В августе 1945 года США сбросили две атомные бомбы на два японских города. Это по сей день остается единственным случаем применения ядерного оружия в военном конфликте. Две бомбы произвели невероятные разрушения.
Но на самом деле должна была быть и третья бомба. К счастью, Япония капитулировала всего за несколько дней до его применения, что спасло десятки тысяч жизней. Однако, хотя эта бомба не взорвалась, ее плутониевая начинка, получившая прозвище «демоническое ядро» убило двух американских физиков.
Третья бомба
Предполагалось, что план Манхэттенского проекта – пугающе масштабной программы США по разработке и производству атомного оружия — все это время предусматривал создание только двух атомных бомб. Но это было не так, – проект стал полноценной линией по производству ядерного оружия. Большая часть ресурсов, использованных в многомиллиардной операции, пошла на сбор обогащенного урана и плутония, получить которые в то время было крайне сложно.
К лету 1945 года в рамках проекта было произведено достаточно топлива для трех бомб, а четвертая была уже на подходе. Это топливо было использовано в испытаниях «Тринити», «Маленькой боевой бомбы» и «Бомбы «Толстый я».
Япония не капитулировала сразу после бомбардировки, что заставило США готовить третью атомную бомбу. Ее применение было запланировано на 19 августа 1945 года. Однако, 16 августа Япония капитулировала.
В то время мало кто из участников Манхэттенского проекта ожидал, что будет сброшено всего две бомбы; многие считали, что потребуется гораздо больше, чтобы заставить Японию капитулировать. И даже если это произойдет, существовали опасения, что вскоре после этого, вполне возможно, война может начаться снова.
Однако третья бомба не была использована, оставив США плутониевый сердечник весом 6,2 кг и шириной 9 см. Ядро было перепрофилировано для тестирования.
Ядро демона
Ядро от атомной бомбы использовалось для экспериментов в 1945 и 1946 годах. Поскольку оно предназначалось для бомбы, то было сконструировано таким образом, что имелось крайне мало препятствий для достижения сверхкритичности.
Один из многочисленных экспериментов, проведенных с «Ядром демона», был направлен на точное достижение сверхкритичности – точки, в которой материал достигает или способен достичь ядерной цепной реакции. В этих экспериментах ученые помещали отражатели нейтронов вокруг части ядра, чтобы отразить нейтроны от реакции деления ядер обратно в ядро, стимулируя дальнейшее продолжение реакции.
Если бы ядро было полностью окружено отражателями нейтронов, оно бы быстро вошло в суперкритичность, выпустив мощную вспышку излучения.
Из-за ужасно низких стандартов безопасности в то время ученые проводили эти эксперименты вручную. И в 1945 году, когда физик Гарри Даглиан проводил этот эксперимент, все пошло фатально неправильно. Он поместил блоки из карбида вольфрама, отражающие нейтроны вокруг ядра, чтобы приблизить его к критичности, и случайно уронил на него один из блоков.
Даглиан удалил его как можно быстрее, но уже было слишком поздно. В этот короткий момент ядро достигло сверхкритичности и высвободило смертельное количество радиации. Следующие три недели Даглиан провел в борьбе с лучевой болезнью и в конце концов умер.
После его смерти были введены гораздо более строгие протоколы безопасности для предотвращения подобных инцидентов.
Щекотание хвоста дракона
В следующем году эксперименты взял на себя один из коллег Даглиана, Луи Слотин. Слотин был блестящим физиком, но он также был печально известен тем, что пренебрегал техникой безопасности.
Эксперименты Слотина с ядром были похожи на эксперименты Даглиана, но на этот раз два полусферических отражателя нейтронов были постепенно подведены к ядру, чтобы увеличить его активность. Однако, чтобы предотвратить еще один несчастный случай, между полусферами установили металлические прокладки, которые не давали им полностью закрыться.
Любитель риска, Слотин игнорировал протокол безопасности и удалял элементы, применяя свой собственный метод. Этот метод был более быстрый, но и гораздо опаснее — он использовал обычную плоскую отвертку для поддержания зазора между дефлекторами, при необходимости регулируя его вручную. Со временем Луи Слотин стал довольно искусным в этой технике, а его коллеги называли этот процесс «щекотанием хвоста дракона».
Иллюстрация подхода
Коллеги Слотина понимали, что его действия крайне рискованны, и даже безрезультатно пытались отговорить его.
21 мая 1946 года физик провел эксперимент перед небольшой группой людей в лаборатории в Лос-Аламосе. Используя свою обычную технику, он опустил две отражающие нейтроны полусферы вокруг ядра, используя отвертку, чтобы они не закрылись полностью.
На этот раз, однако, отвертка вдвинулась немного, но этого было достаточно, чтобы полностью закрыть два отражателя нейтронов вокруг ядра. Оно немедленно достигло сверхкритичности, испуская яркую голубую вспышку света и залп радиации.
Слотин быстро убрал отражатели, но, как и у Даглиана, ущерб уже был нанесен и он уже получил чрезвычайно высокую дозу радиации. Наклонившись над ядром в момент инцидента, Слотин получил большую часть радиации, возможно, спасая жизни других людей в комнате.
Через несколько минут после инцидента у Слотина уже проявились признаки радиационного отравления. Он умер через 9 дней.
Судьба демонического ядра
Именно после того, как плутониевая сфера отобрала две жизни, она стала известна как «демоническое ядро». Ее предполагалось использовать в ядерных испытаниях в рамках операции «Перекресток», но этого так и не произошло. В итоге это ядро было переплавлено и переработано на другие сердечники.
Рекомендуем также:
Мог быть и третий город, не только Хиросима и Нагасаки. Это ужасно
Бряцания атомными бомбами до добра не доведут