- Великий царь Ашшурбанипал
- «Мир Ассирии» и «пустые земли»
- Кто такой Ашшурбанипал?
- Сила и мудрость царя Ассирии
- Чем прославился царь ашшурбанипал помимо военных походов?
- Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии
- Предсказания царя Ассирии
- Великая столица древней Ассирии – Ниневия
- Дворец Ашшурбанипала в Ниневии
- Магическая защита Северного дворца
- Большая львиная охота
- Плач царя Ассирии
- Защитники Северного дворца в Ниневии
- Смерть Ашшурбанипала
Великий царь Ашшурбанипал
Военная доблесть Ашшурбанипала была неоспорима, поскольку его Ассирийская империя завоевала земли от Египта до Месопотамии, но больше всего могучий царь гордился своей великой царской библиотекой, крупнейшей в мире в седьмом веке до нашей эры.
Судя по надписям на стенах дворцов и клинописным табличкам, его называли «Великий царь, могущественный царь, царь Ассирии, царь Шумера и Аккада, царь мира». Сегодня эти титулы могут показаться преувеличенными, но для своего времени они были вполне оправданны. Почти 40 лет Ашшурбанипал царствовал в Ассирийской империи и управлял крупнейшим царством своего времени — и, возможно, величайшим до седьмого века до нашей эры.
«Мир Ассирии» и «пустые земли»
При обсуждении величия Ашшурбанипала как мирового лидера важно понимать, что его современники, ассирийцы, подразумевали под словом «мир». Их миром была Месопотамия, но владения Ассирии простирались дальше — от Средиземного моря до Персидского залива, от Египта до гор юго-восточной Турции.
Ассирийцы, конечно, знали, что за пределами их владений лежат другие земли, народы, племена и города, но они называли то, что находилось за пределами их владений, «пустыми землями»: территориями, не представляющими интереса, занятыми нецивилизованными людьми, которые не могли предложить ничего ценного.
Времена поздней Ассирийской империи были бурными, жестокими и даже свирепыми. Ашшурбанипалу пришлось применить все свои таланты, военные и дипломатические, чтобы удержать империю в целости и сохранности от этих неизвестных орд из так называемых пустых земель.
Кто такой Ашшурбанипал?
Ашшурбанипал родился примерно в 685 году до н.э. в семье царя Эсархаддона и одной из трех его жен. Когда Ашшурбанипалу было 12 или 13 лет, Эсархаддон начал готовиться к престолонаследию. Старший сын умер, не достигнув зрелости.
Чтобы избежать склок и дворцовых интриг, царь назначил Ашшурбанипала и его старшего сводного брата Шамаш-шум-укина наследными принцами. Он поручил Шамаш-шум-укину управлять городом Вавилоном, который находился под контролем Ассирии. Ашшурбанипал остался в столице.
Наследный принц Ашшурбанипал был обучен военному делу, дипломатии и управлению. Его также обучали истории, литературе, стрельбе из лука, охоте и верховой езде. Он усвоил учение жрецов и писцов и научился читать по-шумерски и по-аккадски.
Возможно, благодаря вмешательству царицы-матери, его бабушки Накиа-Закуту, на него были возложены большие обязанности по работе с вельможами и царским двором. Он контролировал правительственные назначения и руководил строительными проектами на ассирийской родине, и даже руководил имперской разведывательной службой.
Его мастерское владение этими обязанностями, проявленная государственная мудрость и подробные доклады отцу заставили Эсархаддона оставить Ашшурбанипала за главного, когда он отправился в военный поход в Египет, который стал для него последним. Эсархаддон умер в 669 году до н.э. в Харране. Отношения Ашшурбанипала со знатью и военными сгладили переход власти к нему после смерти отца.
Сила и мудрость царя Ассирии
Ашшурбанипал продолжил битвы своего отца и, как многие его предшественники, начал собственные военные кампании, чтобы упрочить свое положение царя. Он выделялся значимостью и размахом своих военных побед.
Царь Ашшурбанипал одержал успешные победы:
- над Фивами, столицей Верхнего Египта в 664 году до н.э.,
- над иранским царством Элам в битве при Тил-Тубе в 653 году до н.э.
- Он подавил восстание своего брата Шамаш-шум-укина в Вавилоне в 648 году до н.э.
- и разграбил город Сузы в 647 году до н.э.
В надписях Ашшурбанипал утверждал, что он был самым выдающимся ассирийским царем. В отличие от большинства древних лидеров, его претензии на величие основывались не только на военной доблести.
Хотя его победы, безусловно, являются характерными — завоеванные земли и покоренные враги, – Ашшурбанипал больше всего хвастался своими интеллектуальными способностями: «Я, Ашшурбанипал, познал мудрость Набу [Бога письма], овладел письменной практикой всех знатоков, сколько их есть».
В надписях говорится о его способности толковать древние тексты, решать сложные математические задачи и спорить по теологическим вопросам с самыми известными мудрецами и прорицателями его двора. В одном из текстов Ашшурбанипал называет себя учеником Адапы, первого из семи месопотамских мудрецов, которого Бог мудрости Эа наделил умом. Легендарный Адапа жил до древнего потопа, который, согласно вавилонскому мифу, опустошил города Месопотамии.
Несмотря на всеведение Адапы, он так и не обрел божественного статуса, поскольку отказался принять хлеб и воду вечной жизни, предложенные ему Богом неба Ану. Из-за своего отказа Адапа и все человечество остались смертными. Связав себя с Адапой, фигурой, занимающей центральное место в мифах об основании Ассирии, Ашшурбанипал приобщил себя к почитаемым предкам Ассирии и подчеркнул свои навыки в расшифровке древних шумерских табличек.
Чем прославился царь ашшурбанипал помимо военных походов?
Ашшурбанипал гордился своим умением читать и писать и изобразил себя с оружием и стилусом. Надпись L, найденная в Ниневии, с гордостью демонстрирует его интеллектуальные способности:
Я изучил знания мудрого мудреца Адапы, скрытый секрет всех писцовых искусств. Я могу распознавать небесные и земные предзнаменования (и) обсуждать (их) в собрании ученых. Я могу обсуждать (серию) «(Если) печень — зеркало (образ) небес» с искусными экспертами в гадании на масле. Я могу решать сложные умножения и деления, которые не имеют (очевидного) решения. Я изучал сложные композиции на непонятных шумерских (и) аккадских языках, которые трудно понять правильно. Я изучил клинописные знаки на камнях до потопа.
Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии
Стремясь представить себя интеллектуалом, Ашшурбанипал создал то, что стало его самым важным наследием: великую царскую библиотеку в Ниневии. Там он собрал записи месопотамских знаний — от литературных текстов до медицины, магии и гадания.
Процесс создания ассирийской библиотеки был долгим и сложным. Царь приказал своим чиновникам захватить фонды всех библиотек Ассирии и Вавилона. Таким образом, он приобрел личную библиотеку Набу-зукп-кену, бывшего писца Саргона II и Сеннахериба, которая включала большую коллекцию гадательных текстов, основанных на астрономических и метеорологических наблюдениях.
Совершить набег на вавилонские библиотеки было сложнее, чем на ассирийские, поскольку коллекции в Вавилоне тщательно охранялись писцами и жрецами в храмах. Когда отношения между Ашшурбанипалом и его братом Шамаш-шум-укином, наследным принцем Вавилона, были дружественными, Ашшурбанипал попросил у вавилонских мудрецов копии наиболее важных текстов, хранившихся у них.
Однако после вавилонского восстания 652 года до н.э. политика Ашшурбанипала стала гораздо более агрессивной, и он просто конфисковывал документы по своему усмотрению. Есть свидетельства, что в 647 году до н.э., когда вавилонское восстание уже было подавлено, ниневийская библиотека пополнилась 1 469 клинописными табличками, привезенными прямо из Вавилона.
Ашшурбанипал уделял много времени и внимания созданию своей библиотеки. Иногда он лично контролировал процесс копирования, даже предлагал изменения по своему вкусу. Такая политика противоречила практике писцов: считалось, что тексты содержат древние знания, переданные богами или мудрецами из прежних времен, поэтому храмовые писцы тщательно следили за тем, чтобы не вносить изменения. То, что Ашшурбанипал решил нарушить это правило, показывает, что он считал себя достойным места среди возвышенной группы семи мудрецов.
Предсказания царя Ассирии
Как и его отец, Ашшурбанипал консультировался с экспертами, которые утверждали, что видят будущее. Царь Эсархаддон нанимал вавилонских провидцев. Сохранившиеся тексты отмечают, что Ашшурбанипал регулярно обращался к прорицателям. В своих гаданиях (которые скорее напоминали сегодняшнюю астрологию, чем астрономию) они обращались к ночному небу и использовали небесные наблюдения. Их тексты описывали небо, наряду с мифологическим объяснением звезд и планет и, возможно, зловещих связанных с ними явлений.
Ашшурбанипал также способствовал развитию другого метода предсказания, называемого «экстиспиция», при котором анализировались внутренности свежезарезанных овец. Аномалии во внутренностях использовались для предсказания будущего, а для интерпретации результатов обращались к подробным руководствам. Король также обращался к табличкам из своей огромной библиотеки, чтобы истолковать предзнаменования Богов.
Великая столица древней Ассирии – Ниневия
Дед Ашшурбанипала Сеннахериб превратил Ниневию, появившуюся в седьмом веке до нашей эры, в величественный город с садами, храмами и дворцами.
Дворец Ашшурбанипала в Ниневии
Еще одним величайшим наследием Ашшурбанипала стало строительство того, что сегодня известно как Северный дворец Ниневии, возведенный между 646 и 644 гг. до н.э. Этот грандиозный строительный проект стал возможен во многом благодаря добыче и материальным ресурсам, захваченным в ходе решающих побед Ассирии над Эламом и Вавилоном.
Северный дворец возвышался на большой террасе высотой около 20 футов, рядом с храмом Иштар, богини, которую Ашшурбанипал попросил защитить его новую резиденцию. Сотни рабочих и призывников, включая многих военнопленных, были привлечены к работе над дворцом по приказу царя.
Как и подавляющее большинство ассирийских зданий, Северный дворец в Ниневии был построен из глинобитного кирпича, поэтому от первоначальной структуры мало что осталось. К счастью, здания были украшены каменными барельефами, многие из которых сохранились до наших дней. Их мастерство и глубина проработки деталей дают ценное представление о жизни и личности ассирийского царя.
Магическая защита Северного дворца
Ашшурбанипал искал магическую защиту для своего роскошного дворца, чтобы держать злых духов на расстоянии; в этой практике не было ничего нового. Его дед Сеннахериб и прадед Саргон II поручали работу по защите ламасу, колоссальным быкам и крылатым львам с человеческими головами.
Но Ашшурбанипал обошелся без этих впечатляющих существ, вместо них он обратился к изображениям Себетти, могущественных защитных духов из месопотамской мифологии, для охраны своего тронного зала.
На многих рельефах в тронном зале изображены батальные сцены, посвященные великим военным победам Ашшурбанипала, включая кампании против Вавилона, Элама, Египта и арабских племен. Хотя Ашшурбанипал редко сопровождал своих солдат на поле боя, он создал мощную иконографию с помощью этих сложных рельефов, которые сохранили наследие великого полководца.
В личных покоях дворца, куда доступ имели немногие, царь выбрал несколько иной акцент для рельефов. В этих помещениях рельефы на военную тематику смешаны со сценами, изображающими царя, празднующего свои триумфы.
На одной из панелей Ашшурбанипал совершает ритуальное возлияние с использованием отрубленной головы эламитского царя Теуммана, которого он победил в битве при Тил-Тубе (голова побежденного царя также была пронесена по улицам Ниневии).
Эти изображения военных побед и триумфальных торжеств кажутся надуманными, чтобы дать посетителям ясное представление о цене, которую заплатили те, кто осмелился противостоять ассирийской власти.
Большая львиная охота
На этом каменном рельефе с поразительным реализмом изображены предсмертные муки льва-самца, смертельно раненного Ашшурбанипалом во время ритуальной охоты на львов. Он принадлежит к серии каменных панелей со сценами охоты, которые украшали коридоры Северного дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
Такие охоты были священными для ассирийских царей, поскольку символизировали способность царя защитить свой народ. Уже в девятом веке до нашей эры в царской надписи Ашшурнасирпал II хвастался своей охотничьей доблестью:
«Боги Нинурта и Нергал, которые любят мое жречество, дали мне диких зверей и повелели охотиться. 300 львов… шесть сильных диких мужественных быков с рогами… и крылатых птиц неба».
Возможно, самыми известными произведениями искусства из Северного дворца являются рельефы, изображающие охоту на львов – спорт царей в древней Ассирии. Ашшурбанипал и его свита убили множество львов, чья мучительная смерть показана с ужасающими подробностями.
Плач царя Ассирии
Ашшурбанипал вступил на престол, когда ему было всего 16 лет, и правил 38 лет. Он руководил многими походами от Нила до Персидского залива. Чаще всего он оставался в Ниневии, следил за административным аппаратом империи и занимался дворцовыми интригами, в то время как его генералы вели войны.
По мере старения Ашшурбанипала его письмена менялись. На последней табличке, авторство которой известно, он уже не похож на уверенного в себе завоевателя:
«Я хорошо поступил с Богом и людьми, с мертвыми и живыми. Почему же болезни… и несчастья… постигли меня? Я не могу избавиться от раздоров в моей стране и раздоров в моей семье. Тревожные скандалы постоянно угнетают меня. Душевные и телесные страдания преклоняют меня; воплями скорби я завершаю свои дни». В день города-бога, в день праздника я несчастен; смерть овладевает мной и несет меня вниз».
Историки не знают, какие болезни поразили его в старости. Некоторые предполагают, что его настигли последствия охотничьей раны или, возможно, болезнь сделала его уязвимым в возрасте 54 лет.
Защитники Северного дворца в Ниневии
Три бородатые фигуры на рельефе когда-то стояли на страже входа в тронный зал Северного дворца Ашшурбанипала. Окрашенные в красочные оттенки, они были не просто украшением. Исследователи идентифицировали их как изображения Себетти, группы второстепенных божеств-воинов из месопотамского пантеона.
Каждый из них держит топор в правой руке и кинжал в левой (анализ рельефа показывает, что первоначально они были вооружены луками, а не этим ручным оружием).
Эти три защитных духа, вероятно, были дополнены еще одним рельефом (который не был обнаружен) с изображением еще четырех фигур, поскольку Себетти изображались группами по семь человек и ассоциировались с Плеядами, тесно сгруппированным скоплением семи звезд в созвездии Тельца. Другим распространенным изображением Себетти была эмблема из семи точек.
Поклонение этим духам возникло за много веков до правления Ашшурбанипала, о чем свидетельствуют надписи и храмы, построенные более ранними царями Сеннахерибом (правил в 705-681 гг. до н.э.) и Ашшурнасирпалом II (правил в 883-859 гг. до н.э.).
Стареющий царь ясно видел признаки того, что его империя, дело всей его жизни, начинала разрушаться. Возможно, Ашшурбанипал предвидел, что южный Вавилон, Палестина, Финикия и Медия станут первыми в его империи, и что недолговечные правители не смогут остановить волну восстаний и уходов.
Смерть Ашшурбанипала
Как он умер, неизвестно; даже не знают год смерти. В пьесе лорда Байрона «Сарданапал» (греческое имя Ашшурбанипала) царь поджигает свой дворец и погибает в пламени. Скорее всего, эта история является легендой, поскольку именно так погиб брат Ашшурбанипала Шамаш-шум-укин, когда войска Ашшурбанипала захватили Вавилон.
Не прошло и десяти лет после его смерти, как ассирийцы оказались на своей месопотамской родине. Вскоре после этого пал и сам великий город Ниневия. Двести лет спустя Ксенофонт промаршировал со своей наемной армией по местам, где когда-то стояла Ниневия, но от столицы Ашшурбанипала не осталось абсолютно никаких следов, которые его солдаты могли бы растоптать ногами.
Рекомендуем также:
Царь Ашшурбанипал был одним из величайших властителей Античного Востока. Он расширил свою территорию и принял ряд правильных внешнеполитических решений, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие региона. Даже сейчас, многие из его успехов и учения все еще применяются и имеют большое значение для людей. Он представляет собой исторический пример того, как искусство правления может положительно повлиять на жизнь людей.