На протяжении многих веков представления о роли девочек и женщин в Древней Греции сводились к тому, насколько ограниченной и скрытой была их жизнь. Новое исследование раскрывает более богатую и сложную картину роли женщин как жен, жриц и ученых.
Положение женщин в Древней Греции
Женщин не допускали в общественную сферу, им отказывали в гражданстве, они не имели никакого юридического или политического статуса. Исключенные из полиса, женщины были низведены до ойкоса, или домашнего хозяйства, в качестве жен, матерей и дочерей.
Читайте также
Большая часть этих представлений зародилась в письменных источниках классической Греции. Ксенофонт, Платон и Фукидид свидетельствовали о так называемой неполноценности женщин по сравнению с мужчинами.
Аристотель, писавший в четвертом веке до нашей эры, в своей «Политике» утверждал, что «опять-таки в отношениях между полами, мужчина по природе своей выше, а женщина ниже, мужчина — правитель, а женщина — подданная».
Многие из этих текстов были написаны в Афинах, где существовало наиболее ограничительное отношение к женщинам. В других городах-государствах, таких как Спарта, женщины были более свободны, их поощряли заниматься спортом и тренироваться.
Так же, как могли быть различия между местами, существовали и различия между социальными классами. Бедные и порабощенные женщины работали прачками, ткачихами, продавцами, медсестрами и акушерками.
Не ограничиваясь текстовыми источниками, ученые находят еще больше сложностей в сфере религии. Греческий пантеон полон сильных женских божеств, таких как Афина, богиня войны и мудрости и покровительница Афин; или Артемида, богиня охоты и дикой природы. Археологи обнаруживают, что жизнь жриц давала женщинам больше свободы и уважения, чем считалось ранее. Роли женщин в Древней Греции были не монолитными, а разнообразными.
Девы и невесты
Жизнь большинства знатных женщин в основном состояла из трех этапов:
- kore (юная дева),
- nymphe (невеста до рождения первого ребенка)
- и gyne (женщина).
Читайте также
Взрослая жизнь обычно начиналась в начале или середине десятилетнего возраста, когда девушка выходила замуж и официально переходила из семьи отца в семью мужа. У большинства невест было приданое, к которому муж не имел доступа, и если брак не удавался, деньги возвращались к отцу.
Свадебные традиции
В день свадьбы женщины часто готовили очистительную ванну, набирая воду в лутрофорос — продолговатый сосуд с двумя ручками и узким горлышком, обычно украшенный сценами бракосочетания. Археологи находили лутрофоры, оставленные в качестве подношений в различных храмах, в том числе в святилище Нимф на Акрополе в Афинах.
Женская прислуга одевала и венчала невест в доме их отца, где также проходила церемония бракосочетания. После свадьбы опека и защита невесты официально переходили от ее отца к жениху. Праздничная процессия сопровождала молодоженов в их новый дом. Празднование продолжалось и на следующий день, когда невеста получала подарки от родных и друзей.
Аспасия Милетская
Ограниченность источников может затруднить установление истины о многих древнегреческих женщинах. Один из известных примеров — Аспасия Милетская, любовница афинского государственного деятеля Перикла и мать его сына (также названного Периклом).
Поскольку она родилась не в Афинах, Аспазия была свободна от условностей, связывавших афинских женщин. Известная своей красотой и умом, она вращалась в тех же кругах, что и некоторые из самых важных людей в Афинах пятого века до нашей эры, включая Сократа и скульптора Фидия. Некоторые историки считают, что она управляла популярным салоном, где собирались великие афинские мыслители, но другие характеризовали его как бордель.
Также рекомендуем
Не сохранилось ни одного собственного сочинения Аспазии, что исключает ее голос из истории. Это отсутствие породило много догадок о том, кем была на самом деле Аспасия Милетская.
Чем занимались древнегреческие женщины
В доме женщины занимали гинекеи – комнаты, предназначенные исключительно для женщин. Изображения гинекея встречаются на погребальных стелах и керамике. Женщины занимались домашним хозяйством, и одним из их основных занятий было прядение и ткачество. Во многих домах был собственный ткацкий станок.
Одна из самых известных ткачих из греческой мифологии – жена Одиссея, Пенелопа, образец материнства и верности. Пока ее муж отсутствовал 20 лет, воюя под Троей и странствуя после этого, Пенелопа столкнулась с жадными женихами, добивающимися ее руки для управления Итакой. Придумав хитрость, Пенелопа проводила дни за плетением савана для своего свекра, а каждую ночь снова распутывала его в надежде, что, пока она медлит с ответом, ее муж вернется домой.
Археологи обнаружили большое количество эпинетр – набедренных повязок, которые использовались женщинами во время работы с шерстью. Женщины клали полуцилиндрический кусок дерева или керамики на одну ногу, чтобы во время чесания шерсти, не испачкать одежду ланолином. Красиво украшенные эпинетры были популярными свадебными подарками; на многих эпинетрах была изображена голова Афродиты, богини любви и красоты.
Также рекомендуем
Женщины в доме также заботились о детях. Воспитанием девочек и мальчиков занимались женщины, хотя мальчики после определенного возраста переходили в руки педагога. Музыка, обычно в форме игры на лире, была частью образования девочки. Женщины также играли ключевую роль в погребальных ритуалах своих семей. Они готовили тело, помазывая и одевая его, и участвовали в похоронной процессии.
Женщина философ
Были и женщины, получившие образование и сделавшие заметный вклад в искусство и науку. Около 350 года до н.э. Аксиота из Флиуса изучала философию у Платона (в некоторых источниках говорится, что для этого она переоделась мужчиной). В шестом веке до нашей эры дельфийская жрица Фемистоклея (также известная как Аристоклея) была самостоятельным философом и предполагаемым учителем знаменитого философа и математика Пифагора.
Женщины-боги Древней Греции
Женщины, участвовавшие в религиозных культах и священных обрядах в качестве жриц, наслаждались жизнью вне домашней сферы. Работа археолога Джоан Бретон Коннелли показала, что в греческом мире «религиозная служба была единственной ареной, на которой греческие женщины играли роли, равные и сравнимые с мужскими».
Участие в религиозной жизни было открыто для молодых девушек. Аррефорои, например, были молодыми аколитами, которые выполняли различные ритуальные задания, в том числе ткали пеплос (верхнюю одежду), который каждый год посвящался богине Афине.
Девочки в возрасте от пяти лет до подросткового возраста могли быть выбраны в качестве «маленьких медвежат» в ритуалах, посвященных богине Артемиде в ее святилище в Брауроне (расположенном примерно в 24 милях к юго-востоку от Афин).
Жрицы в Древней Греции
Служба жрицей давала женщинам очень высокий статус. В Афинах, возможно, самой важной религиозной ролью была роль верховной жрицы Афины Полиас, которая в этой роли могла получить права и почести, недоступные большинству женщин: Одна жрица Афины во втором веке до нашей эры получила от города Дельфы свободу от налогов, право владеть имуществом и многое другое.
Имена жриц были достаточно известны, чтобы древние историки использовали их для того, чтобы вписать ключевые события в контекст. Историк Фукидид отмечает начало Пелопоннесской войны именем Хрисиды, жрицы богини Геры в Аргосе около 423 года до н.э., наряду с именами современных афинских и спартанских чиновников.
Также рекомендуем
Другой значимой женской фигурой в греческой религии была Пифия, верховная жрица Аполлона в его храме в Дельфах. Известная также как Дельфийский оракул, она занимала одну из самых престижных ролей в Древней Греции. Мужчины приезжали со всего древнего мира, чтобы посоветоваться с ней, так как верили, что бог Аполлон говорил ее устами.
Гортина, Спарта и Афины
Спарта была не единственным городом, где женщины пользовались большими свободами, чем жительницы Афин. Согласно своему Великому кодексу пятого века до нашей эры, Гортин (Гортина), город на острове Крит, разрешил женщинам наследовать и управлять имуществом, признавая ценность женского труда как генератора и защитника богатства.
Помимо управления собственным имуществом, женщины могли распоряжаться имуществом своих детей, если опекун-мужчина оказывался непригодным. Сохранились свидетельства законодательства, регулирующего брак, развод и владение имуществом среди порабощенного населения Гортина, что дает представление о том, как отличалась жизнь женщин в зависимости от их социального класса.
Жрицы играли важную роль в священных праздниках, некоторые из которых были преимущественно, даже исключительно женскими. Многие из них были связаны с урожаем. На празднике Фесмофории женщины собирались, чтобы поклониться Деметре, богине земледелия, и ее дочери Персефоне. Во время дионисийского праздника Ленеи, женщины присоединялись к оргиастическим ритуалам в качестве менад (безумных), чтобы отпраздновать Диониса, бога вина.
Ученые-классики продолжают находить все новые и новые сложности в ранее скрытой жизни древнегреческих женщин. Открывается более полная картина культуры, в которой женский опыт был богаче и разнообразнее, чем считалось ранее.
Рекомендуем также: