Средневековый турнир по поединкам начинался как ценный инструмент обучения рыцарей, но вскоре превратился в публичное мероприятие для демонстрации богатства и развлечения масс.
- Эволюция рыцарских турниров
- Лошадь рыцаря
- Посвящение в рыцари
- Кто мог стать рыцарем?
- Поистине кровавый спорт
- Когда и как появились рыцарские турниры
- Правила рыцарского турнира
- Почему церковь запрещала рыцарские турниры?
- Запреты королей
- Кодекс рыцарской чести средневековья
- Правила рыцарского турнира
- Опасная игра
- Рыцарский турнир как зрелище
- Король погибший на рыцарском турнире
- Дуэль на турнире
- Возрождение турниров
Эволюция рыцарских турниров
Один из самых ярких образов Средневековья — турнир, с его рыцарями в блестящих доспехах, геральдическими символами на щитах, прекрасными девами, наблюдающими за происходящим с трибун, и яркими разноцветными знаменами, развевающимися на ветру.
В начале своего существования такие турниры служили полезным средством тренировки тяжелой кавалерии. Но к эпохе Тюдоров они превратились в публичные мероприятия, проводимые с целью демонстрации богатства и власти, в идеализированную форму боя, которая имела мало общего с настоящей войной.
На турнирах сражались хорошо обученные, благородно рожденные рыцари.
Во Франции их называли шевалье, в Италии – кавалерами, в Испании – caballeros, а в Германии – Ritters, от слова, означающего «ездить верхом». В каждом случае имя рыцаря происходило от родного слова, означающего «лошадь».
Лошадь рыцаря
Сам рыцарский кодекс рыцарства произошел от французского слова cheval, означающего «лошадь». С самого начала рыцарь был тесно отождествлен со своим конем и неразрывно связан с ним.
Дом Дуарте, король Португалии, писал в XV веке: «Всегда иметь хороших лошадей, хорошо знать их и уметь ухаживать за ними стоит больше, чем несовершенное знание любого другого искусства».
Посвящение в рыцари
Жоффруа де Шарни подробно описал церемонию посвящения в рыцари, которая подчеркивает важность связи между рыцарем и его лошадью. Когда молодой человек преклонял колени перед своим сеньором во время церемонии посвящения в рыцари, сеньор передавал двум рыцарям пару позолоченных шпор. Затем эти рыцари прикрепляли шпоры к ногам своего нового коллеги. Когда молодого человека похлопывали по плечам плоской стороной меча и говорили, что он должен предстать перед всеми как настоящий рыцарь, говорили, что он «получил свои шпоры».
Церемония посвящения в рыцари была торжественной и наполненной символизмом, и шпоры были важным аспектом этого символизма. По словам рыцаря XIII века Рамона Лулла, «шпоры даются рыцарю в знак усердия и быстроты. Ибо так же, как шпорами он укалывает своего коня, заставляя его спешиться, так и усердие торопит рыцаря исполнить свой долг».
Кто мог стать рыцарем?
Разведение и обучение боевых коней было дорогостоящим делом. Со времен классической Греции и императорского Рима конные воины были выходцами из высших слоев общества. Аристократические классы гиппеев в Греции и эквитов в Риме получили свое название от слова, означающего «лошадь». Из-за расходов на доспехи, оружие и хорошо обученных боевых коней, рыцари обычно происходили из класса землевладельцев. Как правило, рыцарем становился сын рыцаря. Хотя рыцарство не гарантировалось ребенку рыцаря, стать рыцарем ребенку без рыцарских связей было практически невозможно.
Известные средневековые рыцари, такие как Рамон Люлль и Жоффруа де Шарни, наметили логическую последовательность, которая приводила к успешной рыцарской карьере. Готовясь с детства к рыцарскому призванию, юноши обучались боевым искусствам и рыцарской чести, которые требовались рыцарю.
- Самые маленькие мальчики играли с деревянными мечами.
- Мальчики постарше знакомились с доспехами, оружием и обращением с лошадьми, помогая рыцарям.
- В подростковом возрасте начинающие рыцари надевали доспехи и учились ездить на лошади, управляясь с копьем, мечом и щитом. Это включало в себя участие в таких играх, как квинтайн и поединки на рингах.
- Поединки и турниры были следующим шагом, который привел бы к реальному бою.
- И именно в реальном бою должна была быть завоевана истинная слава рыцарства, причем наибольшая честь отводилась тем, кто брал крест и отправлялся в крестовый поход.
Поистине кровавый спорт
Мэтью Парис, монах, писавший в XIII веке, называл турниры «поистине кровавым спортом». И таковыми они были, особенно в своей ранней форме. Травмы и смерть были риском как для рыцаря, так и для его коня.
Немецкий летописец в 1241 году записал, что на турнире погибло 80 рыцарей и оруженосцев. На своем первом турнире Роберт Клермонтский, брат короля Франции, получил тяжелые травмы головы, которые навсегда оставили его инвалидом. Поскольку летописцы обычно сообщали только о самых благородных и знаменитых потерях, вполне вероятно, что истинный список жертв любого турнира был гораздо длиннее.
Когда и как появились рыцарские турниры
Трудно определить в какой период истории начали проводиться рыцарские турниры. Самое раннее письменное упоминание содержится в хронике 1066 года из аббатства Святого Мартина в Туре, Франция, где описывается смерть рыцаря на турнире. Вероятно, турниры зародились на европейском континенте. Джеральд Уэльский упоминал о «турнирах французского рода». Мэтью Парис называл турниры «conflictus gallicus» и «batailles francaises». Уильям Ньюбургский, писавший в 1197 году, утверждал, что первые турниры в Англии были проведены в середине 12 века.
Ранний турнир состоял из рукопашной схватки, в которой команды рыцарей сталкивались друг с другом в шуточном бою. Маршал, отвечающий за проведение турнира, делил рыцарей на команды, часто по географическому признаку, но стараясь, чтобы команды были достаточно ровными по численности. Некоторые рыцари объединялись в команды, как, например, команда под руководством известного английского рыцаря Уильяма Маршала, и они вместе путешествовали по турнирной цепи.
Сама по себе командная система часто становилась причиной серьезных конфликтов. В 1251 году английская команда из Рочестера затаила обиду на команду иностранцев из-за результатов предыдущего турнира. Стычка переросла в полномасштабное сражение, в результате которого английские оруженосцы загнали команду гостей в деревню и избили их шестами. Два года спустя граф Глостер отправился со своей командой на континент для участия в турнире и получил там такое грубое обращение, что им потребовалась медицинская помощь, прежде чем они смогли вернуться в Англию.
Рыцари, участвующие в поединке, использовали то же оружие, доспехи и лошадей, что и на войне. Не было затупленного оружия, и шуточные бои могли привести к реальным смертельным исходам.
В 1273 году турнир, проходивший недалеко от Шалона, обернулся смертельным исходом, когда герцог Бургундский попытался стащить короля Эдуарда I с лошади. Посчитав это нерыцарским поступком, Эдуард вышел из себя и ускакал галопом, а герцог все еще цеплялся за него и волочился по земле. Затем в схватку вступили пешие солдаты обеих сторон, стреляя друг в друга из арбалетов. Турнир стал известен как Малая битва при Шалоне, и в ходе боя погибли как участники, так и зрители.
Бойня могла проходить на площади в несколько квадратных миль, где были специально отведенные места для рыцарей, где они могли отдохнуть сами и их лошади, прежде чем вернуться в бой. Мели часто начинались рано утром и продолжались до темноты. Это была прекрасная возможность для начинающих рыцарей научиться обращаться со своими лошадьми и оружием в боевых условиях и развить необходимую выносливость.
Поскольку рукопашный бой был командным видом спорта, рыцари учились действовать сообща, как единое целое. Это было особенно полезно, поскольку, как и в реальных боевых действиях, рыцари могли оказаться в бою плечом к плечу с совершенно незнакомыми людьми, и им нужно было в кратчайшие сроки научиться действовать вместе как единое целое.
Правила рыцарского турнира
В ранней форме турниров практически не существовало правил для защиты людей или зверей. Это были жестокие вольные игры, которые мало чем отличались от реального поля боя.
Иллюминированные рукописи позволяют заглянуть в хаос рукопашного боя. В манускрипте XIV века «Романс Гирона ле Куртуа» дается яркое изображение именно такого турнира, где показаны многочисленные рыцари в беспорядочной схватке, сражающиеся друг с другом на копьях. Другие рыцари были сбиты с коней, а в некоторых случаях их кони падали на них. В это время восхищенные дамы наблюдали за происходящим с трибун.
Почему церковь запрещала рыцарские турниры?
Католическая церковь последовательно выступала против турниров и неоднократно пыталась запретить их на том основании, что они поощряют такие пороки, как гордость, гнев и похоть, а также приводят к общественным беспорядкам. Турниры осуждались с кафедры, духовенство даже ссылалось на вытаптывание урожая рыцарями и высокие налоги, которыми облагались крестьяне, чтобы рыцари могли позволить себе участвовать в них.
Также существовала возможность совершения убийства во время турнира, поскольку в жестокости якобы дружеского состязания легко было разжечь личную вражду. Обжорство и разврат на пирах, сопровождавших зрелища, также были оскорбительны для церкви. На иллюминации начала XIV века была изображена рукопашная схватка, в которой рыцари используют отточенные мечи. Над схваткой витают дьяволы, готовые выхватить несчастную душу любого рыцаря, убитого во время боя.
Несмотря на религиозные оговорки, турнир оставался популярным развлечением как для участников, так и для зрителей. Запретить турниры оказалось невозможно.
Уильям Ньюбургский заметил: «Рыцари стремились приобрести военную славу и расположение королей, поэтому они относились к запретам церкви с презрением».
Эдикт папы Целестина III, запрещающий проведение турниров, был практически проигнорирован. Даже угроза отлучения от церкви или лишения церковного погребения погибших на турнирах была недостаточна, чтобы отбить у рыцарей желание испытывать свое мастерство и храбрость на поле боя.
Ричард I полностью проигнорировал указ Целестина и немедленно выдал лицензии на проведение турниров. Признавая ценность турнира как средства обучения, король выдал лицензии на проведение официальных турниров в пяти местах. По словам Уильяма Ньюбургского, «знаменитый король Ричард, заметив, что дополнительная подготовка французских рыцарей делает их более грозными на войне, решил, что английские рыцари должны иметь возможность учиться на турнирах искусству и обычаям настоящей войны, чтобы французы больше не могли оскорблять их как грубых и лишенных мастерства».
Запреты королей
Духовные лидеры были не единственными, кто стремился запретить турниры. У светских лидеров тоже были основания для возражений. Церковь беспокоилась о вечной душе рыцаря, в то время как монарха гораздо больше волновало тело рыцаря и его способность ответить на призыв к войне. Рыцари слишком часто погибали или получали ранения на турнирах.
Кроме того, рыцари, затаившие друг на друга обиду, как известно, выносили поединки за пределы турнирного поля. Мэтью Парис в своих «Хрониках» писал о нескольких случаях, когда король Англии Генрих III пытался ввести запрет на турниры, в том числе об одном запланированном турнире, в котором граф Глостер должен был сразиться с Ги, сыном графа Ла Марш, в 1247 году.
«Король, — писал Парис, — который благоволил своему брату Ги и другим его пуатевинским сторонникам больше, чем своим природным английским подданным, очень боялся, что, если турнир состоится, его брат и его сторонники будут изрублены на куски. Поэтому он строго запретил турнир под страхом лишения наследства».
Это был не единственный случай, когда король запретил турнир. Другой случай также связан с графом Глостером. Король публично разрешил графу провести турнир. Объявленная цель турнира заключалась в том, «чтобы Уильям [сводный брат короля] и его товарищи-новички могли получить опыт в рыцарском искусстве». И снова английские рыцари должны были выступить против пуатевинских сторонников короля.
«Но поскольку было опасение, что высокомерное хвастовство этих людей и других чужеземцев может вызвать ссоры и драки, и что окровавленные мечи могут ударить после того, как копья будут сломаны, король запретил турнир». За это грозило наказание в виде лишения королевского наследства.
Кодекс рыцарской чести средневековья
В XIII веке Рамон Лулл написал свою «Книгу о рыцарстве и рыцарской чести» в качестве руководства по тому, что значит быть рыцарем. Справочник Лулла — это четкое представление рыцарского кодекса.
Обсуждая, что они должны делать, чтобы поддерживать себя, Лулл призывал рыцарей «заниматься такими видами спорта, чтобы стать сильными в доблести, но при этом не забывать о своих обязанностях». Он советовал им «охотиться на оленей, медведей и других диких зверей, ибо, занимаясь этим, рыцари упражняются в обращении с оружием и тем самым поддерживают рыцарский порядок». В частности, он отметил, что «рыцари должны брать коней для поединков и турниров».
Хотя турнир был способом для новичков получить опыт ведения войны, к XIII веку рыцари начали понимать, что на турнирах можно получить значительную прибыль. Уильям Маршал, возможно, величайший английский рыцарь, выходивший на поле боя, сколотил свое состояние именно таким образом.
Победивший рыцарь получал приз в конце турнира, но настоящую прибыль приносил выкуп. Согласно правилам, оружие проигравшего на рыцарском турнире уходило победителю. Т.е. конь и доспехи побежденного рыцаря сразу же становились собственностью рыцаря, который его победил. Чтобы вернуть свое имущество, проигравший должен был заплатить значительную сумму.
Хотя выгодный брак не повредил финансам Маршала, свое настоящее состояние и репутацию он заработал на турнирах. В своем первом же турнире он победил четырех рыцарей и разделил поражение с еще одним, оставив поле со значительной добычей за один день работы.
Правила рыцарского турнира
Правила проведения турниров начали появляться в XIII веке и постепенно становились едиными. Участникам, нарушившим правила, грозила не только потеря коня и доспехов, но и тюремное заключение или лишение наследства.
В 1292 году английский король Эдуард I составил официальный свод правил, Statuta Armorum. Это был первый случай, когда на санкционированных турнирах требовалось использовать «бунтованное» оружие — мечи и копья, которые не были заточены и имели тупые наконечники.
Также были введены ограничения на количество мужчин, которые могли сопровождать рыцаря, и эти мужчины должны были быть безоружны. Рыцарские оруженосцы и солдаты должны были носить его цвета, чтобы их можно было легко опознать в случае нарушения порядка за пределами турнирного поля.
Само поле стало более определенным. Вместо того, чтобы проводить турнир в сельской местности, его ограничили определенным пространством, называемым списком. Список был окружен деревянными стенами, чтобы уберечь зрителей от опасности.
Состязания между отдельными рыцарями стали более распространенными. Именно в это время в обиход вошел затупленный наконечник для копья. Он назывался «коронель» и представлял собой металлический наконечник с тремя тупыми зубцами, которые распределяли силу удара и предотвращали пробивание доспехов противника. Он использовался для того, чтобы исключить серьезное ранение противника или его лошади.
В 14 веке Шарни написал «Рыцарскую книгу» как подробный трактат о правах и обязанностях рыцарства. Он включил в него широкий спектр тем, от обязанностей рыцаря до инструкций о том, как должна вести себя дама, когда видит, что ее рыцаря чествуют другие. Турниры, естественно, были главной темой этого обсуждения.
Шарни ценил рыцаря, который демонстрировал свое мастерство в бою, выше, чем того, кто сражался только на турнирах, считая, что «самая истинная и совершенная форма» практики владения оружием находится на поле боя. Но, несмотря на высокое уважение, которое он питал к рыцарю, приученному к сражениям на поле боя, Шарни также с большим уважением относился к рыцарю, участвующему в турнирах.
Он писал о турнирах: «Они заслужили похвалу и уважение мужчин, поскольку требуют большого богатства, снаряжения и расходов, физических трудностей, сокрушений и ран, а иногда и смертельной опасности». Далее он отметил, что турниры требуют «физической силы, мастерства и ловкости».
Он признавал турниры как логическую отправную точку для вооруженного человека, стремящегося стать рыцарем.
Турниры были ценной тренировочной площадкой для молодых рыцарей, но опыт приобретался дорогой ценой — как физической, так и финансовой — и это был нелегкий путь. Известный анекдот об Уильяме Маршале иллюстрирует опасности, с которыми сталкивался рыцарь на турнире.
После одного турнира герольд разыскал Маршала, чтобы вручить ему приз. Он нашел Маршала в кузнице, с головой на наковальне, пока кузнец отбивал молотом шлем Маршала, чтобы снять его с головы рыцаря.
Мэтью Парис также описал опасности турнира для Вильгельма Валенсийского, сводного брата английского короля Генриха III, когда молодой человек участвовал в турнире в качестве новичка. Мастерство Вильгельма, очевидно, не соответствовало его энтузиазму, а его королевские связи ни в коей мере не освобождали его от грубого обращения.
«Но его нежный возраст и несовершенная сила не позволили ему устоять перед напором закаленных и воинственных рыцарей, — писал Парис, — он был повержен на землю и, в качестве посвящения в рыцари, основательно побит».
Признавая, что занятия рыцарским искусством сопряжены с финансовым бременем и физической опасностью, рыцари, писавшие о своем опыте, неизменно подтверждали мысль о том, что рыцарство стоит того, чтобы за него платить:
«В то время как трусы имеют большое желание жить и большой страх умереть, — писал один рыцарь, — достойные люди, наоборот, не заботятся о том, жить им или умереть, при условии, что их жизнь будет достаточно хороша, чтобы они умерли с честью. Бог милостив к тем, кто находит свою жизнь настолько качественной, чтобы смерть была почетной; ибо упомянутые достойные люди учат вас, что лучше умереть, чем жить подло».
Шарни считал, что стремление стать рыцарем закладывается в юноше с рождения, и что такой целеустремленный молодой человек никому не позволит отговорить его от достижения цели. По мнению Шарни, желание стать рыцарем воплощалось в «природе и инстинкте» молодого человека, которому суждено стать рыцарем, и это желание проявлялось с раннего возраста. Шарни советовал таким юношам учиться всему, чему можно, у опытных бойцов, наблюдая за ними и слушая их, и при первой же возможности самим брать в руки оружие.
К XIV веку турниры стали гораздо более формализованными. Турниру предшествовал крий, или призыв к оружию. В таком объявлении излагались условия турнира и, как правило, указывалась команда хозяев и форма боя, уточнялось, могут ли участвовать только рыцари или оруженосцы также будут приветствоваться, перечислялись ограничения на оружие и призы. Иногда перечислялись наказания за нарушение правил.
На турнире в Лондоне, состоявшемся в 1390 году, любой, кто не придерживался правил, «не унесет и не получит ни приза, ни степени. А тот, кто будет сражаться с копьем без соответствующего короналя, потеряет свою лошадь и упряжь».
Трактат Шарни 14 века «Вопросы о поединке и турнире» иллюстрирует основные области, вызывающие беспокойство в отношении правил турнира. Большинство вопросов касалось лошадей.
- Если правила не были объявлены, то «победит ли тот, кто повалит другого на землю, его коня?».
- Если рыцари сражались в неофициальном поединке, то «Победит ли тот, кто собьет другого с ног?».
- А если в пикировочном поединке участвовали оруженосцы, а не рыцари, возьмет ли победитель коня проигравшего?
Этот трактат также демонстрирует большую озабоченность вопросом ответственности за травмы лошади.
- Если рыцарь спонсировал оруженосцев для поединка с ним и некоторые из их лошадей были ранены, обязан ли был рыцарь выплатить компенсацию оруженосцам?
- Если лошадь рыцаря была ранена, но он решил закончить турнир на этой лошади, считалась ли лошадь достаточно раненой, чтобы рыцарь мог потребовать компенсацию?
Следует отметить, что Шарни не выражал беспокойства по поводу травм рыцарей или оруженосцев. Но боевой конь был значительным капиталовложением.
Вполне обеспеченная крестьянская семья могла рассчитывать на доход в три фунта в течение года, в то время как средний боевой конь стоил пять фунтов, а некоторые исключительные животные продавались за 100 фунтов.
Опасная игра
Развитие событий в 15 веке показало, что рыцарские турниры отходят от своего первоначального предназначения как средство обучения и становятся не более чем игрой, хотя и опасной. Монархи использовали турниры как возможность продемонстрировать свое богатство и власть. Рукопашный бой стал менее популярным, и на смену ему пришел поединок, который был главным состязанием на большинстве турниров.
В 15 веке появился «тильт». Барьер, который проходил по всей длине списка, первоначально представлял собой веревку с наброшенным на нее куском ткани. Со временем он превратился в деревянную баррикаду высотой четыре-пять футов. Каждый рыцарь проходил свой курс по своей стороне навеса. Это гарантировало, что даже в момент удара не произойдет столкновения двух лошадей. Это было новшество, призванное повысить безопасность как рыцаря, так и его коня.
Также в это время были разработаны доспехи, предназначенные исключительно для турнирных боев и значительно отличающиеся от доспехов, используемых на войне. Шлем с «лягушачьей мордой» был полностью закрыт спереди, с очень узким отверстием для обзора и тяжелыми накладками. Он крепился к доспехам на теле, чтобы удерживать его на месте во время поединка.
Прорезь для глаз располагалась таким образом, что рыцарь держал голову опущенной, чтобы видеть противника во время разбега, а непосредственно перед моментом столкновения поднимал голову, чтобы копье или осколки не могли пронзить прорезь для глаз.
Этот шлем никак не подходил для военных действий и был полезен только для поединков. Он также свидетельствовал о снижении популярности рукопашного боя, поскольку был полезен только для прямолинейного боя в поединке.
Популярные мифы утверждают обратное, что рыцаря никогда не нужно было взваливать на лошадь с помощью шкива. Рыцарь должен был быть проворным на случай, если в бою он окажется без лошади. Рыцарь, который не мог сесть на коня в полном доспехе без стремен, считался бы очень плохим рыцарем.
Но в течение 15 века в интересах безопасности вес турнирных доспехов увеличивался, пока они не стали непригодными для боя. Турнирные доспехи были предназначены только для верховой езды. Некоторые доспехи были сильно укреплены только с левой стороны, где рыцарь мог принять удар копья противника, и турнирному рыцарю больше не нужно было носить щит. Правая сторона была снабжена упором для копья, чтобы оно оставалось устойчивым во время удара и последующего столкновения.
Конские доспехи для турниров также были усовершенствованы в XV веке, обеспечивая повышенную защиту лошади во время поединка. Грудь лошади была защищена накладками, которые расширялись, защищая ноги рыцаря. Шамфрон, закрывающий морду лошади, часто снабжался повязками, чтобы животное не отвлекалось от прямого бега параллельно наклону, который требовался в поединке.
В некоторых случаях рыцарь предпочитал ездить с «слепым камертоном», который полностью закрывал глаза лошади и предназначался для того, чтобы она не уклонялась в момент удара. Сложные шарнирные доспехи закрывали шею лошади, позволяя ей свободно двигаться и одновременно обеспечивая существенную защиту.
По мере увеличения веса доспехов увеличивался и размер турнирной лошади. В то время как боевые лошади были примерно такого же размера, как современная стандартная верховая лошадь, более крупные лошади разводились и тренировались специально для турниров.
Как турнирный рыцарь функционировал как индивидуум, а не как член сплоченного боевого подразделения, так и его лошадь. Турнирная лошадь была обучена бежать прямо по наклонной, не отклоняясь в момент столкновения. Боевой конь, напротив, был обучен скакать в составе отряда тяжелой кавалерии, а также был обучен кусать и лягаться на противников во время боя.
В 1466 году Джон Типтофт, граф Вустерский, разработал правила, которые стали стандартной практикой для английских поединков. Лучшим джустером считался тот, кто обездоливал своего противника, но, судя по описаниям того времени, это было очень сложно и не совсем обычно. Чаще всего победителем становился боец, сломавший наибольшее количество копий. За сломанное копье начислялся аттант или очко, причем сломанное копье на шлеме стоило двух сломанных на теле.
Рыцарский турнир как зрелище
В XVI веке турнир превратился в зрелище, с тщательно продуманными декорациями и костюмами. Монарх мог выстроить на поле турнира целый лес с животными и девушками, попавшими в беду. Некоторые турниры изображали осаду замка. Поединки даже проводились в большом зале замка в Лилле, причем лошади были обуты в войлок, чтобы не поскользнуться на мраморном полу.
Турнир всегда был существенной статьей расходов для соревнующихся рыцарей, но теперь спонсировать его становилось все дороже. В 1511 году Генрих VIII потратил 4 000 фунтов стерлингов на проведение одного турнира в Вестминстере. В то время это примерно вдвое превышало стоимость строительства и оснащения военного корабля. Девять лет спустя Генрих встретился с Франциском I Французским на метко названном «Поле золотой ткани», где каждый монарх пытался превзойти другого в спонсировании пышного турнира. Экстравагантные костюмы были покрыты золотом, отсюда и название собрания.
Король погибший на рыцарском турнире
Несмотря на более тяжелые доспехи и меры предосторожности, турнир оставался опасным видом спорта. В 1501 году на турнире в Риме были убиты пять участников. В 1524 году Генрих VIII едва не погиб на турнире, когда козырек его шлема открылся, и ему в лицо попали осколки от сломанного копья.
В 1559 году Генриху II Французскому повезло меньше, когда он решил сделать еще один бросок в конце турнира. Констебль де Монгомери разбил свое копье о щит короля. В результате несчастного случая, до жути напоминающего тот, который едва не убил Генриха VIII, осколок от сломанного копья вошел в козырек короля и смертельно ранил его.
Примерно в это время турнир сделал еще один шаг в сторону от боевой подготовки, введя бурдонасс — полое копье, предназначенное для мгновенного перелома при ударе. В турнир вошли и другие состязания, в том числе карусель, в которой команды рыцарей с помощью набивных булав сбивали гребни со шлемов другой команды. Были добавлены и другие спортивные состязания, в том числе стрельба из лука, борьба и метание штанги, которое было похоже на шотландское метание кейбера.
Дуэль на турнире
Но несмотря на то, что турнир превратился в пышное зрелище, имевшее мало общего с умениями, необходимыми рыцарю в бою, он оставался важным компонентом рыцарской культуры Средневековья. Турнир по-прежнему давал возможность продемонстрировать качества, наиболее ценимые в рыцаре:
- мастерство в бою,
- рыцарское отношение к противникам,
- вежливость к дамам
- и щедрость к подчиненным.
Другой вид поединков, хотя и не использовался для обучения военному делу, требовал от рыцаря всех навыков и умений в бою. Это было испытание боем, которое в буквальном смысле было делом жизни или смерти. Один человек мог вызвать другого на поединок, чтобы разрешить разногласия или исправить обиду.
Средневековая хроника «Рассказы Фруассара» содержит рассказ об одной такой дуэли между Джеймсом ле Грисом и Джоном де Карогном. В 1386 году, когда Каронь был в отъезде, ле Грис пришел в его замок и изнасиловал его жену. Вернувшись домой и узнав о случившемся, Каронь сказал жене: «Я прощаю тебя, но оруженосец должен умереть». Ле Грис отверг обвинение, и Каронь обратился в парламент.
Не сумев прийти к решению, поскольку слово дамы было против его слова, парламент постановил, что вопрос должен решаться на тилт-ярде на дуэли. Для леди это была жизнь или смерть, так как если ее лорд проиграет поединок, будет считаться, что она солгала, и ее сожгут на костре.
Противники сражались на копьях, затем сошлись на мечах. Каронь был ранен, но одержал победу и убил ле Гриса — к большому облегчению своей жены. Это был последний документально зафиксированный турнир как испытание боем.
Хотя индивидуальные поединки во время военных действий проводились не часто, они не были неизвестны. Возможно, самый известный случай произошел непосредственно перед битвой при Бэннокберне. Роберт Брюс, которого никто иной, как Эдуард I, назвал «лучшим рыцарем христианства», сразился с английским рыцарем сэром Генри де Бохуном в импровизированном поединке.
Когда англичане приготовились к кавалерийской атаке, Бохун увидел Брюса. Английский рыцарь, пытаясь завершить битву одним стремительным ударом, выхватил копье и погнал своего огромного боевого коня прямо на короля шотландцев. Вооруженный лишь боевым топором и верхом на маленьком горском пони, король терпеливо ждал, пока Бохун не оказался почти рядом с ним. Тогда Брюс обошел своего противника, привстал на стременах и одним ударом аккуратно раздробил череп Бохуна. Бохун был мертв еще до того, как упал на землю.
Возрождение турниров
Турнир никогда не терял своей популярности и места в воображении публики, и уже в 1839 году граф Эглингтон попытался возродить этот вид спорта, организовав турнир. Популярный фильм 2001 года «Рыцарская сказка» с Хитом Леджером в главной роли изобразил рыцарей, участвующих в турнирах, как героев средневекового спорта, и, возможно, это было не так уж далеко от истины.
Ярмарки эпохи Возрождения остаются популярными и сегодня, ежегодно их посещают тысячи людей. Посетители наслаждаются едой, покупками, фокусниками и трубадурами, но, безусловно, самым популярным зрелищем являются поединки. Однако следует отметить, что такие поединки тщательно срежиссированы, а копья сконструированы таким образом, что легко ломаются. Средневековый турнир прочно вошел в современное воображение и занял постоянное место в западной культуре.
Рекомендуем также: