Местная торговля в древней Месопотамии началась в период Убайда (около 5000-4100 гг. до н.э.), переросла в торговлю на большие расстояния в период Урука (около 4100-2900 гг. до н.э.) и процветала ко времени раннего династического периода (2900-2334 гг. до н.э.). Развитие торговли продолжалось вплоть до 651 года н.э., начала современного периода на Ближнем Востоке.
Причина возникновения торговли
Торговля началась в Месопотамии по той же причине, что и в любом другом месте – необходимость. У жителей Месопотамии был избыток зерна, глины и тростника (среди других активов), которые они могли предложить в обмен на ресурсы, которых им не хватало, такие как драгоценные металлы, минералы и древесина из других регионов.
Товары, экспортируемые в междугородной торговле, включали:
- керамика
- стекло
- зерно
- изделия из кожи
- рыба, пальмовое и растительное масло
- тростниковые корзины и циновки
- текстиль
Товары, импортируемые из-за пределов Месопотамии, включали:
- медь, слоновая кость, жемчуг, полудрагоценные камни, сердоликовые бусы (цивилизация долины Инда)
- золото, серебро, другие драгоценные металлы (Египет и Малая Азия)
- древесина (Левант и Элам – позднее Персия)
- лазурит (древний Афганистан)
Письменность и технологии, способствующие торговле
Развитие торговли на большие расстояния в периоды Убайда и Урука привело к изобретению письменности в форме клинописи (около 3500 г. до н.э.), чтобы торговцы могли общаться с клиентами в зарубежных регионах или отдаленных городах Месопотамии.
Клинопись была усовершенствована в Уруке около 3200 г. до н.э., что позволило обеспечить более четкое и точное общение в письменной форме, что, в конечном итоге, позволило развить литературу. Торговля также способствовала применению колеса в транспортных средствах для транспортировки, развитию дорог и дальнейшему разведению домашних животных, чтобы тянуть повозки и перевозить торговцев.
Сельскохозяйственная революция (около 10 000 лет до н.э.), одомашнившая растения и животных, считается основой цивилизации, но местная и междугородняя торговля способствовала ее развитию. Пять аспектов, определяющих цивилизацию – излишки продовольствия, разделение труда, урбанизация, правительство и письменность – все это развивалось или поощрялось торговлей.
Ранняя торговля
Местная торговля началась между месопотамскими общинами периода Убайда и осуществлялась торговцами, путешествующими пешком или, возможно, с использованием вьючных животных. Торговые товары, которые были положительно идентифицированы, — это керамика, в том числе миски, кувшины и статуэтки (среди них знаменитые «люди-ящерицы»).
Цилиндрическая печать, которая идентифицировала художника или торговца, место изготовления или ценность, уже была разработана к этому времени, и ее начали использовать чаще.
Хотя период Убайда чаще всего ассоциируется с местной торговлей, некоторые ученые предполагают, что в это время существовала торговля на большие расстояния с такими отдаленными регионами, как Китай. Также кажется очевидным, что убайд-общины Северной Месопотамии вели торговлю на юг до Бахрейна в Персидском заливе, важного центра торговли, связывающего Ближний Восток с регионами дальше на восток, включая долину Инда. Город Эриду был центральным участником торговли до 5000 г. до н.э. и был вовлечен в этот обмен, который также включал бы города Урук, Ур и Ниппур в период Урука.
Урукский период и торговля
Период Урука ознаменовался налаживанием торговли с Египтом во время Герзейского периода этого региона (также известного как период Накада II (около 3500-3200 гг. до н.э.)). Месопотамская керамика из Шумера, которая могла быть привезена из таких городов, как Эриду, Ниппур, Ур и Урук, датируемая 3500 годом до н.э., была раскопана в Египте и включала керамику, цилиндрические печати и подвески из лазурита.
Доказательства богатства, созданного Шумерскими городами благодаря торговле, предполагали их расширение в этот период, особенно Урук, который основал несколько поселений за пределами своих первоначальных границ на важных перекрестках торговых путей.
В этот период сухопутная торговля по всей Месопотамии продолжалась по установленным маршрутам и вниз по рекам Тигр и Евфрат до Персидского залива. Остров Бахрейн, который шумеры называли Дилмун, Земля Богов, служил центральным торговым складом для товаров, поступавших из цивилизации долины Инда (7000-600 гг. до н.э.).
В то время не существовало денежной системы в форме чеканки монет; товары обменивались на другие, считавшиеся равноценными. Ученые М. Уэйн Александер и Уильям Вайолет рассказали:
Деньги в форме стандартных монет еще не чеканились правительствами. Однако, серебро и зерно постоянно использовались в качестве средств обмена в течение четвертого-второго тысячелетий.
Практика обмена товарами равной ценности была наиболее распространенной, как отмечают Александр и Вайолет в отношении текстиля из города Ур в этот период:
Записи показывают, что около шести тысяч женщин работали в близлежащем Гирсу, а тринадцать тысяч — в Уре и его окрестностях, ткали шерстяные ткани … Ткани, произведенные в мастерских храма, экспортировались в далекие страны в обмен на металлы, драгоценные камни … ячмень и другие природные ресурсы.
Среди регионов, куда отправлялись ткани Ура, был Левант, где шумерские товары продавались в городах древнего Ливана к 3000 году до н.э., и тогда же город Библос в Леванте обменивался этими товарами с Египтом вместе с их высоко ценимой древесиной и папирусом.
В то время древесина также импортировалась из региона Элам в обмен на керамику. Месопотамская торговля с Эламом была налажена уже в протоэламский период (около 3200 — 2700 гг. до н.э.) и оказала влияние на развитие эламского искусства, архитектуры и культуры на протяжении всего древнеэламского периода (ок. с 2700 по 1600 год до н.э.).
По мнению некоторых ученых, месопотамская, в частности шумерская, торговля также повлияла на искусство и архитектуру Египта. Ученый Маргарет Бансон, приводя только один пример, отмечает, что знаменитая палитра Нармера (около 3150 г. до н.э.) «с изображением монстров и вплетенный длинношеих змей является отчетливо месопотамским дизайном».
Кусок синего стекла, найденный в Эриду в 1919 году н.э., определенно идентифицированный как происходящий с близлежащего древнего стекольного завода и датированный 2000 годом до н.э., соответствует аналогичным синим стеклам, найденным в Египте, и предполагает, что Египетское производство стекла появилось благодаря торговле с Месопотамией.
Египетские статуэтки и архитектурные проекты этого периода также свидетельствуют о месопотамском влиянии, которое продолжалось в раннединастический период.
Раннединастический период
В период Урука процветала торговля, и появился зиккурат – отличительная месопотамская монументальная архитектура. Зиккурат выполнял не только религиозную функцию, но и практическую, выделяя определенный город на расстоянии и выступая в качестве ориентира. В эту эпоху Урук продолжал доминировать в торговле в Месопотамии, но затем, как отмечает ученый Пол Кривачек, что-то произошло:
Археология рассказывает нам о важных изменениях около 3000 года до нашей эры. Внезапно, или так кажется, прекратились контакты между многочисленными центрами цивилизации, разбросанными по всей большой Месопотамии. Торговые пути, например, к афганским лазуритным рудникам, были перерезаны. Аванпосты Урука исчезли со всего региона: из Ирана, Сирии, Анатолии.
Кривачек приводит возможные причины этого, включая изменение климата, но утверждает, что основной причиной была агрессия и чрезмерное влияние Урука, которое в конце концов встретило сопротивление со стороны других городов-государств. Ко времени раннего династического периода, грубо говоря, эта ситуация была решена (как неясно), и города Месопотамии, занимавшиеся торговлей на большие расстояния, включали, но не ограничивались:
- Адаб (с Египтом до 2000 г. до н.э.)
- Акшак (с Афганистаном и, вероятно, Египтом)
- Эбла (с Египтом и другими)
- Эриду (с Египтом и другими)
- Кадеш (с Египтом)
- Киш (с Эламом)
- Ларса (с цивилизацией долины Инда до 2358 года, когда она была разрушена)
- Мари (с Египтом за золото, с Левантом и другими)
- Ниппур (неясно)
- Шуруппак (с Египтом – зерно за золото – и с другими)
- Сиппар (неясно)
- Телль Брак (с Египтом и другими)
- Умма (возможно, с Египтом при его короле Лугаль-заге-си, 2358-2334 гг. до н. э.)
- Ур (с Египтом и другими странами)
- Урук (с Египтом и другими странами)
Ко времени раннего династического периода III (2600-2334 гг. до н.э.) Киш и Урук были доминирующими политическими и торговыми державами. Каждый город-государство был автономным политическим образованием и, естественно, соперничал друг с другом в торговле и за такие ресурсы, как права на землю и воду. Все изменилось с возвышением Саргона Аккадского (Великого, 2334-2279 гг. до н.э.), который завоевал регион и основал Аккадскую империю.
Аккадский период
В Аккадский период (2334-2218 гг. до н.э.) все города-государства находились под контролем города Аккада (также известного как Агаде), и торговля регулировалась аккадскими чиновниками, занимавшими руководящие должности в различных городах. Местная и междугородняя торговля процветала при аккадской бюрократии, которая устранила соперничество между городами-государствами и стандартизировала цены и методы, а также улучшила дороги.
Кривачек описывает результаты аккадской политики:
Корабли из таких далеких стран, как Бахрейн (на аккадском — Дилмун), Оман (Маган) и даже Инд (Мелуха), причаливали к причалам Аккада и выгружали свои сокровища; иностранные моряки, говорящие со странным акцентом, толпились на улицах возле гаваней. Баржи, груженные до бортов зерном с отдаленных орошаемых дождем ферм, расположенных далеко за пределами аллювиальной равнины, ежедневно прибывали в гавань, разгружали свой груз и быстро разбирали, а древесина предназначалась для переработки в обширных местных строительных проектах.
В то же время регион переживал экономический бум благодаря торговле, однако периодически его сотрясали социальные волнения, поскольку города-государства восстали против аккадского правления. Саргон и его преемники постоянно подавляли восстания по всему региону, пока Аккад, наконец, не пал, и гутии, западно-азиатский народ гор Загрос.
Кривачек (как и другие) отметил, что Аккад, скорее всего, пал по многим причинам, в том числе из-за изменения климата, а затем шумерские писцы обвинили гутиев, которых возмущал их контроль над регионом.
Периоды Гутиан и Ур III
Период Гутии (2218-2047 гг. до н.э.) демонстрирует заметный спад в торговле, который, согласно писцам позднего периода Ура III (2047-1750 гг. до н.э.), был полностью по вине гутийцев. Согласно этим более поздним рассказам, как сухопутная, так и морская торговля остановились, а грабители бродили по дорогам и преследовали торговые пути.
Археологические данные подтверждают падение торговли и экономический спад в этот период, и возможно, даже вероятно, что гутии плохо управляли делами, но вероятной причиной была засуха, вызвавшая голод и уничтожение излишков зерна, которое было основным продуктом месопотамской торговли.
Шумеры подняли восстание против правления гутиан во главе с Уту-Хегалом, царем Урука (2055-2047 гг. до н.э.), а после его смерти Ур-Намму (2047-2030 гг. до н.э.), основателем Третьей династии Ура, который еще больше разрушил власть гутиан на земле ивосстановленная торговля.
Археологические данные подтверждают описание шумерскими писцами правления Ур-Намму как процветающего, о чем свидетельствуют Великий Зиккурат Ура, начатый при его правлении, его свод законов (Кодекс Ур-Намму), а также улучшения инфраструктуры и восстановление или реконструкция таких городов, как Лагаш и различные храмы. Когда гутии снова восстали в 2030 году до н.э., Ур-Намму был убит в битве, и его сын Шульги из Ура (р. 2029-1982 до н.э.) вступил на трон.
Торговля снова расцвела при Шульги, который, изгнав гутиев, завоевал регион, соответствующий современному Кувейту, через Ирак, а затем стандартизировал меры и веса, хронометраж и календарь, чтобы все его королевство работало в унисон. Похоже, что все крупные месопотамские города-государства во времена правления Шульги занимались торговлей на большие расстояния, что способствовало процветанию, экономической стабильности и возрождению культуры региона, известной как шумерский ренессанс.
Правительство – будь то отдельные города-государства во времена Урука в ранние династические периоды или центральная власть в периоды Аккада и Ура III, отвечало за регулирование и надзор за местной и междугородной торговлей, а также за строительство и обслуживание складов, доков и дорог. Шульги основал придорожные постоялые дворы для путешественников, которые были украшены садами.
Коммерческий успех месопотамцев отразился на их торговых партнерах на дальних расстояниях, и по мере удовлетворения основных потребностей предметы роскоши стали товаром премиум-класса. Комментарии ученого Гвендолин Лик:
Поскольку страны вокруг Месопотамии также создали свои собственные стратифицированные государства и богатые элиты, спрос на предметы роскоши, произведенные в Месопотамии, рос. Это были текстильные изделия (шерстяная ткань, готовая одежда, вышитые халаты), кожаная одежда, деревянная и инкрустированная мебель, бронзовое оружие, изделия из металла высокой степени обработки, а также изделия из камня и ювелирные изделия. Такие товары экспортировались по всему Ближнему Востоку, включая Египет, во втором тысячелетии, а затем снова в неовавилонский период.
После смерти Шульги его преемники пытались сохранить единство королевства, но оно постепенно разваливалось, поскольку кочевые амореи основали постоянные поселения и бросили вызов власти Ура. Ур окончательно пал под властью эламитов в 1750 году до н.э., но к этому времени амореи прочно обосновались в регионе и стали следующими людьми, которые будут контролировать и поощрять торговлю в Месопотамии.
Хаммурапи и Клуб великих держав
Аморейский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) начал свое правление в Вавилоне, спокойно создавая и обучая армию, а затем быстро завоевал весь регион. После установления своей власти он приступил к улучшению инфраструктуры, за что получил титул бани матим («Строитель земли») за строительство и улучшение дорог, гостиниц, складов и других строительных проектов. Ученый Лайонел Кассон пишет:
В письме чиновнику в Ларсе [Хаммурапи] приказывает как можно быстрее прислать к нему определенный персонал, уточняя, что они должны «путешествовать днем и ночью и таким образом добраться до Вавилона в течение двух дней». Два города находятся на расстоянии около 120 миль [193 км] друг от друга; если мы допустим от тридцати шести до сорока восьми часов, это означает, что он рассчитывал на среднюю скорость от 2 & 1/2 до 3 & ½ миль в час, и это почти так же хорошо, как путешественники в повозках, запряженных мулами сделал на широко разрекламированных римских дорогах два тысячелетия спустя.
Кассон далее отмечает, что мощения почти не существовало, и, за исключением более поздних дорожных работ хеттов, торговцы, путешественники и армии передвигались бы по грунтовым дорогам, а поскольку мостов было мало, им пришлось бы либо использовать паромы для пересечения водных путей (что требовало демонтажа транспортных средств, таких как тележки, для изготовления они подходят), нанять лодки или найти способ обойти их.
Банды воров были еще одной проблемой, с которой приходилось сталкиваться торговцам, и многие нанимали вооруженную охрану, иногда значительное число, для защиты своих интересов.
Царство Хаммурапи, как и царство Шульги, распалось вскоре после его смерти, а затем было захвачено хеттами в 1595 году до н.э., прежде чем контроль перешел к династии Касситов (с 1595 по 1155 год до н.э.), которая снова поддерживала торговлю, но неясно, в какой степени. К 1500 году до н.э. ассирийцы утвердились в качестве крупной державы, а к 1400 году до н.э. они завоевали независимость от королевства Митанни.
Экономическая и военная мощь крупнейшего из отдельных государств Ближнего Востока и их соседей поощряли равенство и сотрудничество.
Между 1500-1200 годами до н.э. так называемый Клуб Великих держав контролировал и регулировал международную торговлю. Это включало:
- Касситская Вавилония
- Хеттская Анатолия
- Египет
- Сначала Митанни, затем Ассирия
- Элам
- Микены
Ученый Марк Ван де Миеруп пишет:
На протяжении веков с 1500-1200 годов Ближний Восток был полностью интегрирован в международную систему, которая охватывала весь регион от западного Ирана до Эгейского моря, от Анатолии до Нубии. Ряд крупных территориальных государств взаимодействовали друг с другом как равные и соперничающие. Между ними, особенно в сирийско-палестинской области, располагался ряд небольших государств, которые были обязаны верностью своим более могущественным соседям и которые часто использовались в качестве посредников в их конкуренции.
Ко времени Амарнских писем (переписка между членами «клуба» и Египтом в период Амарны 1348-1320 гг. до н.э.) в Клуб великих держав входили:
- Ассирия
- Алашия (на Кипре)
- Арзава (юго-западная Анатолия)
- Вавилония
- Египет
- Хатти (Царство хеттов)
- Митанни
Торговля между этими державами (и другими, вплоть до Дании) продолжалась с периодическими беспорядками и военными столкновениями до краха бронзового века (около 1250-1150 гг. до н.э.), когда изменение климата, природные катастрофы, социальные волнения, политическая нестабильность и вторжения народов моря свергли цивилизации и разрушили их.торговля, а также общественный порядок во всем Средиземноморье и на Ближнем Востоке.
Заключение
К 525 году до н.э. все государства Клуба великих держав исчезли. Хатти и Митанни исчезли к 1200 г. до н.э., Ассирийская империя пала в 612 г. до н.э., а Вавилония, Арзава и Алашия были захвачены персидской империей Ахеменидов (около 550-330 гг. до н.э.). Египет пал под натиском персов в 525 году до н.э., и только в это время в египетскую торговую практику была введена чеканка монет.
Монеты были впервые отчеканены в Лидии во времена правления короля Сард Алиатта (около 635-585 гг. до н.э.), но торговля на Ближнем Востоке продолжала использовать бартерную систему. Кир II (Великий, ум. около 550-530 гг. до н.э.) ввел монеты в торговлю после завоевания Лидии, а Дарий I (Великий, 522-486 гг. до н.э.), как полагают, разработал дарик, первую золотую монету со стандартизированной стоимостью, которая затем использовалась в торговле по всей империи Ахеменидов.
Эта практика была продолжена после падения империи Александра Македонского в 330 г. до н.э. и поддерживалась последующими политическими образованиями: империей Селевкидов (312-63 гг. до н.э.), Парфянской империей (247 г. до н.э. — 224 г. н.э.) и империей Сасанидов (224-651 гг. н.э.), которые регулировали торговлю как неотъемлемую часть управления.
После того, как империя Сасанидов пала под властью арабов-мусульман в 651 году н.э., и новые правители ввели свою собственную политику в отношении торговли, они, по сути, следовали только шаблонам, установленным тысячи лет назад.
Рекомендуем также: