Государство, законы и религия в Древнем Египте
Первые законы Египта появились, когда Верхнее и Нижнее царства были объединены при царе Менесе в около 2950 году до н.э. С тех пор разные фараоны привносили свои собственные подходы к закону и порядку. Хотя правители менялись, но не менялся объединяющий принцип суверенитета монарха.
Фараоны обладали высшей властью в разрешении споров, но они часто делегировали эти полномочия другим должностным лицам, таким как губернаторы, визири и магистраты, которые могли проводить расследования, проводить суды и назначать наказания. В отличие от юридического кодекса Хаммурапи, разработанного в 18 веке до н.э. в Месопотамии, древнеегипетский закон не был высечен на камне, и хотя власть всегда исходила от фараона, законы Египта были подобны Нилу: текучие, органические и изменяющиеся со временем.
Богиня Маат
В египетской космологии богиня Маат воплощала концепции порядка, истины и справедливости. Визири часто носили подвеску в виде богини, которую часто изображали со страусовым пером на голове. Египтяне верили, что жизнь в соответствии с ее заповедями — честностью, верностью и повиновением царю, удержит хаос в страхе.
Египетские цари не были освобождены от обязанности жить по принципам Маат. От них тоже ожидали поддержания порядка посредством мудрого правления, справедливых решений и смирения перед богами. Эта вера объединяла простолюдинов и царей в ответственности за поддержание баланса и гармонии в обществе, что, возможно, привело к меньшему количеству периодов гражданских беспорядков в долгой истории Египта.
Преступления в Египте
Преступления в Древнем Египте, как правило, делились на две категории:
- преступления против государства: дезертирство, измена и клевета на фараона;
- преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, грабеж и воровство.
Правовая система Древнего Египта
Многое из того, что известно о правовой системе Древнего Египта, относится к периоду Нового царства (около 1539-1075 гг. до н.э.) и археологическим раскопкам в Дейр-эль-Медине, через Нил от Фив.
Там находилась деревня ремесленников и рабочих, которые трудились в Долине царей и Долине цариц на строительстве гробниц для фараонов и их семей. При раскопках в Дейр-эль-Медине было обнаружено более 250 папирусов и несколько остраков (фрагментов камня и черепков), содержащих подробные описания правовых вопросов на всех уровнях общества.
Священный баланс Маат
Ожидалось, что египетские фараоны будут править в совершенном равновесии и гармонии, которые они называли «Маат». Концепция означала порядок, истину и справедливость и была воплощена богиней с тем же именем, которая носила головной убор из страусиных перьев.
Согласно египетской теологии, перо Маат будет взвешиваться на сердце умершего человека, чтобы измерить, насколько добродетельной была жизнь.
Египетские писания подчеркивают, что царь, как посредник между богами и человечеством, был обязан обеспечить Маат в Египте: “Ра поместил царя на земле живых во веки веков … чтобы гарантировать Маат и уничтожить Исфет [хаос и несправедливость]”, – говорится в богословском договоре, написанном во времена царицы Хатшепсут (1490-1468 гг. до н.э.).
Визирь, высшая юридическая власть Египта, имел титул жреца Маат и часто носил амулеты с эмблемами богини.
Божественное правосудие
Тексты раскрывают различные способы, с помощью которых люди могли добиваться справедливости. Одним из самых популярных было использование божественных оракулов. В Фивах и их окрестностях голос пророка приписывался умершему фараону Аменхотепу I, средоточию важного фиванского культа.
Второй царь 18-й династии Аменхотеп I консолидировал египетскую власть после изгнания его отцом захватчиков-гиксосов из Нижнего Египта. Хотя его собственная гробница не была найдена, считается, что Аменхотеп I положил начало традиции захоронения правителей в Долине царей. Ему и его матери, Яхмос Нефертари, также приписывают основание деревни в Дейр-эль-Медине, и там им поклонялись как богам-покровителям.
Хотя для особо известных фараонов было обычным делом становиться центром культов после их смерти, культ Аменхотепа является одним из самых популярных и устойчивых. Египтяне верили, что его дух обитал в его статуе оракула, и надлежащие церемонии могли вызвать его. Жители часто обращались к статуе для разрешения юридических споров.
Неся статую Аменхотепа I на плечах, жрецы выносили ее из храма во время процессий и в праздничные дни. Вокруг него собиралась толпа, и стороны в судебном процессе представляли свои дела статуе. Каждая сторона излагала свое дело или вопрос устно или письменно. Ответы Бога интерпретировались его покачивающимися движениями.
Рабочие консультировались со статуей на протяжении веков. Один фрагмент из раскопок Дейр-эль-Медины относится к 20-й династии. В нем записана просьба рабочего Нехеммута, который попросил статую раскрыть личность человека, который обворовал его. Судя по записям, найденным среди остракистов, большинство запросов касались схожих мирских вопросов, в центре которых была недвижимость и личная собственность.
К статуям оракулов обращались и в других частях Египта во времена Нового царства. Со статуей бога Амона, расположенной недалеко от Фив, также консультировались по юридическим вопросам. Иногда те, кого обвинял оракул, протестовали против приговора и просили передать дело другой статуе оракула для получения второго мнения.
Папирус 10335, написанный во времена правления Рамзеса III (сейчас находится в Британском музее), повествует о краже пяти крашеных туник из храмового хранилища. Преступление было доведено до сведения оракула. Ответы статуи указывали на одного подозреваемого из списка имен в качестве виновной стороны. Обвиняемый громогласно отрицал обвинение и запросил второе, а затем третье мнение. После его последней просьбы терпение богов и толпы иссякло. Его признали виновным, избили на месте в качестве наказания и заставили вернуть украденное в храм.
Божественное наказание
Жители Фив, построившие Долину царей, почитали и боялись богиню-змею Меретсегер. Ее имя означает “та, кто любит тишину”, она охраняла гробницы в фиванском некрополе. Рабочие также называли ее “Вершиной Запада”, намекая на пирамидальную вершину горы (известную сегодня как Аль-Курн) над Долиной Царей, где жила Меретсегер.
Внешность богини варьируется в разных произведениях искусства, но змеи часто фигурируют в ее иконографии; часто ее изображают в виде свернувшейся кольцами кобры с женской головой. Работники Фив верили, что богиня наказывает преступников и нарушителей клятвы слепотой и ядовитыми змеиными укусами.
Кенбет – суд присяжных в Древнем Египте
В дополнение к оракулам во времена Нового царства существовал еще один, более формальный метод разрешения юридических споров. Кенбет (светский суд) больше всего напоминает подход современных судов присяжных. Два крупных кенбета находились в Мемфисе и Фивах и функционировали как верховный суд.
Основные присяжные кенбета состояли из высокопоставленных членов общества, таких как писцы визиря Фив или начальники полиции. Есть свидетельства того, что доступ к службе кенбет был на удивление демократичным, и что просителям с более высоким социальным статусом не предоставлялось преимущественного отношения.
Кенбет обычно решал гражданские вопросы, такие как неоплата товаров или услуг, споры и ссоры между соседями, кражи, травмы и клевета. Кенбеты были уполномочены назначать наказания за мелкие правонарушения, которые им предшествовали, что обычно влекло за собой избиение виновной стороны. В нескольких случаях, когда кенбет не мог прийти к решению, он рекомендовал бы передать вопрос статуям оракулов для разрешения.
Меньшие кенбетские советы заседали в небольших городах региона, таких как деревня строителей. Они заслушивали жалобы местных жителей и решали их дела. Ученые полагают, что присяжные состояли из ремесленников и ремесленников, которые судили своих коллег по работе. Если серьезное преступление совершалось в нижнем кенбете, оно передавалось вверх по правовой системе в главные кенбетские советы, которые подчинялись непосредственно визирю, главному министру фараона.
Известный среди историков случай произошел в местном кенбете недалеко от Дейр-эль-Медины. Обвиняемую, женщину по имени Херия, первоначально обвинили в краже чашки у местного жителя. Нижний кенбет приказал обыскать дом Херии в поисках пропавшего имущества. При обыске была обнаружена не только чаша, но и товары, пропавшие из храма Амона. Кража из храма была более серьезным преступлением. Кенбет признал Херию виновным в краже чаши, а затем передал дело об украденных храмовых вещах на рассмотрение визиря. При передаче дела кенбет отправил визирю письмо, в котором изложил свои мысли: “Херия — великий мошенник, который заслуживает смерти”.
Тяжкие преступления
Визирь был одним из самых могущественных чиновников в Египте. Второй по силе после фараона, он контролировал административные функции правительства. За серьезные преступления визирь выполнял функции судьи и мог назначать наказания или даровать помилование.
В папирусе, известном как Salt 124, подробно описывается дело 20-й династии, которое слушал визирь.
Дело было возбуждено Аменнахтом, рабочим в Дейр-эль-Медине, против другого рабочего, Панеба. Список преступлений был длинным: Аменнахт обвинил Панеба в краже, разграблении гробниц, угрозах убийством, взяточничестве, незаконном присвоении инструментов, принадлежащих правительству, издевательствах над жителями деревни, сексуальном насилии, богохульстве и убийстве.
Панеб защищал себя, утверждая, что Аменнахт хотел отомстить, потому что чувствовал, что Панеб украл у него работу.
Дело, скорее всего, дошло до визиря из-за обвинений в разграблении гробниц. Кража у ближнего была преступлением для кенбета. Кража у царственных покойников или из египетских храмов была гораздо более серьезным преступлением.
Перед лицом наказания
Когда люди были осуждены за преступления, наказания зависели как от тяжести преступления, так и от уровня их причастности. Типичным наказанием за кражу было возвращение украденного предмета и выплата его законному владельцу двойной или тройной стоимости. Однако, если кто-то крал из храма, наказание было более суровым: оно могло включать выплату в сто раз большей стоимости предмета, телесные наказания или даже смерть.
Было найдены доказательства и тюремного заключения в Древнем Египте. Уголовное наказание, как правило, приводилось в исполнение немедленно, а не в виде длительного срока. Принудительный труд был обычным явлением, и преступникам также угрожала ссылка в Нубию, где, как полагают ученые, их заставляли работать в шахтах. Телесные наказания также были распространены в форме публичных избиений, клеймения или нанесения увечий.
Самые серьезные преступления, такие как государственная измена, карались смертью. Одним из самых известных случаев смертной казни стал заговор гарема против Рамзеса III в начале 12 века до н.э. Судебный папирус из Турина документирует этот заговор и то, как вторая жена царя, Тия, вступила в заговор с целью убить Рамзеса и посадить на трон своего сына Пентавера.
Часть заговора Тийе удалась: анализ мумии Рамзеса III показал, что его горло было перерезано, и он не пережил нападения.
Другая часть заговора Тийе провалилась: заговор был раскрыт до того, как Пентавере смог занять трон. Рамзес IV быстро укрепил свою власть в качестве нового короля и обратился к наказанию убийц своего отца.
Судебный папирус подробно описывает обвинения, судебные процессы и наказания лиц, вовлеченных в широкомасштабный заговор, которые занимали должности при дворе Рамзеса III на всех уровнях, от чиновников гарема до слуг. Наказания варьировались от смерти до увечий. Главный заговорщик Тийе получил суровый приговор.
Великий преступник Пайбеккамен … был в сговоре с Тейе [так в оригинале] и женщинами гарема; он был заодно с ними … Он предстал перед высокопоставленными чиновниками Следственного суда; … его преступления арестовали; чиновники, которые его допрашивали, вызвали его наказание настигло его.
Как закон относился к королеве Тийе, неизвестно, но ее сыну Пентаверу было разрешено покончить с собой. Ученые полагают, что меньшие заговорщики были казнены через сажание на кол. Правосудие фараона было безжалостным, потому что его роль в поддержании порядка, согласно принципам Маат, имела решающее значение для сохранения благосостояния Египта.
Рекомендуем также: