Этот царский офицер, родившийся в Австрии и выросший в Эстонии, в итоге стал самозваным антикоммунистическим монгольским лидером. Его история поражает воображение.
Жизнь Романа фон Унгерн-Штернберга сложна и полна приключений настолько, что кажется почти нереальной. Может быть, за исключением того, что трудно было бы придумать парня, который начал как среднеевропейский аристократ, а закончил как самозваный вождь армии в Монголии. И все это не в какие-то средневековые времена, а в двадцатом веке, когда мировое геополитическое устройство было уже в полном разгаре.
Сумасшедший барон фон Унгерн-Штернберг
К тому времени, когда «Сумасшедший барон», как его называли, был захвачен советскими войсками в августе 1921 года, он успел стать самозваным командиром Азиатской кавалерийской дивизии и буддистом. Через две недели его судили всего шесть часов и в тот же день казнили в Новониколаевске, городе, ныне известном как Новосибирск, красные коммунисты, пришедшие к власти в бывшей царской России.
Детство Романа
Но чтобы полностью понять список обвинений, из-за которых человек с немецкой фамилией подвергся преследованиям со стороны русских в Монголии, необходимо вернуться в прошлое. Пожалуй, лучше всего начать с Граца, где Роман фон Унгерн-Штернберг родился всего за 35 лет до этого, в 1886 году.
Хотя Штернберг родился в городе, который сейчас находится на юго-востоке Австрии, его родители были эстонскими немцами, поскольку в то время страны Балтии все еще находились под сильным влиянием немецкой культуры, привнесенной за много веков до этого немецкими рыцарскими орденами.
Когда ему было шесть лет, родители развелись, возможно, на фоне психического расстройства отца. Мать Романа забрала его к себе в Ревель, ныне Таллинн, столицу Эстонии, а вскоре снова переехала в близлежащий Ярваканди, снова выйдя замуж.
Ее восьмилетний ребенок не принимал отчима и тоже был проблемным учеником. В Военно-морской академии в Санкт-Петербурге, где он усердно учился, Роман по-прежнему оставался неучем и конфликтовал со всеми.
Читайте также:
Монголия, буддизм и не только
Возможно, русско-японская война 1905 года, в которой Роман фон Унгерн-Штернберг воевал на стороне России, познакомила его с буддизмом. В последствии он был известен как приверженец этой религии.
Это было необычно для того времени и способствовало тому, что его приняли за изгоя, хотя официально он оставался православным христианином. После еще нескольких личных конфликтов его перевели в царский полк, расквартированный у китайской границы на Дальнем Востоке России.
Шпион, кочевник, странствующий солдат, после одной из дуэлей отмеченный характерным и знаменитым шрамом на лбу, он путешествовал туда-сюда, иногда попадая в Эстонию. Но при этом изучал еще один язык, добавляя монгольский к немецкому, английскому, французскому и русскому, полученным в результате многонационального воспитания.
Читайте также:
После очередного приключения — драки или дуэли с городским головой Черновцов, он был заключен в тюрьму в этом украинском городе.
Немного известно о местонахождении Унгерна-Штернберга в период с февраля по октябрь 1917 года, когда в России произошли две последующие революции — белая и красная. Но позже Унгерн снова оказался в Сибири и связался с важной фигурой в Белой армии, Григорием Семеновым, который поручил ему сформировать антисоветскую армию.
При поддержке китайцев и японцев Роман фон Унгерн-Штернберг и его войска, численность которых варьировалась от сотен до тысяч человек, добились успеха в последующих сражениях с Красной армией. Как союзник белых, Штернберг пользовался поддержкой и европейских военных.
Когда их с Семеновым власть в Сибири укрепилась, Унгерн превратился в подобие генерала Курца из «Апокалипсиса сегодня», неустанно управляя своими войсками и истребляя красных. Он был участником политического проекта по созданию националистически-имперской страны под названием Великая Монголия под эгидой Японии. Но проект провалился.
Духовный лидер
Когда пути Штернберга и Семенова разошлись после провала Белой армии, Штернберг создал еще одну свою в Монголии с бывшей семеновской кавалерией. Возможно, сойдя с ума или просто поддавшись иллюзиям идей здоровья начала XX века, он решил использовать евгенические способы усиления армии за счет уничтожения слабых солдат. Он также строил свои военные планы основываясь на предсказаниях.
Читайте также:
Тем не менее ему удалось добиться успеха, и в начале 1921 года Роман фон Унгерн-Штернберг захватил город Урга, который оставался под его контролем еще некоторое время. Он провел там несколько разумных реформ, но по натуре оставался военачальником.
Роман фон Унгерн-Штернберг также добился немалого титула – стал ханом независимой и теократической Монголии и считался предполагаемым воплощением Богд Гегина, самого высокопоставленного ламы в Монголии.
Полгода спустя, продолжая вести войны в Монголии и Сибири, Унгерн встретил сопротивление националистического движения, которое заставило его сражаться на два фронта — с другой армией, состоявшей из красных русских революционеров.
Его последним поступком перед тем, как Романа взяли в плен, была попытка отступить в Тибет, столкнувшись с сопротивлением, мятежом и дезертирством многих своих солдат, которые не поддержали этот способ бегства. Возможно, если бы русские не казнили его, он стал бы жертвой одного из покушений на его жизнь в то время.
Смерть фон Унгерна
Слава Унгерна осталась в его наследии — одном большом рассказе, написанном польским авантюристом и писателем Фердинандом Оссендовским и опубликованном под названием «Звери, люди и Боги» еще в 1922 году.
Рекомендуем также:Некоторые утверждают, что у фон Унгерн-Штернберга был клад, а Оссендовский помог его спрятать. Однако, правда ли это?