Колхозная страда третьего года войны была поистине боевой, упорной. И она привела к победе. Если там, где земля не получила влаги, даже семян не собрали, то поливные участки дали в общей сложности 2830 центнеров зерна. Не очень высокий урожай. А могло его и вовсе не быть.
Несмотря на драматизм того засушливого лета, колхоз сделал все, чтобы помочь Красной Армии, дал ей хлеба даже больше, чем его уродилось: недород зерна в какой-то мере восполнили колхозники из своих личных запасов.
В урожайном 1940 году они получили на заработанные трудодни столько хлеба, что все закрома были заполнены зерном доверху. Берегли тот хлеб на «черный день». И вот когда настал трудный для нас час, колхозные труженики ничего не пожалели. Старый колхозник Е. Ф. Митяев сдал 18 пудов пшеницы из личных запасов. Сдали хлеба, кто сколько мог, колхозницы А. Логачева, А. Арлашкина, М. Дубовенкова. Задень, когда был объявлен сбор, набралось больше 100 пудов. А потом и вся тысяча.
Вот некоторые цифры из моей записной книжки.
За два первых военных года колхоз сдал государству свыше 220 тысяч пудов хлеба, из них более 40 тысяч пудов в фонд помощи Красной Армии, то есть сверх обязательных поставок. А всего за время войны колхоз сдал 400 тысяч пудов хлеба, 18 тысяч пудов мяса, 2043 центнера молока, 125 центнеров шерсти, 40 центнеров брынзы, тысячи тонн картофеля и овощей.
Помнится, одна только бабка Ильинова навязала варежек для целого взвода. Стара уж была, плохо видела, но ловко и умело перебирала спицы при тусклом свете керосиновой лампы.
Однажды, сдавая варежки для отправки на фронт, она написала письмо незнакомым бойцам: «Дорогие мои сынки, примите тепло моего материнского сердца. Пускай знает фашист поганый, что и я, старый человек, приближаю его погибель…»
Не остался наш колхоз в стороне и тогда, когда по всей стране развернулся всенародный сбор средств на техническое оснащение Советской Армии. На свои личные сбережения дмитриевцы купили и передали фронтовикам 2 боевых самолета и 16 танков — почитай, больше танковой роты!
Хлеб и оружие! Нерасторжимы были эти понятия в то время, как едины были фронт и тыл.
Рекомендуем также: