The Slavs and Eurasia
Часть 2. Ранние взаимоотношения между славянами и тевтонами >>
Часть3. Славяне и Византийская империя >>
Восточную Европу иногда называют Западной Евразией. Это правильно, но только по отношению к географически ограниченной области Европы, не связанной с историческим Европейским сообществом. Со времен предыстории мы можем считать Евразией ту часть великой Восточно-Европейской равнины, которая была населена неевропейскими народами, чьи ближайшие родственники проживали в Азии. Эти люди являлись восточными соседями славян, чья прародина находилась в самом центре Европы, и вряд ли в какой-то части Евразии.
Возможно, что прародина балто-славян в Центрально-Восточной Европе на самом раннем этапе была частично занята финскими племенами, которые были постепенно оттеснены и остаются до сих пор северными соседями как балтийских, так и славянских народов. Эти племена монгольской расы в целом находились на низком уровне культуры и не имели никакого политического устройства. Некоторые из них, проживающие на Балтийском побережье, сблизились с индоевропейскими балтами и развивались более успешно, чем остальные.
Порой племена Балтийского и Финского происхождения, занимающие эту территорию, было не так просто отличить. Имя Эстии (Aestii), использованное Тацитом, по-видимому, их оба в себе заключает, тогда как древние эсты – предки современных эстонцев, — определенно принадлежат финской группе, так же, как и ливы, которые дали имя Латвии, где они проживали в числе балтийских латышей. Вопрос о том, финского или балтийского происхождения были куры, в честь которых названа Курляндия, — трудно разрешить.
Свободные и многочисленные финские племена жили не только в Финляндии, начавшей свое существование после завоевания Швецией в XII веке (с того времени она впервые стала и осталась надолго ассоциироваться со Скандинавией), но также в бассейне Волги и далее на север до Арктического Океана и Уральских гор. Колонизация региона Волги началась племенами, принадлежавшими восточной ветви славян, и стала важнейшим событием XI века, впоследствии приобрела весьма скромные масштабы. Но поначалу она представляла собой процесс поглощения и постепенную славянизацию слаборазвитых финских племен, названия которых произошли от некоторых ранних славянских племен.
Различными были отношения между славянами и евразийскими народами, жившими южнее финнов. Эти народы либо относились к монгольской расе, как и финны, но к ее тюркской группе, либо к иранской группе азиатской ветви индоевропейской расы. В отличие от достаточно пассивных финнов, эти по характеру агрессивные народы часто вторгались и, по крайней мере временно, господствовали над своими славянскими соседями в доисторический период. Когда такие вторжения повторялись в позднейшей истории, славяне и азиатские завоеватели, исключительно тюрко-татары, были легко отличимыми друг от друга.
Напротив, существует большая путаница с наименованием народов, которые появлялись в степях к северу от Черного моря, начиная с Киммерийского периода (1000-700 гг. до н.э.) до образования Булгарского и Хазарского государств в седьмом столетии. Этническое происхождение каждого из этих народов является весьма спорным. Поскольку все они оказывали значительное влияние на восточных славян, возникает вопрос, правда ли, что славянские племена первоначально находились под иностранным господством, что объяснило бы некоторые из их весьма загадочных названий.
С другой стороны, казалось, в равной степени оправданным искать славянские особенности, которые могли быть у ведущих евразийских народов. Вполне возможно, что киммерийцы черкесского (кавказского) или фракийского происхождения были вытеснены (700-200 до н.э.) Скифами. Это наименование охватывает различные племена различного этнического состава, включая славян в дополнение к основным «Королевским Скифам», которые были хорошо известны Геродоту, и которые, вероятно, иранского происхождения. То же самое можно сказать о Сарматах, которые заняли место Скифов (с 200 до н.э. до 200 года). Опять же, большинство из тех племен, в том числе и аланы, которые последними пришли из Азии и которые играли особо важную роль в первые столетия нашей эры, были, безусловно, иранского происхождения. В свободное объединение этих сарматских племен вероятно включалось в том числе и славянское население, хотя позднейшие предания, которые видели в сарматах первых предков славян (в частности, поляков) являются, конечно, абсолютно легендарными.
Последовавшие вторжения германских готов и монгольских гуннов, которые лишь на время оккупировали славянские территории перед пересечением границ Империи, имели каждое свои особенности. Более известные, чем их предшественники, ни один из этих народов не имел ничего общего со славянами и не оставил следов в истории Центральной или Восточной Европы. Но некоторые иранские черты, похоже, пережили Готский (200-370 гг.) и Гуннский (370-454 гг.) периоды. В соответствии с недавно высказанными мнениями, некоторые племена аланов продолжали контролировать Приазовье, где они смешались с восточными племенами славянских антов. Даже хорваты и сербы, ведущие племена южной группы славян, а также их имена сохранили отпечаток и иранских корней.
Переходя от этих весьма спорных гипотез к историческим фактам VI-VII вв., аварское господство над восточными и южными славянами должно быть отмечено как одно из самых опасных азиатских нашествий. Выйдя из Монголии под давлением своих тюркских соседей, авары появились у ворот Европы, к северу от Кавказского региона, в 558 г. Вскоре они стали серьезной угрозой для Восточной Империи, но в конце восьмого века они были разгромлены Карлом Великим, реставратором Западной Империи. Славяне же, серьезно пострадавшие от этих завоевателей, столкнулись с другим вдвое сильнейшим давлением, исходящим в это же самое время от Евразийского Востока.
Северо-восточная ветвь булгар, тюрко-угорский народ, которые в начале VII века создали Великую Булгарскую Империю в области Дона, после распада этой империи основали государство на средней Волге. Волжские булгары, которые должно быть отделились от основной группы, двинувшейся на Балканы, главным образом захватили территорию финнов, но в течение нескольких столетий оставались препятствием на пути дальнейшей славянской экспансии.
Гораздо важнее для славян было основание на юго-востоке Хазарского Каганата. Хазары были азиатским племенем, возможно, этнически смешанного происхождения, которое впервые появилось на Северном Кавказе приблизительно в 570 г., когда они предположительно находились под тюркским влиянием. После распада Великой Болгарии, хазары преуспели в создании собственного крупного государства. Оно простиралось от Кавказа до низовий Волги и Дона и самого начала включало некоторую часть славянского населения. Объединяя народы разных рас и религий под властью Кагана, как назывался их верховный правитель, в конечном итоге они были обращены в иудейскую веру. Хазары боролись с арабами в Кавказском регионе и соперничали с Византией в Приазовье. Но почти одновременно они также начали продвижение в противоположном, северо-западном, направлении. Здесь они достигли пика своего продвижения в первой половине девятого века, когда они завоевали пересекшие Днепр славянские племена. Они даже достигли Киева (погода в киеве) и требовали с этой области дань.
Однако, господство хазар было значительно мягче, чем любое другое известное славянам, и оно не оставалось бесспорным среди других завоевателей этой же самой территории. Когда хазары впервые столкнулись с противодействием норманнских викингов — спорный вопрос, который должен быть изучен во взаимосвязи с сомнительными предпосылками образования Киевского государства в последние годы IX века. Но еще до этого хазары столкнулись в Киевском регионе с мадьярами, , угорским (монгольским) народом, которые остановились почти на триста лет на своем пути от Урала к Дунайской равнине. Это было другое племя, вероятно, менее многочисленное, которое властвовало над некоторыми восточными славянами перед тем, как проникнуть между западной и южной ветвями славянских народов, и подвергнувшись некоторому славянскому влиянию.
Славянское влияние проявилось в отношении тех булгар, которые вместо продвижения вверх по Волге на север двинулись на юг, в низовья Дуная. Задолго до того, как болгары пересекли эту реку и проникли на территорию Империи, их племена переняли так много восточнославянских элементов, что когда они поселились на Балканах – не намного позже, чем южные славяне, сербы и хорваты, – они уже были в значительной степени славянизированы. Роль, которую они сыграли в истории восточных славян, была лишь временной и довольно ограниченной.
В целом, они представляли собой восточную ветвь славян, вначале в ранних источниках называвшиеся антами, а позже ставшие известными под загадочным именем «русь», которые в силу своего географического положения в доисторический период уже находились в тесных отношениях с различными азиатскими захватчиками восточной Европы. Это неевропейское влияние различного рода вряд ли влияло на две другие ветви славянских народов, кроме как через аварцев и мадьяр. Западных славян, особенно потомков венедов, это влияние практически не коснулось вовсе.
Главный факт, безусловно, заключался в разделении трех основных славянских групп. Однако появились различия и в самой восточной группе. Между теми антами, которые оставались на славянской родине в Центрально-Восточной Европе, где они представляли собой многочисленное коренное население и легко впитывали элементы любых инородцев, проходивших через их территорию. С другой стороны теми славянскими первопроходцами, которые проникали за пределы бассейна реки Днепр, на огромную промежуточную территорию, которую можно назвать Восточной Европой или Западной Евразией.
В этом регионе аванпостов славянского мира колонисты рассеялись и смешались с финно-угорскими, тюркскими или иранским народностями, чья численность возрастала благодаря постоянным миграциям и вторжениям из Азии. За исключением большинства финских племен, все эти евразийские народы были завоевателями, были сильнее и лучше организованны, чем славяне и поэтому были в состоянии оказывать постоянное давление и воздействие на них. Следовательно, вопрос остается открытым, сможет ли весь этот район, с его смешанным населением подчиненным такому множеству различных культурных традиций, когда-либо стать исторической частью Европы.
Рекомендуем также: