Во время холодной войны страх подталкивал науку и технику развиваться в гораздо более мрачном направлении. Военная промышленность была готова принимать любые предложения, лишь бы противостоять врагу. Вы что-нибудь слышали о легендарном гигантском каспийском чудовище? Трехглавый дракон СССР – ВВА-14 должен был охранять советские берега.
Что такое Экраноплан?
Эта несложная техника, которую можно увидеть даже из космоса, в свое время сумела заставить американскую разведку не только создать специальную систему наблюдения, но и опасаться его достоинств.
Экраноплан — гибрид между кораблем и самолетом. Он поднимается на несколько метров над водой и остается невидимым для всех радаров, но при этом находится над уровнем моря, а значит, не может быть поражен торпедой или миной.
Такая техника может без проблем перевозить оружие, людей, ресурсы и атаковать. Преимуществами в этом отношении являются высокая скорость — достигаемая несколькими реактивными двигателями и хитроумные и даже рудиментарные технологии.
Однако, когда творение начало обретать форму, инженеры не смогли избежать некоторого факта – экраноплан может плавать только в спокойных водах. Это очень ограничивало его передвижение по океану, но не мешало советским лидерам с ухмылкой говорить, что Красная Армия может без всяких проблем высадится на американских берегах.
Советская военная промышленность может удивить многих, но хотя попытки внедрить новое вооружение казались прекрасными, бюрократия и распределение ресурсов привело к отрицательным результатам.
Инженер Роберт Людвигович Бертини
И поскольку экраноплан – известный летательный аппарат, давайте обратим внимание на другие фантастические идеи, родившиеся в голове Роберта Людвиговича Бертини.
Итальянско-русский инженер был известен огромным воображением, и часто его коллеги думали, что он с другой планеты. В 1922 году он бежал в СССР и занялся исследованиями динамики авиации и поиском различных технологических преимуществ в этом направлении.
В 1928 году Роберта Бертини назначили в ЦКБ (Центральное конструкторское бюро), где он работал над своим военно-морским самолетом. Всего 4 года ему понадобилось для получения должности директора экспериментальной модели самолета-амфибии.
В одном из своих писем он допустил одну большую ошибку – рассказал, где он работал, за что был уволен за нарушение военной тайны. Сразу после этого Роберт был принят на службу в Красную Армию и создал нечто иное – самолет. Самолет Bartini Stal-7 побил рекорд скорости на Парижском авиасалоне.
Авиация была тем, что делало итальянского конструктора счастливым, а чуть позже он все-равно получит советское гражданство.
В 1938 году возникла следующая большая проблема — он был арестован НКВД за то, что был фашистом и шпионом Италии. Его отправили в тюрьму, но там он продолжал работать над своими проектами самолетов. Он помогал Андрею Туполеву создать военный самолет Ту-2.
После войны Роберт Бертини был освобожден и через год отправился на другую авиабазу, где создавал новые модели. В конце концов он оказался в Новосибирске, в секретном научном институте.
В 1956 году Бертини реабилитирован Хрущевым и должен был начать работать над чем-то более интересным. В 1950-х годах он начал работать над новой моделью самолета.
Амфибия вертикального взлета ВВА-14
В то время СССР был крайне обеспокоен тем, что огромная часть территории страны была уязвима по воде. Подводные лодки противника становились все лучше, и что еще страшнее, теперь они могли нести ядерное оружие. Советский генералитет обратился ко всем конструкторским бюро с просьбой создать истребитель или самолет, который мог бы двигаться на большой скорости и при этом беспрепятственно охранять водную территорию.
И вот появилось самое странное решение Бертини. ВВА-14 – это афмибия вертикального взлета, которая должна была охранять морские границы СССР. Для этого летательного аппарата необходимо около 14 двигателей, которые помогут взлететь вертикально с водной поверхности.
Если у конструктора получится то, что он задумал, то созданный самолет будет обеспечивать именно это – обеспечивать безопасность и уничтожать подводные лодки задолго до того, как они достигнут точки интереса.
Трехглавый морской дракон
VVA-14 также имеет прозвище «Трехголовый морской дракон», и, честно говоря, идея неплохая. Идея самолета заключается в том, чтобы быть способным подниматься из воды, нести торпеды и использовать передовую радарную систему для обнаружения подводных лодок.
Он мог садиться на воду и взлетать, но при этом быть чрезвычайно быстрым. Вместо шасси у самолета надувные понтоны, которые надуваются при посадке на воду и позволяют взлетать из любой точки, в том числе из болота, как и подобает машинам-амфибиям.
Экипаж должен состоять из четырех человек, причем трое будут управляли гидролокатором, а четвертый — полетом.
Экраноплан Роберта Бертини
Примерно в это же время Бертини разработал еще более безумную идею. Огромный экраноплан, который мог двигаться по воде со скоростью самолета, нести торпеды и другое военное оборудование, двигаться по поверхности воды и оставаться совершенно неуязвимым для всех видов радаров.
Разница между экранопланом и VVA-14 заключается в том, что здесь мы имеем самолет, который может взлетать и садиться вертикально.
Если бы конструктору дали право на разработку, экраноплан мог бы легко добраться по воде в любую точку мира, причем за считанные часы, что давало армии абсолютное преимущество — возможность развернуться в любой момент и даже достичь труднодоступных мест.
Это уже второй выдающийся проект, который так и не увидел свет, по той простой причине, что конструктор умер, а вместе с ним ушли и ряд его интересных проектов.
Что пошло не так с ВВА-14?
В конструкторском бюро решили создать три модели, первая из которых имела только взлетно-посадочные двигатели. Надувные понтоны не добавлялись, так как идея заключалась в том, что самолет должен быть испытан как конструкция и только потом на него поставлялась остальная техника.
Испытания вертикально-взлетающей амфибии
Первые полеты прошли удовлетворительно, и инженеры получили уверенность, что при правильных инвестициях у них будет достаточно возможностей. Конструкция самого самолета позволяла подавать сжатый воздух прямо под него, при этом крылья на определенной скорости могут направлять воздух и создавать своего рода воздушный карман.
При спуске самолет может опускаться на поверхность воды и сбрасывать торпеды, становясь чрезвычайно эффективным и быстрым судном. Сопротивление воздуха сводилось к нулю, поэтому оставалось только включить реактивные двигатели, что позволяло развивать еще большую скорость. В таком полете крылья самолета должны были активизироваться и изменить свои края, направляя воздух под брюхо самолета.
Однако здесь нужно помнить, что в то время как для полета предусматривались два реактивных двигателя, расположенных в задней части самолета, целых 12 реактивных двигателей должны были поднять огромную конструкцию. Максимальная скорость составляла примерно 760 км/ч, а максимальная достижимая высота при подъеме самолета в воздух – 10 058 метров. При такой мощности рассчитывали, что вооружение весит около 2 тонн. Но что пошло не так?
Оригинальные два двигателя были поставлены для полетов, однако «всплыла» одна конкретная проблема: вместо того, чтобы вернуть проект в конструкторское бюро, чтобы там сделали все, что могли, он был отправлен в КБ «Рубин».
Несмотря на свою 100-летнюю историю (точнее 121 год), на тот момент российские инженеры не имели такого большого опыта и не могли создать подходящие двигатели для 57-тонного зверя. Без необходимых ресурсов ВВА-14 должен был весить всего 23,2 тонны, но с учетом технологий, вооружения и необходимых систем вес резко возрастал. Тем не менее, итальянский инженер был непреклонен в том, что самолет с легкостью преодолеет около 2450 километров.
Замороженный проект
Не получив двигателей, Бертини пришлось изменить всю конструкцию, чтобы соответствовать требованиям. К сожалению, он не успел вовремя среагировать, и изменение конструкции нарушило все остальные необходимые технологии. Результатом всего этого стал замороженный проект, который так и не увидел свет.
Если бы это удалось, VVA-14 стал бы чрезвычайно опасным оружием, способным надежно нейтрализовать и атаковать кого угодно по воде и воздуху.
Проблема, однако, заключалась в том, что:
- во-первых, он достаточно дорог,
- а во-вторых, не справляется с ограничениями.
Хорошо это или плохо, но Роберт Бертини умер незадолго до распада СССР, а поскольку его проект так и не был завершен, в России начали разработку гораздо более легких и обычных самолетов.
Возможное будущее экранопланов
Проект был заброшен, но давайте предположим, какое будущее могло бы ожидать авиацию и судоходство, если бы вместо самолетов использовали скоростные экранопланы?
Хотя большинство критиков находят проблемы с экранопланом и подобными амфибиями, напомним, что согласно теории Бертини – чем больше структура, тем более эффективной она становится. У этой технологии был шанс сработать, просто Советский союз не смог оценить, что именно можно было получить благодаря успешной реализации этого проекта.
Рекомендуем также: