В коллекции редких книг библиотеки Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, имеется большой том, уложенный в футляр из слоновой кости и перевязанный бечевкой. Когда-то эта книга принадлежала Эдвину Хабблу, который продемонстрировал в обсерватории Маунт-Вильсон, что галактики существуют за пределами нашей и что Вселенная расширяется.
Селенография Гевелия
Среди потертых кожаных чехлов есть одни из первых подробных карт лунной поверхности, проиллюстрированных в 17 веке.
Книга под названием «Селенография» была написана, пожалуй, самым новаторским польским астрономом со времен Коперника. Но Ян Гевелий – один из многих незаслуженно забытых великих ученых в истории.
Селенография – первая книга с лунными картами и диаграммами, охватывающими различные фазы луны.
Более чем за 300 лет до того, как люди ступили на поверхность Луны, Гевелий задокументировал каждый кратер, склон и долину, которые он мог видеть в свой телескоп. Он провел эти и другие наблюдения и составил полный звездный каталог, используя собственное оборудование в своей домашней обсерватории на крыше.
Папа римский о «Селенографии»
Опубликованная в 1647 году книга «Селенография» сделала Гевелия знаменитостью. Итальянский астроном Никколо Зуки даже показывал копию книги папе.
Конечно, как и Коперник до него, Гевелий считал, что Земля вращается вокруг Солнца. Таким образом, о нем и его каталоге звезд, опубликованного издательством Brigham Young University Press, Папа Иннокентий X говорил, что «Селенография» «была бы книгой без параллелей, если бы она не была написана еретиком».
Краткая биография Яна Гавелия
Гевелий родился в 1611 году в Данциге, на берегу Балтийского моря в тогдашнем Королевстве Польском. Сегодня этот сказочный портовый город известен как Гданьск.
Отец Гевелия ожидал, что он станет бизнесменом и будет участвовать в семейном пивоваренном бизнесе, и в возрасте 19 лет отправил его изучать право в Лейденском университете. Ян вернулся в Гданьск в 1634 году и стал купцом, в конце концов перешел на государственную службу в качестве члена городского совета, а затем стал мэром.
Но учитель Питер Крюгер познакомил Гевелия с астрономией и возродил небесное стремление юноши. На смертном одре Крюгер призвал Гевелия посвятить свою жизнь астрономии. Его слова положили начало славной карьере Яна.
В 1641 году Гевелий построил обсерваторию на крышах трех соседних домов в Гданьске. Учитывая его значительное состояние от семейного пивоваренного бизнеса, он направлял свои пивные деньги на науку. После приобретения и строительства ряда сложных астрономических инструментов этот «Звездный замок» стал одной из крупнейших обсерваторий в Европе того времени.
Среди посетителей были такие уважаемые люди как Эдмунд Галлей, среди многочисленных достижений которого было предсказание возвращения кометы, носящей его имя. Галлей приезжал навестить Гевелия и встречался с ним в сотнях километров от других эпицентров астрономии в Париже и Лондоне.
Карты Луны Гевелия
Составление карты Луны было одним из первых великих начинаний Гевелия. Морские государства в то время отчаянно искали способ измерения долготы на море, и считалось, что Луна может решить эту проблему. Идея состояла в том, что во время лунного затмения, если моряки наблюдали, как тень луны пересекает определенную точку на поверхности в 15:03, и знают, что в другом месте, например в Париже, такое же пересечение произойдет в 15:33, тогда они могут рассчитывать градусы долготы, даже если находятся далеко от местоположения города. Однако для того, чтобы сделать эту технику возможной, были нужны более точные лунные карты, потому что в противном случае пришлось бы использовать на корабле большой телескоп.
Питер Гассенди
После долгих ночей на крыше со своими телескопами Гевелию удалось сделать некоторые грубые предварительные рисунки и гравюры. Он отправил их своему другу и коллеге по астрономии из Парижа Петеру Гассенди, который также интересовался составлением карты Луны. Гасенди был впечатлен качеством работы Гевелиуса и просил его продолжать работу над проектом. «Вы наделены такими великолепными глазами, что их действительно можно было бы назвать« рысьими глазами », – писал ему Гасенди.
Этот целеустремленный астроном с рысьими глазами рисовал луну каждую ночь, а на следующее утро гравировал ночные наблюдения в меде. Наконец, через 5 лет он завершил эту работу, опубликовав Selenographia sive Lunae descriptio, которая увековечила его имя.
Рекомендуем также: