой среди левой оппозиции и даже рассматривался, как авторитетный вариант на пост президента в определенный момент, когда политическая ситуация позволяла это сделать.
Однако, этого так и не произошло.
Убийство Летельер
Дождливым осенним утром 21 сентября 1976 года он был взорван в своей машине, когда ехал на работу. По совпадению, оказалось, что в тот же день с ним ехали его молодые коллеги Ронни и Майкл Моффитт, чей автомобиль был поврежден.
Майклу удалось выжить, в то время как его 25-летняя жена и Летельер погибли в течение нескольких минут после взрыва.
Расследование ФБР показало, что убийство было организовано агентами чилийской разведки DINA, службой, которая вошла в историю как «гестапо Пиночета». Прямая ответственность легла на американца Майкла Таунли, который нанял группу из пяти кубинцев из антикастровской диаспоры Флориды, чтобы за два дня до взрыва подложить пластиковую взрывчатку под машину Летельер.
Также рекомендуем
Сам Таунли с детства рос в Чили и являлся гражданином этой страны. В 1978 году правительство Пиночета согласилось депортировать его в США, чтобы ослабить политическую напряженность между Вашингтоном и Сантьяго в связи с убийством.
Он был приговорен к 10 годам лишения свободы, но отсидел 62 месяца после того, как согласился сотрудничать с ЦРУ, а затем, был освобожден по программе защиты свидетелей.
В последующие годы стало ясно, что Таунли нес прямую ответственность за смерть другого министра в правительстве Альенде, генерала Карлоса Пратса, который был убит вместе со своей женой Софией во время взрыва в Буэнос-Айресе в 1974 году.
Итальянские власти в свою очередь заочно приговорили Таунли к 15 годам тюрьмы, за его роль в попытке убийства в Риме Бернардо Лейтона, другого чилийского диссидента. Лейтон чудом остался жив после того, как члены итальянской неофашистской организации открыли по нему огонь.
Также рекомендуем
На самом деле, главной фигурой, стоящей за всеми этими операциями, является Мануэль Контрерас, также известный у себя на родине как Момо. Несмотря на свое безобидно звучащее прозвище, Момо был главой DINA, который после падения режима Пиночета, получил 59 приговоров в общей сложности на 529 лет тюрьмы по обвинению в похищениях, исчезновениях, пытках и убийствах.
Из них он отсидел только семь лет в Чили за смерть Летельер. По данным ЦРУ, Пиночет знал и, возможно, даже лично дал зеленый свет этой операции, но никогда не был судим за это.
Оно, как и убийство Пратса и покушение на Лейтона, казалось частью чего-то гораздо большего и выходящего далеко за пределы Чили.
«План Кондор»
Это так называемый «План Кондор», или организованное сотрудничество и обмен информацией между секретными службами Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Парагвая и Уругвая.
На протяжении многих лет они проводили совместные операции по выслеживанию и ликвидации политических диссидентов, политиков и интеллектуалов по всему миру. Оценки разнятся, но согласно так называемым «Архивам террора», обнаруженным в Парагвае в 1992 году, насчитывается около 50 000 убитых, не менее 30 000 пропавших без вести и более 400 000 человек, попавших в тюрьмы.
Также рекомендуем
Многое из этого было сделано с согласия и при поддержке пяти сменявших друг друга администраций США, от Линдона Джонсона до Рональда Рейгана, и, согласно ЦРУ, план был «совместными усилиями разведки и служб безопасности нескольких южноамериканских стран по борьбе с терроризмом и подрывной деятельностью».
Конечно, Соединенные Штаты не жалели ни сил, ни средств, чтобы предотвратить любую возможность появления коммунизма в Западном полушарии. Затраты оправдали средства.
Рекомендуем также:В конце концов, именно советник по национальной безопасности, в 1970 году Генри Киссинджер после прихода к власти Альенде сказал: «Я не понимаю, почему мы должны стоять и смотреть, как страна становится коммунистической из-за безответственности ее собственного народа».