В XII-XIII вв. рыцарская культура стремительно распространяется по всей Европе. Возникновение рыцарской идеологии и куртуазных правил во многом способствуют сочинения провансальских трубадуров и бретонских труверов. В сочинениях немаловажную роль играет тематика рыцарских странствий, поиск приключений или исполнение некого обета. Это веяние не обошло и Польское Королевство. Примерно в то же время в Польских княжествах появились элементы рыцарской культуры: национальные куртуазные романы (о Вальцеже Удалом, о Петре Власте), дух странствий (поиск славы и богатств за рубежом своего отечества), европейское вооружение ( длинные хауберги, куполовидные и яйцевидные шлемы, топхельмы, длинные копья), геральдика. В XII-XIII вв. появляться известия о польских рыцарях, нанимающихся на службу к иностранным владыкам (Бавария, Австрия, Венгрия, Чехия, Саксония, Сербия, Русь, Литва…). К примеру, Болеслав Высокий принимал участие в коронационном походе Фридриха Барбароссы в Италию. Его поединок под стенами осажденного Милана восхитил самого императора и вошел в легенду.
Не прошла мимо Польши и культовая идея – Освобождение Гроба Господня. Первое упоминание о польских крестоносцах восходит к 1147 году. В этом году на Восток устремился польский князь Владислав II. В 1153 г. в Иерусалимское королевство прибыл со своими рыцарями князь Генрик Сандомирский. Он принял участие в осаде Аскалона. После возвращения от короля Балдуина III, Генрик пригласил в Малопольшу Орден Госпитальеров (Госпитальников). На территории Польши Госпитальеры организовали комтурию. Не исключено, что князь Генрик сам был членом этого Ордена. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы привел в Польшу Орден Тамплиеров (Божегробцев). В кон. XII – нач. XIII века в Палестине весьма прославился некий рыцарь из Польши – Герланд. Известно, что он вступил в Орден Госпитальеров и достиг в нем значительного положения.
К XIV в. военные походы на Ближний Восток остались только в проектах европейских владык. Однако рыцари не желали мириться с этим. В одиночку устремлялись они в странствие на Восток. Среди них были и поляки. В 1347 г. французский дипломат Филипп де Мазере встретил такого человека в Иерусалиме. Его звали Войчех из Пахости. Этот поляк принял обет в духе крестоносцев старого времени. Войчех поклялся в том, что, будет принимать пищу стоя до тех пор, пока сарацины не отступят из Святой Земли.
В XIV в. польские рыцари стали появляться в самых отдаленных частях Европы. Из-за этого начал возрастать интерес европейского рыцарства к польской шляхте. В 1389 г. знаменитый французский рыцарь Жанн ле Менгр (маршал Босито) вызвал на поединок известнейших рыцарей всего христианского мира, в том числе не обошел и поляков. Босито не мог вызвать на бой малоизвестных рыцарей, это не принесло бы ему славы (по рыцарским обычаям прославиться можно было только в поединке с более сильным или хотя бы равным себе воином). О рыцарях из Польши весьма многочисленны упоминания даже в одной из самых отдаленных частях Европы – Испании. Похоже, что Испанские земли были самыми притягательными для странствующих поляков. Это не удивительно, ведь на их территориях не прекращалась Реконкиста – борьба с сарацинами. Испанцы и французы отправлялись на восток Европы, для того, чтобы сразиться с язычниками Литвы, а поляки все чаще направляли свой рыцарский пыл на крайний запад. К примеру, в конце 14 в. в рядах испанского рыцарского ордена состоял поляк Якубе Боболе. Кроме него звания «испанских рыцарей» имели Пашко Злодзей из Нешобя (кон.14 в.), Ярослав из Ивна (нач.15 в.), Якуб Джевецкий (ум. в 1460), Фредерик Яцемирский (15 в.).
После потери Иерусалимского королевства, европейцы перенесли свои крестоносные устремления на языческие народы восточной Европы (Пруссию, Литву, Жмудь, Эстонию, Латвию). Инициаторами новой страницы крестовых походов стали немцы. В XIV в. для француза или англичанина вернутся из Пруссии стало так же почетно как в XII в. вернуться из Сирии (до наших дней сохранились надгробья крестоносцев погибших в Пруссии, к примеру, надгробие сэра Роджера де Фелберига в Норфолке). Между тем Польское королевство заключило с Литвой унию, крестила ее и возглавила образовавшееся государство. В 1389 г. маленький гарнизон поляков оборонял столицу Литовского Княжества Вильну от войск Тевтонского Ордена. В составе этого войска, кроме немцев было огромное количество «гостей» со всей Европы (в этой осаде участвовал молодой принц Дерби, будущий английский король Генрих IV). Возмущенные обвинениями в отступлении от Христа и пособничестве язычникам четверо поляков (Ян из Влощова, Миколай из Вашмунтова, Ян из Здокова и Ярослав Чех) вызвали на смертный поединок четырех французов. При чем поединок перенесли на мирное время, поскольку осажденные находились в критическом положении. После окончания войны рыцари встретились в Праге, при дворе императора Священной Римской Империи. И только при вмешательстве императора Вацлава, люксембургского герцога Иогана и маркграфа моравского Йодока поляков удалось примирить с французами. Таким образом, шляхтичи не только прославили свои имена, но и обязали уважать достоинство всего польского рыцарства.
В XV в. Польша превратилась в самое большое владение Европы, превышающее даже Римскую Империю. В этот период Польша окончательно утвердила свои права влияния на европейскую историю. В 1409-1410 гг между Польшей и Орденом Девы Марии разразилась Великая Война покачнувшая незыблемость одного из самых отлаженных и могущественных государственных образований Европы – Тевтонского Ордена. Соединенные силы Короны Польской и Вел. Кн. Литовского не только разбили войска Ордена, но и создали базу для последующего вытеснения немцев из Польского Поморья. После битвы при Грюнвальде (1410 г.) и осады Мальборка количество Братьев Ордена значительно уменьшилось. Заметно убавился приток иностранных гостей в Тевтонский Орден. Европейцы перестали верить не только в могущество Ордена, но и в праведность их войны.
После разгрома огромной армии христиан при Никополе вся Европа отвлеклась от Прибалтики и с замиранием сердца взглянула на юго-восток. После падения Сербского царства угроза вторжения турок в Европу неизмеримо усилилась. Ближайшим к агрессору государством оказалась Венгрия. Это королевство стало организатором новых крестовых походов, в которых активнейшее участие принимали странствующие рыцари Польши. Очевидец битвы с турками под Варной (1444) итальянец Андрей де Палатио говорил, что никто из поляков не оставил поля боя, что «это наиболее мужественный род людей». Поляки участвовали также и в знаменитой битве на Косовом Поле (1448 г.). Среди польских крестоносцев был и первый рыцарь Короны – Завиша Чарны из Грабова. Известнейший в Европе дворянин и дипломат Завиша, снискал себе завидную славу на многочисленных турнирах и битвах (к примеру, знаменитый турнир в Перпиньяне 1415 г.). После его гибели в битве с турками (1428 г.), Германский Император писал Вел. Князю Витовту: «как всему миру известно, Завиша был самым смелым рыцарем, наиболее опытным воином и выдающимся дипломатом». Слава пана из Грабова гремела не только в польских, германских и венгерских землях, но докатилась и до Франции. Остались записки некого бургундского рыцаря посетившего поле битвы под Голубцом, где погиб Завиша. Бургундец с почтением посетил место «где пал месье Адвис, рыцарь из Польши».
Весьма активно участвовали поляки и в Гуситских войнах, разразившихся в середине XV в. При чем польская шляхта выступала как на стороне гуситов, так и на стороне Империи. Посланное Вел. Князем Витовтом войско, возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем, состояло большей частью из поляков. Однако в антигуситском войске Сигизмунда Люксембургского так же участвовали поляки. Подобное свободолюбивое поведение знати было характерно для средневековья. Расплывчатое понятие преданности Родине заменялось понятием преданности конкретному пану (сеньору).
В XV-XVI в. польских рыцарей без труда можно было встретить при всех дворах Европы. Между 1397 и 1409 г. французский король Карл VI рекомендовал королю Арагона МартинуI «своего верного рыцаря и камергера» Яна Фарурея из Грабова – брата знаменитого Завиши Чарного. При французском дворе многочисленные победы на турнирах Бартоша-младшего из Везенберга вдохновили известного бургундского романиста на создание труда Le petit Jehan de Saintre, ставшего в XV в. зерцалом образцового рыцаря. Большой славой в XV в. пользовался Сцибор из Сцибожиц один из первых кавалеров ордена Дракона (1408 г.). В 1426-1427 во время войны с турками Кипрскими войсками командовал некий Якуб из Польши. Александр Солтан в 1467-1469 г.г. пользовался большим успехом в Европе и вернулся в Польшу камергером Карла Смелого, кавалером ордена Золотого Руна, высшим знаком почета Бургундии, а также награжденным королем Англии золотой цепью.
Этот список героев средневековой Польши далеко не полный, но и он, на мой взгляд, великолепно характеризует Польское Королевство на Европейской арене, активность польской шляхты и уважение к ней со стороны иноземцев.
© Автор Арсений Зеленцов на основе работы Анджея Феликса Грабского «Польское средневековое рыцарство на чужеземной службе». «История военного дела в Польше». «Избранные вопросы». Варшава. 1970 г.
«Великая Хроника. О Польше, Руси и их соседях XI — XIII в.в.» М. 1987 г., «История Средних Веков». Минск. 2000 г.6
Jerzy Lojko «Sredniowieczne herby polskie», Poznan, 1985.
2 «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700», Норман Хаусли. М.1998 г.
3 Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва — Ленинград. 1962 г., Дмитрий Иловайский. «Собиратели Руси». М. 1996 г.
4 Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва — Ленинград. 1962 г.
5 «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700»