Биография
Человек, который стал одним из величайших правителей своей эпохи и самым долго правящим вассалом Византии, родился в 958 году. Василий II был сыном императора Романа II и внуком Константина VII Багренородного. Его матерью была легендарная Феофано, неземная красавица из Лаконии, дочь трактирщика, которая во время путешествия по Элладе вскружила голову наследнику престола Роману.
Феофано – Мать Василия II
Феофано была единолична и беспринципна, готовая любой ценой сохранить трон. Ей удалось очаровать императора Никифора II Фоку, превратив его в защитника своих малолетних сыновей после смерти Романа II в 863 году. Считается, что именно Феофано стояла за смертью ее мужа. Шесть лет спустя она помогла Иоанну Цимисхию, генералу и племяннику Никифора II, убить своего дядю и занять трон. Иоанн был не столь благосклонен к беспринципной императрице и приказал заточить ее в монастырь. Тем временем он женился на одной из теток Василия II, Феодоре, и правил до 976 года, когда, вероятно, стал жертвой заговора.
Василий рос в состоянии постоянного страха и напряженного наблюдения за частыми дворцовыми интригами и гибелью многих вельмож в борьбе за власть над империей. Хотя официально он был объявлен соправителем своего отца еще в 959/960 году, в течение следующих шестнадцати лет юноша использовался как пешка для власти своей матери и амбициозных опекунов. В этой ситуации, как отмечал Михаил Пселлус, у молодого Василия развилась привычка вести беспутную жизнь, наполненную пирами и оргиями.
Царствование Василия
Все это внезапно изменилось с его восшествием на престол. Младший брат Василия, Константин VIII, также носил императорский сан. Нехарактерным для эпохи жестом он добровольно передал власть старшему брату, полностью отстранившись от обязанностей и предавшись рассеянной жизни, к которой они оба привыкли. Сосредоточив всю власть в своих руках, время развлечений Василия подошло к концу.
От своих предшественников Василий унаследовал огромное государство, простиравшееся от Сервии до Сирии. Иоанну Цимисхию удалось разбить булгар в 971 году, захватив Преслав и всю Мисию. Сопротивление продолжали оказывать владения, управляемые так называемыми Комитопулами на территории современной Западной Болгарии, Северной Македонии и части Сербии и Косово. Однако на этих территориях не хватало военных ресурсов, чтобы открыто бросить вызов византийцам, и поначалу болгары оставались для Василия второстепенной заботой.
Его главной проблемой были крупные земельные магнаты, которые накопили значительную власть, землю и богатство при Романе I Лакапине (920-944) и Никифоре II Фоке. Именно из их среды восстали мятежные генералы, планировавшие последовать примеру Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия и захватить власть в стране, используя Василия в качестве марионетки.
Едва Василию исполнилось восемнадцать, дерзкий молодой человек решил, что он достаточно долго играл роль марионетки на ниточках. Он доверил управление своему двоюродному деду, Василию Лакапину, внебрачному сыну Романа I Лакапина, который исполнял обязанности главного министра при нескольких вассалах-левсах – Константине VII, Романе II, Никифоре II, Иоанне I Цимисхии и при самом Василии II.
Варда Склир
Тем временем молодой Василий повел свои войска в бой. Его первым противником был Варда Склир, богатый землевладелец и полководец, поднявший восстание в том же 976 г. Сражения со Склиром продолжались три года, до 979 года. Склир сначала смог одержать верх, но в конце концов был побежден в битве при Панкалее и бежал к арабам.
Победа над первым восстанием заставила Василия обратить внимание на проблему болгар. Набеги их армий, возглавляемых братьями Давидом, Моисеем, Аароном и Самуилом, стали постоянной проблемой на северо-западных границах империи. Византийцам удалось устранить двух братьев, Давида и Моисея, подкупив местных вельмож и разбойников.
Чтобы справиться с Ароном и Самуилом, римляне организовали крупную кампанию, направленную против их столицы Средец (София). Изначально Василий планировал подкупить Арона, который командовал обороной города, но в последний момент Арон узнал о скрытых конструкциях, которые должны были быть удалены сразу после капитуляции, и не сдал крепость.
Волнения в византийском лагере и известие о прибытии Самуила во главе свежих войск заставили Василия принять решение о поспешном отступлении из Средеца. Его войска попали в ловушку болгар у ворот Траяна и потерпели полное поражение (986). Сам Василий едва спасся, но почти вся его армянская гвардия была уничтожена, погибнув, чтобы защитить его.
Пытаясь разобщить болгар, Василий, несомненно, позаботился о том, чтобы информация о предательстве Арона дошла до Самуила. Так в 987 году Арон и весь его клан были истреблены Самуилом. Спасся только Иван Владислав, за которого вступился сын Самуила Гаврила Радомир.
Варда Фоки
Интриги в Болгарии, однако, не смогли затмить тяжесть поражения. Это спровоцировало Варду Фоку, другого византийского генерала и до недавнего времени верного слугу Василия, на восстание. Восстание Варды Фоки вспыхнуло в 987 году и продолжалось два года. В ходе него Василий сражался сначала с Вардой Фокой, а после его смерти – с Вардой Склиром, который вернулся из изгнания и возглавил повстанцев против вассального царя.
В этой борьбе Василий нашел неожиданного союзника – Вальдемар, князь Киевской Руси, предложил Василию помощь в обмен на руку сестры императора, принцессы Анны, и право варягов перейти в христианство из Византии и получить собственную автокефальную церковь. В качестве подарка Вальдемар отправил Василию II 6 000 первоклассных воинов, которые стали личной гвардией вассального короля – легендарной варяжской гвардией. С этой силой за спиной Василий разгромил мятежников, и к 989 году он уже был полноправным хозяином Византии.
По мнению Михаила Пселла, именно подавление восстаний Склира и Фоки привело к резкому изменению характера Василия, превратив его в человека, которому трудно доверять, который не терпел неповиновения и невыполнения отданных приказов. Эти изменения подкреплялись тем, что происходило в столице. В 985 году Василий Лакапин, доверенный прадеда, был обвинен в попытке государственной измены и казнен.
Согласно «Хронографии» Михаила Пселла, после второго восстания Склира пленный генерал был доставлен к Василию: «Василий принял его, обнял и предложил ему кубок вина, из которого он сначала выпил, чтобы показать своему пленнику, что он не боится яда. Базиль спросил совета: «– Как поступают с мятежниками в империи?». Последовавший ответ был больше похож на дьявольский заговор, чем на совет, который можно было бы ожидать от генерала: «Убивайте надутых губернаторов. Не позволяйте ни одному генералу на марше иметь слишком много ресурсов. Изнурять их недостижимыми целями, чтобы они были вечно заняты своими делами и не имели времени ни на что другое. Не допускать женщин в дворцовые советы. Не будьте легкодоступными для всех. Поделитесь своими идеями и планами с немногими».
Согласно показаниям Пселла, Склир жил в относительной бедности, под домашним арестом в небольшом особняке во Фракии. В конце своих дней он ослеп, вероятно, от болезни. В 991 году, во время кампании против болгар, Василий II заехал к нему и сделал его почетным куропалатом, вскоре после чего Склир умер.
Позиции Византии на Востоке и Балканах
Укрепив свою власть в Византии, Василий наконец решил разобраться с врагами на границах империи. Между 987 и 1000 годами Василий лично возглавил несколько кампаний, направленных против халифата Фатимидов и их союзников в Северной Сирии. Василию удалось отстоять позиции Византии на Востоке и навязать Фатимидам выгодный мир, который продлится до конца жизни Василия.
Тем временем Василий также обратил свое внимание на ситуацию на Балканах. Воспользовавшись проблемами Византии, болгарский правитель Самуил сумел навязать свою власть над Сербией, Боснией и Черногорией и завоевать значительную часть материковой Греции. Самуилу также удалось восстановить болгарскую власть в Мизии. В результате победы над болгарами при р. Сперхей (996) и мир с Фатимидами, с 1001 года Василий направил все силы и ресурсы империи против Болгарии.
Через несколько лет византийцы вернули себе Мисию, после чего заняли Видин, Софию и долину реки. Они захватили город Видин и город Струма. В 1014 году войскам Василия не удалось вторгнуться в долину реки. Болгары заплатили тяжелую цену – все пленные болгарские солдаты были ослеплены по приказу Василия в отместку за смерть его полководца Феофилакта Вотаниата.
Через несколько дней умер Самуил, главный идеолог болгарского сопротивления. Оставшись без своего харизматичного лидера, болгары распались, также раздираемые междоусобной борьбой, в которой погибли Гаврила Радомир, а затем Иван Владислав. В 1018 году он потерпел поражение от Владимира Владимирова, а затем от Владимира Владимирова. Василий триумфально вошел в город Охрид, беря под контроль все болгарские земли.
Параллельно с победами над болгарами Василий организовал успешную кампанию против остатков Хазарского каганата, захватив почти весь Крымский полуостров в 1016 году. Византия достигла своего территориального зенита, значительно расширившись впервые со времен Юстиниана I Великого.
В своей «Хронографии» византийский историк Майкл Пселл утверждал: «Люди, знавшие императора, считали его человеком строгим и суровым в обращении с другими. Они описывали его как вспыльчивого человека, которому трудно изменить свое мнение. Он был человеком воздержанным, врагом всякой утонченности, хотя и не всегда был таким. Эти качества были результатом событий, произошедших в середине его жизни, во время борьбы за сохранение трона…
Что касается его внешности, то глаза у него были светло-голубые, полные блеска, брови сильно изогнуты, как дуги, а лицо круглое. Он не отличался высоким ростом, но, выезжая на лошади в бой, он словно становился другим человеком, несравненным зрелищем. В старости у него появилась привычка закручивать бороду вокруг пальцев, особенно когда он был задумчив, чем-то рассержен или принимал аудиенции у незнакомых людей.
Он говорил короткими предложениями, с небольшими промежутками между словами. Его смех был мощным и заставлял содрогаться все тело».
Смерть императора
Василий умер 15 декабря 1025 года, во время организации очередного похода – на этот раз на Сицилию, которую он мечтал отвоевать у арабов. Он был похоронен в одном из дворцовых комплексов близ Константинополя. На его надгробии было написано: «С того дня, как Небесный Правитель пожелал, чтобы я стал императором, великим повелителем мира, мое копье не знало покоя. Я был начеку всю свою жизнь, охраняя детей Нового Рима от их врагов…».
Рекомендуем также: