Мятеж в графствах Кент и Эссекс
Сельское восстание в Англии произошло в период с 30 мая по 15 июня 1381 года. Оно началось в графствах Кент и Эссекс и разрасталось по мере того, как обе группы повстанцев шли на Лондон, по пути нападая на города и деревни.
Повстанцы специально выбирали дома знати и даже атаковали укрепления, такие как Рочестерский замок, где освободили всех содержавшихся там заключенных. В Кентербери они потребовали сменить архиепископа, которого считали зачинщиком своего угнетения.
По мере продвижения к столице, восставшие набирали огромную поддержку, отчасти из-за страха, так как они угрожали разрушить дома людей, если те не присоединятся к протестующим, – но также из-за коллективного гнева против правительства.
Повстанцы достигли Лондона примерно 11 июня и напали на городские пригороды, такие как Ламбет, где уничтожили огромное количество правительственных документов.
Послание и бегство Ричарда II
Ричард II, которому на момент восстания было всего 14 лет, отправил мятежникам послание с вопросом о причине их бурной реакции на корону и государственных служащих.
Согласно «Анонимной хронике», повстанцы ответили королю, что их желание — «спасти его и уничтожить предателей королевства и его самого».
Ричард согласился выслушать их жалобы в Блэкхите на следующий день, накануне праздника Corpus Christi (12 июня). Когда стало ясно, что силы мятежников, которых с каждым днем становилось все больше, представляют угрозу безопасности короля, Ричард укрылся в лондонском Тауэре вместе с напуганным казначеем Робертом Хейлзом и архиепископом Кентерберийским Саймоном Садбери, которые также были мишенями для протестующих.
Когда баржа Ричарда приблизилась к Ротерхиту, чтобы встретиться с мятежниками, его встречали тысячи вооруженных людей. Это было пугающее зрелище. На одном берегу реки находилось 50 000 повстанцев из Кента, на другом – 60 000 из Эссекса.
Не будучи готовыми к такому многолюдному столкновению, советники короля просили Ричарда отступить — и королевская баржа спаслась бегством.
С момента своего прибытия повстанцы неистовствали, и поспешный отход Ричарда только подливал масла в огонь. 13 июня они нанесли самый большой ущерб за всю свою кампанию, уничтожая имущество – в первую очередь Савойский дворец Джона Гонта, третьего сына покойного Эдуарда III и дяди нынешнего короля Ричарда II. Повстанцы убивали иностранцев, особенно фламандцев, и людей в ливреях (своего рода корпоративная униформа), насаживая их отрубленные головы на шипы.
В конце концов Ричард согласился снова встретиться с ними, чтобы выслушать их условия в Майл-Энде. Но когда он покидал Лондонский Тауэр, группе мятежников удалось проникнуть внутрь и похитить из Тауэра Саймона Садбери и Роберта Хейлза, а также брата Уильяма Эпплтона, врача, работавшего на Джона Гонта. Все они были зверски казнены на Тауэрском холме.
Однако в живых остался один человек – молодой Генри Болингброк, сын Гонта, который якобы спрятался в шкафу, пока мятежники бесчинствовали в Тауэре (если бы его схватили, вряд ли он стал бы королем Генрихом IV спустя 18 лет).
Смерть Уота Тайлера и завершение восстания крестьян
В конце концов, на другом собрании, прошедшем 15 июня в Смитфилде, восстание закончилось после ссоры между одним из его лидеров, Уотом Тайлером, и мэром Лондона Уильямом Уолвортом. После потасовки Уолворт убил Тайлера, а повстанцы распустились, после чего в последующие недели и месяцы их преследовали и выставляли в дурном свете.
Причины крестьянского восстания в Лондоне
Истоки восстания уходят корнями в парламентское собрание, состоявшееся в 1380 году в Нортгемптоне. Напряженность между Джоном Гонтским и жителями Лондона уже была высока после того, как он угрожал епископу Лондона и вмешивался в городские и торговые дела.
По этой причине парламент проводится в Нортгемптоне, а не в Вестминстере. Там становилось ясно, что корона находится в шатком финансовом положении. Французы и испанцы угрожали побережью, и срочно требовались средства для защиты страны и важных военных гарнизонов, таких как Кале.
Было принято решение о введении нового налога — и основная тяжесть ложилась на плечи рабочего класса. Налог был увеличен в три раза по сравнению с обычной ставкой: три крупа с каждого человека старше 15 лет.
Реакция на увеличение налога
Первоначально деньги должны собираться двумя волнами:
- первая — ранней весной,
- вторая — летом.
Но казначей Роберт Хейлз настаивал на всеобщем сборе. Это неизбежно приводило к столкновениям и насилию. Реакция была настолько велика, что судебные приставы бежали из городов или даже отказывались собирать налог, опасаясь за свою жизнь.
Более радикальная реакция началась в эссекском городе Брентвуд, когда люди стали угрожать сборщику Джону Бэмптону, который бежал обратно в Лондон.
Бесчинства в Лондоне
Кентская фракция, возглавляемая Уотом Тайлером, подожгла бордель на Лондонском мосту, которым управляли фламандские женщины. Оказавшись в городе, они собирали все больше людей и совершали набеги на здания, представляющие ценность для города.
Наибольший ущерб в Лондоне был нанесен Савойскому дворцу, дому Джона Гонта, который являлся одной из их главных целей. К счастью для Гонта, в это время он не был дома, а вел переговоры с шотландцами в Бервике.
Хотя мятежники нацеливались на Гонта, на самом деле он не участвовал в повышении налога, так как во время заседания парламента 1380 года он был в пути на юг из Шотландии и прибыл только после заключения соглашения. Однако, это была возможность для простых жителей Лондона отомстить за его отношение к ним в прошлом.
Мародерство, вино, пожар
Большая часть ущерба, нанесенного во время восстания, была навязана оппортунистами. Лондонские повстанцы совершили налет на Савой и подожгли вещи Гонта, вызвав огромный пожар.
Смысл рубки заключался в том, чтобы показать богачам пределы их власти, но некоторые повстанцы, неверные делу, стремились набить свои карманы. При попытке удрать, нагруженные богатством, они подвергались нападению со стороны остальных и их немедленно казнили за то, что не остались верны делу.
Пока горел огонь в Большом зале, группа из примерно из 30 повстанцев отправилась на поиски в подвалы, где наткнулась на вино Гонта. Обрадованные своим открытием, они устроили вечеринку и напились.
Тем временем в зал внесли две бочки. Мятежники думали, что в них золото, но на самом деле они были наполнены порохом. И когда он воспламенился, бочки взрывались, разрушив стены дворца, а затем и здание полностью. К ужасу мятежников, костер видели по всему Лондону…
Рекомендуем также: