В условиях западноевропейского, христианского средневековья, указывал Фридрих Энгельс, «…наука была смиренной служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой: короче – она была чем угодно, только не наукой». ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 296)
Развитие естествознания в средние века
Прогресс техники на Западе до середины XV века совершался крайне медленно. Новые изобретения внедрялись с трудом. Поэтому техника в эту эпоху почти не нуждалась в систематическом изучении природы; она не оказывала значительного стимулирующего влияния на развитие естественнонаучных представлений о природе.
С другой стороны, господствующая церковь с ее религиозной идеологией подчинила себе науку, выродившуюся в псевдонаучный придаток теологии и схоластики.
Широко распространились алхимия, астрология, магия, кабалистика чисел и т. д.
Известный немецкий химик и врач Иоганн Иоахим Бехер (1635—1682 гг.), говоря об этом периоде, писал: «Восемь вещей неустанно стремились найти ученые и любознательные, а именно:
- Философский камень,
- Эликсир долгой жизни,
- Средство размягчать стекло,
- Вечный свет,
- Гиперболу вогнутого зеркала,
- Градус долготы,
- Квадратуру круга,
- Вечное движение.
Кто располагает деньгами, временем и желанием, может при случае их найти».
В средние века в Европе начали интересоваться научными достижениями древних народов. В этом отношении очень показательно то, что в XIII веке была издана энциклопедия Винцети де Бове. Она знакомила с геометрией Эвклида и с астрономией Птолемея.
Мусульманские ученые средневековья
На Востоке в отличие от Западной Европы было сделано много важных естественнонаучных открытий и наблюдений. Среди крупных ученых Средней Азии того времени особое место занимает философ-естествоиспытатель, врач, математик, поэт, самостоятельный и оригинальный мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).
Ибн-Сина (Авиценна)
Ибн-Сина (около 980—1037) выражал прогрессивные тенденции своего времени. Он стремился возродить интерес к изучению природы, оживить творческую мысль, задавленную гнетом богословия.
Ибн-Сина изучал движение тел, свойства инерции, состав и свойства минералов, причины образования гор, состав и происхождение живых существ и т.д. Естественнонаучные воззрения Ибн-Сины изложены в его философских произведениях, а также многочисленных медицинских трактатах, крупнейшим из которых является «Канон врачебной науки».
Эта книга была написана в 20-х годах XI века. Она в течение пяти веков считалась важнейшим руководством для медиков. Латинский перевод ее был сделан в XII веке.
В старинных русских медицинских рукописях имя Авиценны встречается наряду с крупнейшими учеными того времени.
В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина затрагивает вопросы медицины, астрономии, минералогии. Предвосхищая позднейшие открытия, он выдвинул гипотезу о не видимых глазом возбудителях лихорадки, т.е. инфекционных заболеваний, которые передаются при помощи воды и воздуха.
Широкое распространение в то время имела предложенная Ибн-Синой классификация минеральных тел. Все минералы он делил на камни, плавкие тела (т.е. металлы), серные (т.е. горючие) вещества и соли.
Классификация Ибн-Сины просуществовала до XVI века.
Абу-Рейхан-Мухаммед Ибн-Ахмед аль-Бируни
Большой вклад в развитие науки сделал выдающийся хорезмский ученый-энциклопедист Абу-Рейхан-Мухаммед Ибн-Ахмед аль-Бируни (972 или 973 —1048). Он создал капитальные работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, биологии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории.
Бируни в своих исследованиях широко применял глубокий математический анализ и использовал естественноисторический подход к явлениям природы. Основным методом исследования он считал эксперимент.
Особое значение для развития минералогии имеет обширный труд Бируни «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов и сплавов.
Бируни впервые определил удельные веса большинства минералов и металлов. Об этом он написал специальный трактат «Правила нахождения удельных весов минералов». В нем он изложил методы, применяемые для этих целей, а также описал сконструированный им прибор для определения удельного веса минералов.
Так, например, он установил, что удельный вес:
- сапфира 3,97 (по современным данным — 3,97 – 4,12),
- золота — 19,05 и т. д.
В Европе впервые определение удельного веса минералов, соответствующее по точности определениям Бируни, было сделано только в XVIII веке.
Джабир-Ибн-Хайян
Крупный след в науке оставил араб Джабир-Ибн-Хайян, названный европейскими учеными Гебером (около 721 — 815). Среди многочисленных сочинений этого автора, касающихся различных областей знания, наибольшей известностью пользовались его книги по алхимии. Важнейшие из них были обнаружены только в 1927 — 1929 годах среди арабских рукописей в библиотеках Каира и Стамбула.
Джабир-Ибн-Хайян полагал, что все металлы — сложные вещества, образованные путем соединения в разной пропорции двух первоначал (ртути — начала металличности и серы — начала горючести), и считал возможным взаимное превращение металлов.
В отличие от алхимических трактатов того времени в его сочинениях основное место занимает описание различных практических операций. Он описывает перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию, а также точно и ясно излагает методы получения многих химических препаратов (например, азотной кислоты, азотного серебра, нашатыря, сулемы), методы выплавки металлов, окраски тканей и т.п.
Однако при всей важности открытий этих и других ученых Востока, они все же еще не могли привести к созданию естествознания как систематической, опытной науки.
Рекомендуем также: