Открытие золота на мельнице Саттера в 1848 году стало началом золотой лихорадки и вызвало одну из крупнейших массовых миграций в американской истории. Между 1848 и 1855 годами в Калифорнию со всего мира съехались около 300 000 счастливцев в надежде найти золото.
За два года после открытия население Сан-Франциско увеличилось с 800 до более чем 20 000 человек, при этом сотни тысяч искателей ежегодно проходили через город на пути к золотым приискам.
Пропитание в Сан-Франциско
Тем не менее, быстрый рост населения негативно сказался на скромном сельском хозяйстве этого района. Фермеры изо всех сил пытались справиться с наплывом голодающих, а цены на продукты питания стремительно расли.
«Город жаждет белка, но есть нечего», – писала Ева Хрисанте, автор книги «Гарибальди и война яиц фараона» – «Нет необходимой инфраструктуры, чтобы накормить всех голодных мужчин».
Куриные яйца были особенно редки и стоили до 1 доллара за штуку, что сегодня эквивалентно 30 долларам.
«Когда Сан-Франциско впервые стало городом, там постоянно были нужны яйца», – вспоминает журналист в 1881 году. Ситуация была настолько экстремальной, что продуктовые магазины начали давать рекламные объявления в газетах, что они ищут яйца. Объявление 1857 года в журнале округа Сонома гласило: «Разыскивается. Масло и яйца, за которые будет заплачена самая высокая цена».
Фараллоновы острова с яйцами
Борьба за яйца привлекла предпринимателей к необычному источнику: архипелагу площадью 850 акров в 40 км к западу от моста Золотые Ворота, известному как Фараллоновы острова.
Группа островов – «очень драматичное место», — сказала Мэри Джейн Шрамм из Национального морского заповедника Персидского залива. Острова были негостеприимны для людей – племя Кост Миук называло их «островами мертвых». Но несмотря на это, долгое время они были излюбленным местом обитания морских птиц и млекопитающих.
«Я не могу описать опасность этого места и то, насколько оно враждебно для человеческой жизни», – писала Сьюзан Кейси, автор книги «Зубы дьявола: настоящая история выживания среди больших белых акул Америки», – «Это место, где процветает каждое животное, потому что оно самое дикое в дикой природе».
Но у Фараллонов есть одна интересная особенность: они являются домом для самой большой колонии морских птиц в Соединенных Штатах. Каждую весну на острова спускались сотни тысяч птиц, покрывая неровные скалы яйцами всех цветов и размеров.
Бизнес на яйцах
Итак, в 1849 году предприимчивый фармацевт Док Робинсон разработал план, как получить прибыль от нехватки яиц. Он и его зять приплыли к Фараллонам и напали на гнезда.
Конкуренция «охотников за яйцами»
Хотя они потеряли половину того, что собрали во время ужасной поездки до Сан-Франциско, пара заработала 3000 долларов на продаже оставшихся яиц. Едва выжив в этом опасном путешествии, мужчины решили туда никогда не возвращаться. Но слух об их успехе быстро распространился, и острова быстро заполнились «охотниками за яйцами».
Продажа яиц сделало браконьерство слишком прибыльным бизнесом. Но случился неожиданный поворот. В соответствии с менталитетом США о захвате земель, в 1851 году шесть человек отправились к Фараллоновым островам и объявили себя собственниками. Они также сформировали Pacific Egg Company, которая претендовала на исключительные права на места гнездования птиц.
Эта монополия яростно оспаривалась конкурентами, в том числе группой итальянских рыбаков, которые получили доступ к островам от топографических инженеров США. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, в 1859 году федеральное правительство выделило острова для строительства маяка.
Яичные войны
Все эти противоречия перерасли в ожесточенную десятилетнюю борьбу за власть над Фараллоновы острова.
Следующий сезон был еще более ожесточенным. По словам одного из участников, восемь недель с мая по июль стали «ежегодным военно-морским делом, известным как Яичная война». Между враждующими бандами постоянно вспыхивали конфликты, начиная от угроз и забрасывания камнями и заканчивая нанесением ножевых ранений и перестрелок. В 1860 году полицейские обнаружили «две вооруженные до зубов группы, владевшие разными частями острова и яростно противостоящие друг другу».
Бои не ограничивались только островами: регулярным нападениям подвергались лодки перевозящие яйца. Согласно San Francisco Examiner, произошла «очень ожесточенная и фатальная встреча между большими группами конкурирующих охотников за яйцами… на лодках с небольшими пушками». Уже в Сан-Франциско суды были завалены ошеломляющим количеством разнообразных дел, связанных с яйцами, включая обвинения в мелких кражах, нападениях, порче имущества и непредумышленном убийстве.
Накапливающееся напряжение вылилось в рукопашную схватку в 1863 году. Той весной армия итальянских рыбаков под командованием Дэвида Бутчелдера неоднократно предпринимала попытки захватить Фараллоновы острова. Каждый раз тогдашний начальник береговой охраны арестовывал нарушителей и конфисковывал их оружие. Но Батчелдер и его люди отказались сдаваться.
Вечером 3 июня 1863 года рыбаки снова отплыли к Фараллонам, где их встретила группа вооруженных офицеров Pacific Egg Company. Итальянцы провели остаток ночи, выпивая в своих лодках и издеваясь над мужчинами на берегу.
На рассвете флотилия с размытыми глазами попыталась приблизиться к берегу, и сотрудники Pacific Egg Company открыли огонь. В течение следующих 20 минут скалистые вершины эхом отдавались громом и пушечными выстрелами. Когда итальянцы ушли, один сотрудник компании был убит и по меньшей мере пять лодочников были ранены; один из них был убит выстрелом в горло через несколько дней.
Зловещая битва потрясла правительство, и оно решило действовать. Вместо того, чтобы полностью запретить охоту за яйцами, чиновники дали Pacific Egg Company полную монополию на торговлю. Таким образом, опустошение среды обитания длилось десятилетия, уничтожив некогда здоровую колонию морских птиц. «По сути, дикая природа проиграла войну», – сказал Шрамм.
В течение следующих нескольких лет перед компанией встали все более сложные задачи:
- Во-первых, они хотели запретить морякам использовать рожки тумана – необходимую меру безопасности, потому что звук пугал птиц;
- Вскоре после этого сотрудникам запретили собирать яйца для личного потребления – давняя традиция и важный источник пищи.
Однако «вишинкой на торте» стало нападение на помощника охранника за сбор яиц. 23 мая 1881 года армия США насильственно изгнала Pacific Egg Company с островов.
Конец «яичной войны»
Спустя 30 горьких лет «яичная война» наконец-то закончилась, по крайней мере, для людей. Крах компании Pacific Egg Company открыл возможность торговли для независимых рыбаков. Но их победа была недолгой, так как вскоре они столкнутся с еще более серьезным противником: птицеводами. В конце 1800-х годов в Петалуме, всего в 60 милях к северу от Сан-Франциско, была создана птицеводческая ферма, что снизило спрос на яйца с опасного острова. Цена упала с 1 доллара за дюжину до «30 центов в начале сезона до 5 центов за дюжину в конце».
Рекомендуем также:
Люди всегда найдут из-за чего устраивать войны