Чувства и эмоции
Шпионаж всегда опирался на человеческие чувства и эмоции, чтобы быть успешным. Жадность, ненависть или преданность всегда играли важную роль в желании человека стать секретным агентом.
Специфический вид шпионажа
Но они не единственные. Существует очень специфический вид шпионажа, который использует, возможно, самые основные человеческие потребности — секс. Вероятно, существует бесчисленное множество случаев, когда беспринципные шпионы использовали романтические или сексуальные методы для достижения других целей.
Ольга Колобова — Мария Адела Кухвельт Ривера
Один из этих случаев, весьма вероятно, относится к Ольге Колобовой, которая значительно более известна как Мария Адела Кухвельт Ривера.
Согласно расследованию международной журналистской группы Bellingcat, в течение многих лет она представлялась под вымышленным именем и поддерживала контакты с высокопоставленными чиновниками НАТО в Италии.
Расследование
Расследование длилось 10 месяцев и проводилось в сотрудничестве с журналистами итальянской газеты La Repubblica и немецкой Der Spiegel. В нем говорилось, что женщина выдавала себя за уроженку города Калао (Перу), родившуюся в семье немца и перуанки, но на самом деле она была секретным агентом Главного разведывательного управления (ГРУ), российской военной разведки.
Личная жизнь и бизнес Риверы
В течение примерно 10 лет, Ривера жила на Мальте, в Париже и Риме. В 2012 году она вышла замуж за гражданина России эквадорского происхождения, но их брак быстро распался. Примерно через год, муж Аделы умер от болезни, и она переехала жить в Неаполь.
Там она открыла свой собственный глянцевый бутик ювелирных изделий и предметов роскоши. Она утверждала друзьям, что сама создала эти украшения, но на самом деле они были куплены у китайских оптовиков, сообщает Bellingcat. Впоследствии Адела расширила свой бутик, превратив его в популярное место светской жизни Неаполя, где часто проводятся различные культурные мероприятия и ювелирные выставки.
Знакомство с Марселем Дарджи Смитом
Красивая и чрезвычайно коммуникабельная, она без проблем быстро стала популярной и завела множество контактов, в том числе с бывшим главным редактором британского издания Cosmopolitan Марселем Дарджи Смитом.
Он также был секретарем местного отделения Lions Club International, американской некоммерческой организации, занимающейся различной общественной деятельностью. Неаполитанский филиал был создан сотрудником НАТО, и таким образом Мария достигла своей цели — внедрилась в эти круги людей, имеющих доступ к секретной военной информации.
По данным источников Bellingcat, она подружилась, как минимум с несколькими такими людьми, включая, старших офицеров штаба Объединенного союзного командования в Неаполе.
Один из них даже рассказал следователям, что у него были короткие романтические отношения с Риверой.
Неясно, был ли у нее доступ в штаб-квартиру НАТО, но она, безусловно, посещала многие официальные мероприятия, проводимые альянсом.
Своим друзьям, женщина рассказала трогательную личную историю о том, как она приехала в Москву со своей перуанской матерью во время Олимпиады в 1980 году. Там ее оставили в приемной семье, где девочка выросла в жестоком обращении со своим русским отчимом. Именно по этой причине, она хотела покинуть страну и бежать в Западную Европу.
Двойная жизнь агента ГРУ
В итоге, реальность оказалась совсем другой. Мария — не латиноамериканка, а часть программы ГРУ по подготовке и внедрению секретных агентов за рубежом.
Их называют «нелегальными иммигрантами», потому что они нелегально добираются до места назначения, принимают ложные документы и ведут двойную жизнь в течение многих лет и даже десятилетий.
Тайно выполняя свои задачи от имени Кремля, оперативники глубокого прикрытия должны строить карьеру, налаживать отношения, а в некоторых случаях даже создавать семьи и воспитывать детей.
Некоторые путешествуют только для краткосрочных миссий и регулярно меняют личность, а другие, как Ривера, проводят годы в одной и той же роли.
Тактика старая и используется со времен холодной войны. Традиционно контрразведывательным службам всегда было крайне сложно разоблачить таких шпионов из-за их глубокого прикрытия и отличной подготовки, но в современном мире биометрии, программ распознавания лиц и широких возможностей, расследования России становится все труднее держать своих «нелегалов» под прицелом.
В июне, например, голландские власти депортировали мужчину, прибывшего в страну с бразильским паспортом на имя Виктора Мюллера Феррейры. Он обвинялся в том, что являлся российским агентом с именем Сергей Владимирович Черкасов, который, по данным следствия, потратил десятилетие на подготовку своей личности, для проникновения в международный уголовный суд в Гааге.
Расследование Христо Грозева
Главным в расследовании Риверы был болгарский журналист Христо Грозев. В интервью, которое цитирует Guardian, он сказал, что впервые обнаружил след потенциального «нелегала», когда просматривал утечку базы данных о пересечении границы в Беларау. Там журналист искал номера российских паспортов из серии, которая, как известно, использовалась агентами ГРУ.
Таким образом, он нашел несколько совпадений, и особенно выделялась одна — Мария Адела Кухвельд Ривера.
При более тщательном изучении Риверы, Грозев обнаружил, что она использовала несколько российских паспортов с номерами из той же серии, что и у агента, вероятно, причастного к предполагаемому отравлению новичком болгарского торговца оружием Эмилиана Гебрева.
15 сентября 2018 года Ривера купила билет на прямой рейс из Неаполя в Москву. Это произошло через день после того, как Bellingcat и российский сайт расследований Insider опубликовали обширные материалы об агентах ГРУ, причастных к отравлению бывшего офицера разведки и британского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Двое офицеров были идентифицированы, как Руслан Боширов и Александр Петров, и их имена были раскрыты, именно благодаря номерам их паспортов.
Возвращение в Москву
По словам Грозева, Ривера была отозвана своим начальством, как только стало ясно, что таким же образом, могут быть раскрыты и другие. Номер ее паспорта не только совпадал с номерами паспортов Боширова и Петрова, но и отличался всего на одну цифру от номера паспорта человека, руководившего операцией по отравлению Скрипаля, Сергея Федорова.
После ее поездки в Москву в 2018 году не было никаких сведений о том, что человек по имени Мария Адела Кухвельт Ривера ступала на итальянскую землю. Она просто исчезла на один день, оставив после себя лишь сообщение в социальных сетях, два месяца спустя.
В своем последнем посте на своей странице в Facebook, Адела Серейн написала, что «откроет правду» о том, что больна раком и прошла курс химиотерапии. Скорее всего, это была уловка, чтобы не вызвать сомнений, по поводу ее внезапного исчезновения.
Сомнения Шейлы Брайан
Однако, по крайней мере, одному человеку показались сомнительными рассказы Риверы, когда она отправилась в Неаполь. Полковник Шейла Брайан, которая в то время была инспектором военно-морских сил США в Европе и Африке, рассказала Bellingcat, что она настоятельно рекомендовала ограничить доступ к секретной информации всем чиновникам НАТО, которые контактировали со шпионкой.
Но кем же на самом деле была Мария Адела Кухвельт Ривера?
Расследование Bellingcat, основанное на совпадении фотографий из различных баз данных и открытых источников, однозначно вело к 1982 году рождения Ольги Колобовой. Ее отец — отставной руководитель военного факультета Уральского университета в Екатеринбурге, полковник вооруженных сил, неоднократно награжденный за миссии в Анголе, Ираке и Сирии.
Оказывается, красавица Колобова — еще один ребенок высокопоставленных офицеров армии или спецслужб, попавший в шпионский мир.
Рекомендуем также: