Три с половиной века назад, в 1665 году, Англия была опустошена невиданной чумой, которая унесла жизни более 100 000 человек только в Лондоне — четверти населения страны в то время. Пандемия COVID-19 была не первой, которая «поставила на колени целые города».
Великая чума
С 1664 по 1666 год пандемия была гораздо менее масштабной, чем в середине XIV века, но к тому времени лондонцев атаковал особенно вирулентный штамм болезни. Именно поэтому этот период известен в истории как «Великая чума». Это было последнее крупномасштабное проявление бубонной чумы в Англии за четырехсотлетний период второй пандемической волны болезни.
Крупнейшая пандемия в истории Великобритании
За пятьдесят лет до Великой чумы население Лондона удвоилось: семьи из 10 и более человек жили в двухкомнатных лачугах, улицы (чуть шире переулков) были грязными и нечистыми, люди носили использованную и выброшенную одежду, элементарная личная гигиена в большей части города была на минимальном уровне.
Лондон в 17 веке был очень плохо спланированным городом. Кривые улицы, чрезмерно застроенные и перенаселенные кварталы, наружная канализация или ее отсутствие — все это способствовало распространению эпидемии.
Лондонская чума 1665 года была последней крупной эпидемией бубонной чумы в Королевстве Англия (часть современной Великобритании). Это произошло в период времени, охватывающий многовековую вторую пандемическую волну, характеризующуюся непрерывным расширением заболеваемости бубонной чумой, которая началась первоначально из Европы в 1347 году (первая волна Черной смерти) и продолжалась до 1750 года.
Статистика смертности
Чума изменила образ жизни населения Лондона, особенно после драматической вспышки в 1347 году, известной как период Черной смерти. Однако, в XVII веке были предприняты попытки вести более объективную статистику смертности, и были приняты более продуманные карантинные меры.
Счета за погребение (церковные сборы, которые приход платил за проведение печальных обрядов) стали регулярно публиковать в 1603 году. В тот год умерло 33 347 человек, отмеченных как жертвы болезни. Между этим периодом и 1665 годом было только 4 года без умерших от чумы. В Лондоне в 1563 году еженедельно умирали 1000 человек, а в 1593 году эта цифра возросла до 15 тысяч. В 1625 году их число составляло 41 313.
Первоначально мэрия и правительство установили очень низкую зарплату для счетчиков, поэтому многие из них, старые и неграмотные женщины, давали не совсем достоверные данные о смертности. Руководители приходов намеренно занижали данные о всех случаях смерти от чумы.
Лорду-мэру было ясно, что эти цифры не соответствуют действительности, поскольку общий уровень смертности намного превышал обычный показатель. Поэтому зарплата лондонцев, занятых в печальной статистике, была увеличена. Были приняты дополнительные меры для того, чтобы опрос охватил все деноминации, включая неангликанские церкви, такие как квакеры, баптисты и иудеи.
Причины распространения чумы
Чума вспыхнула в самом бедном районе Лондона, Сент-Джайлс и была беспрецедентно заразна. У заразившегося шанс выжить всего около 30%. В то время никто точно не знал, что именно заражало людей, только с XIX века и по сей день считается, что причиной чумы стали крысы, а точнее блохи, переносимые ими. Однако так ли это на самом деле?
Согласно последним исследованиям, возможно, болезнь распространяли не крысы и блохи, а вши. Точнее, вши на теле человека, которые на сегодняшний день, в результате современных методов стирки, практически полностью стерты с лица Земли.
Эти маленькие букашки могут прикрепляться к одежде людей и — просто касаясь кожи — сосать кровь и заражать бактериями. Согласно другому исследованию, они даже могут распространять болезни сами по себе, без переноса крысами. И блохи, и вши жили в теплой одежде и постели людей и поэтому мгновенно передавали болезнь.
Карантинные мероприятия: знакомые методы
К маю 1665 года одним из первых шагов, предписанных королем Карлом II, было закрытие театров.
Справки заболевших
По мере усугубления пандемии они начали выдавать официальные документы людям с симптомами заболевания, тем самым предотвращая их пребывание в приютах. Доступ был закрыт в города и села по всей стране.
Маски
Врачи носили маски, напоминающие птичьи головы, которые теперь стали культовыми; причина такой формы на самом деле в том, что они заполняли пространство перед носом лавандой и другими ароматическими материалами, чтобы фильтровать поступающий воздух.
Вместе с масками они носили плащи, намазанные воском, хотя нет уверенности, что они полностью понимали, что вши и блохи не могут прикрепиться к такой одежде.
40-дневная изоляция
Другой практикой было введение 40-дневного карантина в домах, где есть зараженные. Эта мера часто приводила к тому, что все члены семьи, жившие под одной крышей, заболевали. Стены красили белой краской, которая считалась губительной для болезнетворных микроорганизмов, а на двери изолированных домов ставится красный крест с надписью «Помилуй нас, Господи».
Власти следили за соблюдением мер изоляции. В исключительных случаях карантинному человеку разрешалось выходить в город, но только если он имел при себе белую палку, чтобы его сограждане могли избежать контакта с ним.
Суда, прибывающие в устье Темзы, также подвергались карантину, особенно это касалось кораблей из стран Европы, где также свирепствовала чума. Срок их изоляции также составлял 40 дней.
Среди попавших под карантин был и 20-тилетний студент Исаак Ньютон. Будущий ученый, после окончания курса, направлялся в Вулсторп и в своем фамильном поместье в графстве Линкольншир находился на самоизоляции.
Так люди реагировали на болезнь, даже если они не очень хорошо понимали, с чем именно имеют дело.
Первые проявления социальной дистанции
Они также закрывали зараженные дома, а также такие дома продавали зараженным людям. На рынках монеты хранились в уксусе, а торговцы избегали прямого контакта, заставляя покупателей самостоятельно забирать свои покупки.
Тем не менее, Лондон проиграл битву. Пик пандемии пришелся на 1665 год, когда за неделю в одной только метрополии умерло 7 000 человек.
Мнение археолога и журналиста
Доктор Ксанд ван Тулекен, археолог Ракша Дейв и журналист Джон Хирург обнаружили необычайное сходство с современной ситуацией, узнав о социальной дистанции в XVII веке, о том, что «блокировка» обязана своим происхождением карантина, а также о том, что известковый раствор, как предпочтительный метод очистки домов после инфекции, мог быть более эффективным, чем современные антибактериальные спреи.
Они также обнаруживали новые доказательства, опровергающие давнее мнение о том, что крысы и их блохи ответственны за распространение чумы, и показали настоящих виновников.
Рекомендуем также: